Файл: Основной целью моей работы является раскрытие тематики контроля и надзора в системе государственного управления, основных понятий и функций контроля и надзора, а также понятие государственного управления.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Организация в качестве функции государственного управления состоит в определении организационных положений, устанавливающих порядок управления и процессуального регулирования регламентов, нормативов, инструкций, требований и ответственности.

Функция планирования в государственном управлении выражается в постановке целей, определении необходимых для их достижения ресурсных затрат, способов и сроков, а также форм и методов поэтапного контроля за деятельностью объекта управления, силами которого достигается реализация планового задания.

Функция прогнозирования в государственном управлении представляет собой выработку обоснованного суждения о будущем развитии общества или его вариантов, путей и сроков его достижения. Прогноз является надёжным инструментом принятия стратегического, управленческого решения.

Мотивацию как управленческую функцию принято чаще всего рассматривать применительно к ограниченным, локальным системам. Мотивация на общегосударственном уровне приобретает вид национальной идеи, становится материальной силой.

Регулирование является важной функцией современного государственного управления. Оно может рассматриваться в широком и узком смысле. Государство путём издания законов, подзаконных и судебных актов устанавливает определённые общие правила поведения участников общественных отношений, т.е. нормативно регулирует их.

Функцию контроля в государственном управлении можно рассматривать как с точки зрения упорядочения деятельности государственных структур, так и с точки зрения гармонизации общественных отношений. С помощью контроля выявляются отклонения в управляемой системе от заданных параметров и принимаются меры для приведения её в состояние соответствия с ними. Этим контроль отличается от надзора, где надзирающий только констатирует отклонение и информирует соответствующие инстанции, компетентные принимать управленческие решения.

Специфические функции государственного управления находят своё воплощение в конкретных проявлениях всего многообразия возникающих на практике ситуаций, где необходимо действовать только от имени государства, реализуя его компетенцию. В их числе можно назвать функции правоприменения, проведения выборов и референдумов, государственный статистический учёт(перепись населения), лицензирование видов деятельности, регулирование особых правовых режимов(президентского правления,чрезвычайного положения, свободных экономических зон) и ряд других.


Методы и средства государственного управления.

Методы и средства государственного управления достаточно разнообразны. Среди них могут быть чисто механические и несущие известную идеологическую нагрузку. Они могут быть направлены как на достижение социально значимых позитивных целей, идущих на пользу обществу и государству, так и на манипулирование общественным мнением, обман, принуждение, провокации и т.д. По своему содержанию методы и средства не вполне совпадают, но в деле государственного управления, когда имеется в виду способ достижения его целей, их трудно разделить. Они выступают в единстве, активизируя ту или иную строну процесса государственного управления. Методы - категории нематериальные, средства, как правило, материальны. Метод - это то, как делается, средство - при помощи чего делается. Под методами государственного управления понимаются официальные способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенции и в установленном порядке.

Средства государственного управления - это инструментарий, набор конкретных и чаще всего овеществленных предметов, используемых в данном процессе. В государственном управлении средства могут быть техническими(средства труда государственных служащих, электронные, космические), специальными (средства военные, правоохранительные, таможенного и пограничного контроля, обеспечения госбезопасности, денежной эмиссии, гражданской обороны, дипломатические), информационными и коммуникационными (средства правительственной связи и информации) и др.

Таким образом, с помощью методов и средств государственного управления осуществляются функции государственного управления, достигаются цели, которые ставит перед собой субъект государственного управления. Разнообразие методов и средств государственного управления позволяет сделать процесс управления гибким, динамичным и эффективным.

Методы государственного управления можно классифицировать по различным основаниям, например, по способам формирования и обеспечения реализации управляющего воздействия они делятся на методы функционирования органов государственной власти и методы обеспечения реализации целей и функций государственного управления. К методам функционирования органов государственной власти относятся те, посредством которых осуществляется государственное управление, разрабатываются, принимаются и реализуются властно-управленческие решения.



Методы функционирования органов государственной власти можно квалифицировать в качестве прямого административного или косвенного регулирующего воздействия со стороны органов государственной власти на соответствующие объекты управления, независимо от конкретной области общественной жизни. К первой группе относятся методы правового регулирования, убеждения, принуждения, публичного администрирования, государственного контроля и др. Ко второй - воспитания, демократизации управления, размещения государственных заказов, налогообложения, определения таможенной стоимости товара и др.

Методом правового регулирования государство через свои органы осуществляет воздействие на общественные отношения, дозволяя их участникам совершать действия правового характера, предоставляя им соответствующие права и налагая на них определённые обязанности, а также даёт возможность выбора вариантов поведения в пределах, установленных правовыми нормами.

Метод убеждения наиболее предпочтителен в государственном управлении. Использование этого метода требует авторитета власти, создания определённых условий, социального климата, наличия веских аргументов. Как правило, средствами убеждения стимулируется мотивация должностного поведения. Этот метод в деятельности органов государственной власти применяется довольно часто для связей с общественностью, например, при проведении референдумов. При этом результаты убеждающего воздействия, если они достигнуты, дают значительно большой эффект, чем меры принуждения.

Государственное управление, в процессе осуществления которого реализуются решения государственной власти, носит публичный характер. Публичность выражается в том, что именно государственное управление обеспечивает соблюдение общих, публичных интересов, имея в своём распоряжении «публичную» материальную основу - государственное имущество, налоги, финансы и т.д. Осуществляемые в России преобразования требуют известной переоценки, наполняя новым содержанием метод публичного администрирования.

Методом государственного контроля обеспечивается соблюдение законов и других правовых актов, издаваемых государственными органами. Система государственного контроля имеет свою специфику в различных странах, и изучение международного опыта несомненно приносит большую пользу.


Что касается многочисленных методов косвенного регулирующего воздействия, то их значение можно проиллюстрировать на примере метода налогообложения. На протяжении всего хода российских реформ именно просчёты в системе налогообложения оказывали резко негативное воздействие на все стороны хозяйственной жизни, значительно затрудняя реализацию целей государственного управления.

Таким образом, в итоге можно отметить, что приступая к изучению содержания особенностей государственного управления, необходимо прежде всего определить само понятие управления. Этот термин стал универсальным средством характеристики определённого вида деятельности, то есть совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей. Управление в широком смысле понимается как руководство кем или чем либо. Среди всех видов управления - государственное управление занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на всё общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения.

Государственное управление - это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач всего российского государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Контроль и надзор в современной системе государственного управления играет важнейшую роль в осуществлении политики российского государства, главной целью которого является обеспечение комфортного и достойного существования граждан. Но всё это возможно только при серьёзном и строгом, грамотно построенном контроле и надзоре за соблюдением норм законодательства во всех сферах жизни общества, так как при отсутствии этих главных составляющих может произойти значительный ущерб, который не позволит привести в действие все намеченные планы, реформы и государственные программы.


Все цивилизованные государства в современном мире, не зависимо от их естественных различий, сходятся в настоящее время в едином мнении, что достичь достойного качества жизни каждого члена общества можно только лишь за счёт правильной и рациональной организации управления этим обществом. Это лишний раз доказывает пристальное внимание любого здравомыслящего правительства к проблеме организации государственной службы. Россия в этом плане не является исключением. Однако наше государство находится на начальном этапе своего развития, и для того, чтобы правильно и наиболее полно выполнить задачу построения и организации государственного управления в стране, необходимо, в первую очередь, учитывать некоторые особенности нашего государства.

В настоящее время в Российской Федерации существует целая система специальных органов, которые осуществляют контрольно-надзорные функции. И эту систему составляют агентства, службы, министерства, управления и т.д.

Полномочия всех этих органов достаточно обширны и могут включать в себя широкий спектр задач по выявлению нарушений в различных сферах деятельности. Контроль и надзор осуществляется непосредственно в таких важных направлениях для любого государства, как соблюдение законов и иных нормативно правовых актов, налоги и сборы, общественная безопасность, охрана труда в валютной и таможенной области и др.

На современном этапе развития в Российской Федерации сложилась достаточно устроенная система органов, которые носят контрольно - надзорный характер. Однако эффективность этой системы в настоящее время еще не может использоваться в полной мере, поскольку существуют проблемы в законодательстве. Так в нормативно - правовых актах отсутствует четкое определение терминов контроля и надзора. В связи с этим нет конкретного отражения сущности данных понятий и разграничения их функций, что снижает эффективную реализацию государственными органами тех полномочий, которые заключены в них. Также на законодательном уровне не достаточно разграничены сферы деятельности органов и их структурных подразделений, следствием чего является дублирование органами функций и полномочий друг друга. Имеет место слабое кадровое обеспечение и компетенция должностных лиц, для которых пока ещё не определены критерии ответственности за допущенные нарушения на службе. Требуется совершенствование материально технической базы для обеспечения более эффективной деятельности контрольно - надзорных органов.