Файл: Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности школьника.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
порядке для школы трудно наладить диалог, если вторая – семья – к нему, либо не готова, либо не желает приступать. Однако, систематическая, последовательная работа ведет к возникновению связи между школой и семьей, которая выливается в партнерские отношения при условии, что семья видит заинтересованность школы в развитии детей и будет стремиться к контакту [6, с.187]. Таким образом, именно непрофессиональная работа с родителями чаще всего подрывает авторитет педагога и школы. Родители будут стремиться к сотрудничеству и последующим контактам, только видя заинтересованность классного руководителя судьбой их детей.
2.Изучение условий эффективного взаимодействия семьи и школы на базе 3-х классов средней школы № 21, г. Б, Барановичи 50 лет ВЛКСМ 40
2.1 Характеристика проведенного исследования
Возьмём за базу нашего исследования среднюю школы № 21, г. Барановичи, 50 лет ВЛКСМ 40. Для эксперимента были взяты 2 класса: 3-А класс - экспериментальный (классный руководитель Устенко Н.С.), 3-В класс - контрольный (классный руководитель Коваленко А.Э.).
Работа проводилась в три этапа:
I - констатирующий эксперимент;
II - формирующий эксперимент;
III - контрольный эксперимент.
На I этапе констатирующего эксперимента с классным руководителем 3-А класса для выявления уровня обучаемости учащихся мы завели диагностическую карту на класс. Кроме того, в карту мы внесли графу «любознательность».
В основу заполнения диагностических характеристик положен метод наблюдения. Первоначальное заполнение было в присутствии родителей и детей в начале сентября на родительском собрании. Заполнение такого же документа для сравнения результатов мы наметили на конец апреля.
В диагностической карте были отмечены знаком (+) те признаки ведущих качеств личности, которые зачастую прослеживаются у ребенка. Если тот или иной признак проявляется слабо, то в карте мы отметили знаком (-). Если совсем не проявлялся, то данную клетку оставляли пустой.
Данные диагностической карты на начало учебного года (таблица 2.1). Из диагностической карты видно, что у 4 человек признак «устойчивая работоспособность» совсем не проявлялась. Уровень обучаемости, как было сказано выше, высокий и средний. Чем выше уровень обучаемости, тем лучше сформированы уровни ведущих качеств личности.
В контрольном классе также была заполнена диагностическая карта ( таблица 2). Опираясь на диагностические карты 3-А и 3-В классов была составлена диаграмма, из которой видно, что результаты почти равны, только любознательность у 3-А выше (диаграмма 2.1).
Таблица 2.1 - Диагностическая карта № 1 (первоначальная диагностика). Класс 3-АДата заполнения: 03.04.2012 г.
Таблица
Этот анализ ни в коем случае не является средством «сортировки» учащихся. Напротив, для нас важно было найти и отметить «сильные» стороны каждого ученика.
Средний балл не имеет главного значения, он помечает лишь выделить тенденцию, общую характеристику класса.
Главным для нас было - делать все это, подходя к детям с гуманистической позиции, веря в их силы и возможности.
Таблица 2.2 - Диагностическая карта № 2 (первоначальная диагностика). Класс 3-В Дата заполнения: 03.04.2012 г.
Таблица
Диаграмма 2.1 - Результаты любознательности школьников
Любознательность у 3-А на 8% выше.
Таким образом, совместные задачи родителей с классным руководителем повышает уровень обучаемости. Исходя из этого, чем выше уровень обучаемости, тем лучше результаты обученности, качества знаний и успеваемости.
Определив на I этапе исследования задачи нашей дальнейшей деятельности, мы приступили к их реализации (к формирующему эксперименту).
2.Изучение условий эффективного взаимодействия семьи и школы на базе 3-х классов средней школы № 21, г. Б, Барановичи 50 лет ВЛКСМ 40
2.1 Характеристика проведенного исследования
Возьмём за базу нашего исследования среднюю школы № 21, г. Барановичи, 50 лет ВЛКСМ 40. Для эксперимента были взяты 2 класса: 3-А класс - экспериментальный (классный руководитель Устенко Н.С.), 3-В класс - контрольный (классный руководитель Коваленко А.Э.).
Работа проводилась в три этапа:
I - констатирующий эксперимент;
II - формирующий эксперимент;
III - контрольный эксперимент.
На I этапе констатирующего эксперимента с классным руководителем 3-А класса для выявления уровня обучаемости учащихся мы завели диагностическую карту на класс. Кроме того, в карту мы внесли графу «любознательность».
В основу заполнения диагностических характеристик положен метод наблюдения. Первоначальное заполнение было в присутствии родителей и детей в начале сентября на родительском собрании. Заполнение такого же документа для сравнения результатов мы наметили на конец апреля.
В диагностической карте были отмечены знаком (+) те признаки ведущих качеств личности, которые зачастую прослеживаются у ребенка. Если тот или иной признак проявляется слабо, то в карте мы отметили знаком (-). Если совсем не проявлялся, то данную клетку оставляли пустой.
Данные диагностической карты на начало учебного года (таблица 2.1). Из диагностической карты видно, что у 4 человек признак «устойчивая работоспособность» совсем не проявлялась. Уровень обучаемости, как было сказано выше, высокий и средний. Чем выше уровень обучаемости, тем лучше сформированы уровни ведущих качеств личности.
В контрольном классе также была заполнена диагностическая карта ( таблица 2). Опираясь на диагностические карты 3-А и 3-В классов была составлена диаграмма, из которой видно, что результаты почти равны, только любознательность у 3-А выше (диаграмма 2.1).
Таблица 2.1 - Диагностическая карта № 1 (первоначальная диагностика). Класс 3-АДата заполнения: 03.04.2012 г.
№ | Ф.И.О. | Уровень обученности | Любознательность | |||||
высокий | средний | низкий | наблюдательность | устойчивый интерес к учебе | применение знаний на практике | устойчивая работоспособность | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
1 | Андрущенко Ира | | + | | + | + | + | + |
2 | Аринчев Женя | | + | | + | - | + | + |
3 | Бырдина Настя | + | | | + | + | + | + |
4 | Вдовиченко Даня | | + | | + | - | + | - |
5 | Герасютина Лена | | + | | - | | + | |
6 | Голубев Денис | + | | | + | + | + | + |
7 | Гончар Кирилл | + | | | + | + | + | + |
8 | Диянова Яна | | + | | + | + | + | - |
9 | Журбенко Женя | | + | | + | + | + | - |
10 | Иванова Маша | + | | | + | + | + | + |
11 | Константинов П. | + | | | + | + | + | + |
12 | Костюк Катя | | + | | - | - | - | - |
13 | Ктитор Кристина | + | | | + | + | + | - |
14 | Курман Влад | + | | | + | + | + | + |
Таблица
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
15 | Лебедева Лера | + | | | + | + | + | + |
16 | Мальдин Ал. | + | | | + | + | + | + |
17 | Маняжина К. | | + | | - | - | + | |
18 | Михайлова Валя | + | | | - | + | + | - |
19 | Маковецкая Яна | | + | | + | + | + | + |
20 | Мустяца Влайку | | + | | - | | - | |
21 | Можейкин Саша | + | | | - | + | - | |
22 | Пауленко Макс | | + | | + | + | + | + |
23 | Проскурин Дима | + | | | - | - | - | - |
24 | Тожтеев Никита | | + | | - | + | + | + |
25 | Желюк Света | + | | | + | - | + | + |
26 | Трандасир Лиза | | + | | - | + | - | + |
Этот анализ ни в коем случае не является средством «сортировки» учащихся. Напротив, для нас важно было найти и отметить «сильные» стороны каждого ученика.
Средний балл не имеет главного значения, он помечает лишь выделить тенденцию, общую характеристику класса.
Главным для нас было - делать все это, подходя к детям с гуманистической позиции, веря в их силы и возможности.
Таблица 2.2 - Диагностическая карта № 2 (первоначальная диагностика). Класс 3-В Дата заполнения: 03.04.2012 г.
№ | Ф.И.О. | Уровень обученности | Любознательность | ||||||
высокий | средний | низкий | Наблюдательность | устойчивый интерес к учебе | применение знаний на практике | устойчивая работоспособность | |||
1 | Васильченко Дима | | + | | - | + | + | - | |
2 | Гуцу Александр | | + | | - | - | + | - | |
3 | Кирил Кирилл | | + | | - | + | + | - |
Таблица
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
4 | Корня Гриша | | + | | - | + | - | + |
5 | Краснян-й Андрей | | + | | + | - | + | - |
6 | Мастакян Арэн | + | | | + | - | + | + |
7 | Надчафов Ильгар | | | + | - | - | - | - |
8 | Нирун Николай | | + | | + | - | - | - |
9 | Плохотнюк Ар. | | + | | - | | | - |
10 | Розанов Андрей | | | + | - | | | - |
11 | Саракуца Стас | | | + | - | - | - | - |
12 | Савельев Никита | | + | | + | + | + | + |
13 | Солоненко Даша | + | | | + | + | + | + |
14 | Солоденко Валя | + | | | + | + | + | - |
15 | Федоряцева Таня | | | + | - | | - | - |
16 | Цыганенко Ал-й | + | | | + | + | - | + |
17 | Цыбульская Н. | | + | | - | | | - |
18 | Черноморец С. | | + | | - | + | - | - |
19 | Шелиов Анд-й | + | | | + | - | - | + |
20 | Шинков Влад | | + | | + | - | - | - |
21 | Южневич Ф. | | + | | + | + | + | + |
22 | Соколов Гриша | + | | | - | + | + | + |
23 | Колосовская Женя | | + | | + | - | + | |
Диаграмма 2.1 - Результаты любознательности школьников
Любознательность у 3-А на 8% выше.
Таким образом, совместные задачи родителей с классным руководителем повышает уровень обучаемости. Исходя из этого, чем выше уровень обучаемости, тем лучше результаты обученности, качества знаний и успеваемости.
Определив на I этапе исследования задачи нашей дальнейшей деятельности, мы приступили к их реализации (к формирующему эксперименту).