Файл: Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования личности школьника.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.2 Анализ воспитательной работы и работы с родителями
Рассмотрим анализ воспитательной работы
В 3-А классе обучается 26 учеников, из них 11 мальчиков и 15 девочек. Для 12 учащихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 12 - средний, а для 2 - низкий уровень.
Анализ успеваемости и качества знаний за прошлый год показывает, что в классе 3 ученика учатся на «отлично» (Герасюткина Л., Голубев Д., Лебедева Л.), на «4» и «5» успевают 20 человек, 3 человека имеют «3» по итогам года.
В классе выделялась группа учащихся (11 человек) с высокой степенью развития познавательного интереса. Уровень знаний этих учащихся возрастает из года в год.
В классе есть ученики неуверенные в себе, они осторожничают, боятся ошибиться. Они не проявляют на уроках высокую активность, хотя, как правило, правильно отвечают на вопросы, справляются с учебными заданиями, осознанно воспринимают новый материал.
Чтобы глубже узнать родителей, решили исследовать внутрисемейное межличностное отношение родителей и их влияние на успеваемость, так как семья обеспечивает человеку и поддержку, и защиту, и отдых, а детям воспитание и развитие. Необдуманные действия родителей, педагогическая неграмотность, выяснение отношений на глаза у ребенка вызывают нарастание внутрисемейного конфликта, что в конечном итоге сказывается и на его успеваемости. Внутренний конфликт очень часто соотносится с осложнением между отношениями родителей и учителем ребенка.
Был проведен рисуночный тест «Моя семья» и даны общие рекомендации родителям (приложение Б).
С учетом полученных результатов был составлен план работы с родителями. Важная роль отводилась родительским собраниям, поэтому особенно тщательно продумывалась тематика данного мероприятия. Темы собраний были интересными для родителей и актуальными.
Первое собрание выявило, что родители по-разному относятся к образованию и воспитанию своих детей (5 из 21 не пришли). Однако все, кто пришел, выразили свое доверие, желание сотрудничать. Многие хотели бы помочь своим детям, но не знали как и что делать. Каждый высказывал пожелание и интересующие его вопросы.
Чтобы общаться между собой и решать какие-то общие вопросы, каждый родитель получает лист со всеми данными о каждом ученике и его семье, указанием домашнего адреса, телефонов, места работы. Это очень удобно и полезно и детям, и взрослым.
Виды собраний были различны (родители совместно с детьми, только родители), формы тоже (педагогический лекторий, «круглый стол» и т.д.). Но собрания обязательно подчеркивали достижения детей, их успехи.
На родительских собраниях мы старались предлагать для обсуждения только общепедагогические или организаторские вопросы, никогда не допускали того, чтобы там зачитывались оценки детей, обсуждались поведения какого-то конкретного ребенка или его недостатки. Выделяем достижения учащихся класса: кто отличился, защищая честь класса на олимпиадах по предметам, спортивных состязаниях и т.д.
Любой ребенок, в каком бы возрасте он ни был, требует самого пристального внимания. Он не просто член коллектива, он прежде всего личность. Поэтому классный руководитель проводил индивидуальные встречи с детьми, где бывают ученик, классный руководитель и родители. чаще всего оба. Вот на таких встречах и решали мы любой вопрос его жизни - учеба, место в коллективе, отношения с одноклассниками, увлечения, друзья, роль его в семье, здоровье
Эффективный педагогический результат для всех типов семей - прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретению ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком. В связи с этим нами были запланированы участие родителей в конкурсе «Папа, мама, я - дружная семья», «Ринг между родителями и детьми», совместные с детьми концерты, участие в походах, помощь в организации экскурсий, каникул детей, оформлении альбома «Наш класс», в подготовке праздников, дней именинников, ремонте и оформлении кабинета и т.д.
Осуществлялась индивидуальная работа по включению детей в ту или иную внеурочную деятельность. 10 учащихся были включены в различную кружковую деятельность. Была составлена таблица занятности. Она корректировалась и анализировалась, так как наблюдались переходы учащихся из одного кружка в другой, смена интересов и проба сил в разных видах деятельности. Осуществлялась индивидуальная работа по включению детей в ту или иную внеурочную деятельность, предлагался большой спектр кружков вне школы. В течение года поддерживалась связь с руководителями кружков и секций, прослеживались итоги досуговой деятельности учащихся. Этому способствовали смотры-конкурсы, выставки, концерты, в которых участвовали ученики 3-А класса.
2.3 Выводы и рекомендации по осуществлению взаимодействия семьи и школы
После окончания формирующего эксперимента мы повторно заполнили диагностическую карту. Важным показателем для нас послужило желание ребят быть лучше, не подводить свой класс. Некоторые эффективные изменения отмечали родители и учителя-предметники. Были замечены большие изменения в личности каждого ученика. Многими педагогами отмечается повышение культуры общения, самостоятельность ребят.
Определенные результаты достигнуты в повышении знаний, умений и навыков. По мнению учащихся и родителей, в классе для этого сформировался хороший микроклимат. Ребята стали более доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух товарищества и творчества.
Сравним результаты диагностических карт № 1 и № 3. Для этого качества, взятые под знаком «+» примем за 1 балл, под знаком «-» - за 0,5 баллов, а пустую клетку за 0 баллов. Сначала подсчитаем количество баллов сформированности одного ведущего качества личности. Например, возьмем «коллективизм и гуманизм». При 100% сформированности этих ведущих качеств личности должны быть заполнены все клетки под знаком «+». В нашем случае № 1 79 - «+», 26 - «-», 0-0. Суммировав все баллы, мы получили их в количестве 105.
Те же операции были проведены в диагностической карте № 3. Результат оказался равным 89%. Это говорит о том, что степень сформированности данного качества личности увеличилась на 17%.
Таблица 3 - Диагностическая карта № 3. Класс 3-А Дата заполнения: 03.04.2012 г.
№ | Ф.И.О. | Уровень обученности | Любознательность | ||||||
высокий | средний | низкий | наблюдательность | устойчивый интерес к учебе | применение знаний на практике | устойчивая работоспособность | |||
1 | Андрущенко Ира | | + | | + | + | + | + | |
2 | Аринчев Женя | | + | | + | + | + | + | |
3 | Бырдина Настя | + | | | + | + | + | - | |
4 | Вдовиченко Даня | | + | | + | + | + | + | |
5 | Герасютина Лена | | + | | + | + | + | - | |
6 | Голубев Денис | + | | | + | - | + | + | |
7 | Гончар Кирилл | + | | | - | + | + | - | |
8 | Диянова Яна | | + | | + | - | + | + |
Таблица
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
9 | Журбенко Женя | | + | | - | + | + | - |
10 | Иванова Маша | + | | | - | + | + | + |
11 | Константинов П. | + | | | + | + | + | + |
12 | Костюк Катя | | + | | + | + | + | - |
13 | Ктитор Кристина | + | | | + | + | + | + |
14 | Курман Влад | + | | | + | + | + | + |
15 | Лебедева Лера | + | | | - | | + | + |
16 | Мальдин Ал. | + | | | + | + | - | + |
17 | Маняжина К. | | + | | - | | + | + |
18 | Михайлова Валя | | + | | + | + | - | + |
19 | Маковецкая Яна | + | | | + | + | + | + |
20 | Мустяца Влайку | | + | | + | + | + | + |
21 | Можейкин Саша | | + | | + | + | + | + |
22 | Пауленко Макс | + | | | - | + | + | + |
23 | Проскурин Дима | | + | | + | - | + | + |
24 | Тожтеев Никита | + | | | + | | + | - |
25 | Желюк Света | + | | | + | + | + | + |
26 | Трандасир Лиза | | + | | | | | |
Таким образом, выявление наиболее эффективных форм и методов организации деятельности классного руководителя в работе с родителями способствовало повышению творческой активности младших школьников и повышения качества успеваемости учащихся. Использование в работе диагностических карт помогло определить уровень обученности учащихся, творческую активность. Данные наблюдения показали, что применение инновационных подходов в учебном процессе побуждают учащихся к активному учению и развитию творческих способностей. Эффективность этой работы, формирование взаимных отношений между учащимися и родителями, классным руководителем, зависит от классного руководителя, его знаний, творческих и профессиональных способностей, его умения общаться с учащимися и родителями.
Заключение
В ходе работы были изучение проблемы взаимодействия школы и семьи в процесс формирования личности школьника, исследованы основные функций и механизмы, психолого-педагогические основы взаимодействия семьи и школы. Были раскрыты основы семейного воспитания, методы, формы и содержание воспитания, формы взаимодействия педагогического коллектива и родителей.
1. Семья – это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль.
2. Социальное, семейное и школьное воспитание осуществляется в неразрывном единстве. Проблемы семейного воспитания в той части, где они соприкасаются со школой, изучаются общей педагогикой, в остальных аспектах – социальной.
3. Среди педагогических советов семьям, особенно молодым, авторитетный педагог обратит внимание на разумную организацию семьи и семейных отношений.
Была изучена и проанализирована научно-педагогическая и методическая литература по данной проблеме. Эта проблема важна для педагогов и для учителей-практиков. Данные задачи и цели были полностью достигнуты.
Проведенный теоретический анализ литературы показал, что хотя взаимодействие семьи и школы является традиционным предметом исследования, многие аспекты этой проблемы еще не получили подробного освещения и требуют дальнейшей разработки.
В ходе решения поставленных задач было установлено, что основу эффективного взаимодействия составляют равные партнерские отношения и взаимовлияние семьи и школы через воспитание и обучение ребенка. Для реализации этого принципа в школе и в семье должны обеспечиваться определенные условия: приоритетным должен стать демократический стиль педагогического общения, личностно-ориентированное обучение, применение поощрений в качестве стимула для сотрудничества с учениками и родителями. В каждой семье родителям необходимо осознать новую социальную роль ребенка, проявлять полное доверие к школе, готовность изменить внутрисемейную атмосферу и стиль воспитания во благо ребенка, высокую степень осведомленности о психическом развитии и проблемах ребенка.