Файл: ОТЧЕТ ОБ ОЦЕНКЕ № 01 Об определении рыночной стоимости: исключительного права на объекты интеллектуальной собственности (дизайн и логотип карты москвича).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
РАЗДЕЛ 1. ОСНОВНЫЕ ФАКТЫ И ВЫВОДЫ
РАЗДЕЛ 3. ПРИМЕНЯЕМЫЕ СТАНДАРТЫ ОЦЕНКИ
РАЗДЕЛ 4. СВЕДЕНИЯ О ЗАКАЗЧИКЕ И ОБ ОЦЕНЩИКЕ
РАЗДЕЛ 5. ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТОВ ОЦЕНКИ
РАЗДЕЛ 6. АНАЛИЗ РЫНКА ОБЪЕКТОВ ОЦЕНКИ
РАЗДЕЛ 7. ОПИСАНИЕ ОСНОВНЫХ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ ОЦЕНКИ
РАЗДЕЛ 8. ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЫНОЧНОЙ СТОИМОСТИ ОЦЕНИВАЕМЫХ ОБЪЕКТОВ
Правообладатель не может контролировать товарный знак, сходный с принадлежащим ему, если не сможет доказать, что они «совпадают до степени смешения».
Существует целый ряд разнообразных обозначений, используемых как товарные знаки, одна- ко всегда действуют два одинаковых условия: знак должен обладать различительной способностью и не должен вводить в заблуждение[6].
В современном отечественном бизнесе наблюдается явный переход от неприятия интеллектуальной собственности, в том числе товарных знаков, к стратегическому управлению этими корпоративными активами. С каждым годом в России оформляется все больше патентов, регистрируется все больше товарных знаков. Еще несколько лет назад подавляющее большинство отечественных руководителей просто не понимали ценность и коммерческую выгоду от надлежащим образом оформленных прав на интеллектуальную собственность. Сегодня ситуация меняется, и российские предприниматели потихоньку начинают приходить к тому, что интеллектуальная собственность может легко напрямую конвертироваться в деньги. Оформление прав на интеллектуальную собственность или регистрация товарного знака, логотипа, названия фирмы и бренда имеет ряд неоспоримых преимуществ для предпринимателя, как начинающего, так и для тех, чей бизнес уже стабилен. Если брать компании из стран с более развитой капиталистической системой, чем в России (прежде всего речь идет о компаниях западноевропейских и североамериканских), то до 70-80% капитализации таких предприятий составляет интеллектуальная и промышленная собственность. В России же она составляет в среднем около 0,3% капитализации компаний. По зарубежным данным, дополнительная прибыль, связанная с применением товарного знака, может составлять от 15 до 30%. Кроме того, регистрация товарного знака в установленном законом порядке помогает защитить продукцию компании от подделок, оградить рынок от конкурентов, а потребителей от введения в заблуждение. Регистрирующим органом является государственный орган «Роспатент» или Федеральная служба по интеллектуальной собственности. Существует 3 варианта регистрации товарного знака в «Роспатенте»: предприниматель может зарегистрировать товарный знак самостоятельно, обратиться в юридическую компанию широкого профиля или обратиться в специализированное агентство по защите интеллектуальной собственности. Товарный знак является реальным активом компании, имеющий вполне определенную рыночную стоимость, являющийся одним из главных элементов маркетинговой политики фирмы и представляющий собой гарантию качества и обеспечение безопасности потребителя.
Действующее российское законодательство предоставляет весьма широкий круг мер для правовой защиты объекта интеллектуальной собственности. В том числе и товарного знака. «Лицензированный» потерпевший при незаконном использовании товарного знака в качестве потерпевшего выступает, прежде всего, сам владелец товарного знака. Он имеет право на возмещение убытков. Собственник товарного знака, наряду с другими убытками, в качестве своей упущенной выгоды в соответствии с п. 2 ст. 15 ГК РФ4 может рассматривать доходы, полученные лицом, незаконно использовавшим принадлежащий потерпевшему товарный знак. В соответствии с законом ему возмещаются все убытки, включая, несомненно, и доказанную им упущенную выгоду13.
В 2017 году наблюдался заметный рост поступления заявок, поданных на государственную регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания (далее—товарный знак). По сравнению с предыдущим отчетным периодом увеличение составило 13,5%. По международной процедуре поступление увеличилось на 21,6%, при этом количественный рост заявок, поданных российскими заявителями, остается весьма внушительным. Несмотря на летний период, в который ежегодно наблюдается спад активности заявителей, полугодии 2017 года отмечался значительный рост числа поданных заявок. Как представляется, увеличению роста поступления заявок в 4 квартале 2017 года могли способствовать, в том числе, изменения в порядке уплаты пошлин за осуществление Роспатентом юридически значимых действий. Так, с 6 октября 2017 года вступили в силу изменения в Положение о пошлинах, которыми предусмотрено уменьшение размера пошлин на 30% при обращении за осуществлением юридически значимых действий в электронной форме, что делает более доступным получение правовой охраны товарного знака для представителей малого бизнеса.
Рисунок 2 Распределение поданных в 2017 году заявок на государственную регистрацию товарного знака по полугодиям
Рисунок 3 Динамика подачи и рассмотрения заявок на государственную регистрацию то- варного знака Российской Федерации в 2013–2017 гг.
В отчетном году отмечается ухудшение показателей по рассмотренным заявкам. Несмотря на примерно равное количество рассмотренных в 2016 и 2017 годах заявок, количество решений о предоставлении правовой охраны товарному знаку значительно меньше по сравнению с 2016 годом. При этом наблюдается рост решений об отказе как на стадии формальной экспертизы, так и на стадии экспертизы заявленного обозначения.
Рисунок 4 Динамика подачи и рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарного знака Российской Федерации в 2013–2017 гг.
Поскольку в отчетном периоде не происходило существенного изменения нормативно- правовой базы, а также правоприменительной практики по экспертизе заявок на товарные знаки, представляется, что ухудшение показателей может быть связано непосредственно с действиями заявителей.
Одной из положительных тенденций в 2017 году явилось то, что при постоянном росте числа поступающих заявок Роспатенту удалось не только удержать сроки рассмотрения заявок на уровне 2016 года, но и продолжить курс, направленный на их снижение. Кроме того, в отчетном периоде увеличилось число зарегистрированных товарных знаков.
Рисунок 5 Динамика изменения показателей за 2015-2017 гг.
Анализ сделок (лицензионных договоров и договоров об отчуждении исключительного права)
Если брать компании из стран с более развитой капиталистической системой, чем в России (прежде всего речь идет о компаниях западноевропейских и североамериканских), то до 70-80% капитализации таких предприятий составляет интеллектуальная и промышленная собственность. В России же она составляет в среднем около 0,3% капитализации компаний. По зарубежным данным, дополнительная прибыль, связанная с применением «хорошего» товарного знака, может составлять от 15 до 30%.
Ежегодно от продажи запатентованной интеллектуальной собственности США получают 150 млрд. долларов. Это - 12% вклада в американское ВВП. 7-8% процентов к ВВП от продажи интеллектуальной собственности получает Германия, 20% - Финляндия. Российский доход от оборота интеллектуальной собственности составляет лишь 1% ВВП.
По словам В. Лопатина, директора Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности (РНИИИС), преимущество в мировой конкуренции будет на той стороне, которая наращивает потенциал «четвертой корзины мировой торговли», т.е. «рынка интеллектуальной собственности, где наряду с товарами и услугами интеллектуальная собственность создает добавленную стоимость, позволяющую капитализировать активы компаний и привлекать новые инвестиции».
Товарный знак является реальным активом компании, имеющий вполне определенную рыночную стоимость, являющийся одним из главных элементов маркетинговой политики фирмы и представляющий собой гарантию качества и обеспечение безопасности потребителя.
Таблица 17 Динамика подачи и рассмотрения заявок на государственную регистрацию товарного знака Российской Федерации в 2013-2017 гг.
Таблица 18 Динамика регистрации товарных знаков
Таблица 19 товарные знаки и знаки обслуживания: распределение поданных в 2017 году российскими заявителями заявок по федеральным округам Российской Федерации
Анализ основных факторов, влияющих на спрос, предложение и цены сопоставимых с Объектом оценки объектов
Ставки роялти
На рынке отсутствует информация о ставках роялти, используемых при заключении лицензионных договоров по отрасли «Социальные проекты»
Срок жизни товарных знаков
В соответствии со ст. 1491 «Гражданского кодекса Российской Федерации (часть четвертая)» от 18.12.2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.), исключительное право на товарный знак действует в течение десяти лет с даты подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности либо в случае регистрации товарного знака по выделенной заявке с даты подачи первоначальной заявки. Срок действия исключительного права на товарный знак может быть продлен на десять лет по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года действия этого права. Продление срока действия исключительного права на товарный знак возможно неограниченное число раз.
По состоянию на дату оценки не существует ни одной модели, которая позволяла бы с точностью оценить срок экономической жизни товарных знаков[9]. Отметим, что при грамотном управлении брендом срок жизни может быть очень длительным. Многие из известных брендов начинали историю ещё больше ста лет назад и за это время только приумножили свою популярность[10].
Выводы:
Товарный знак - обозначение (словесное, изобразительное, комбинированное или иное), «служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей». Законом признаётся исключительное право на товарный знак, удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
Товарный знак является реальным активом компании, имеющий вполне определенную рыночную стоимость, являющийся одним из главных элементов маркетинговой политики фирмы и представляющий собой гарантию качества и обеспечение безопасности потребителя.
Оцениваемые НМА можно отнести к следующей группе: маркетинговые НМА.
Обзор сделок по продаже товарных знаков
По состоянию на дату оценки реальных сделок по купле-продаже товарных знаков, имеющих историю деятельности на рынке, не выявлено. Специализированные компании (в основном – компании, осуществляющие услуги в области инноваций) предлагают к продаже словесные, изобразительные и комбинированные товарные знаки, которые зарегистрированы в Роспатенте, но не имеют истории – продукция/услуги, маркированные этими товарными знаками, не производилась/не оказывались. В этом случае цена товарного знака не указывается, является договорной.
Возможно приобретение франшиз на товарный знак, но стоимость лицензии в каждом случае определяется индивидуально, в зависимости от условий.
Вывод:
Рынок купли-продажи товарных знаков, имеющих историю деятельности, отсутствует или носит закрытый характер. Цена лицензии рассчитывается в каждом случае индивидуально, исходя из условий лицензионного договора.
Результаты анализа рыночной ситуации
Результатом анализа рыночной ситуации является позиционирование объекта оценки на рын ке с выводами о типичном покупателе, среднерыночном периоде экспозиции актива данного типа на открытом рынке, вероятном характере использования объекта.
Позиционирование объекта оценки
В результате обзора рынка Объект оценки можно позиционировать как нематериальный актив– право пользования логотипом и дизайном карты москвича.
Оцениваемый НМА отвечает критериям признания нематериальных активов только в соответствии с РСБУ. В соответствии с МСФО оцениваемый товарный знак не отвечает критериям признания по критерию «Будущие экономические выгоды», так как предоставления карты москвича является частью социальных программ г. Москвы.
Сделки и предложения по купле-продаже товарных знаков социальноорентированных предприятий по состоянию на дату оценки на рынке не представлены, т.е. ценовая информация отсутствует.
Принимая во внимание отсутствие сделок/предложений по купле-продаже товарных знаков, что вполне объяснимо для данного типа активов (ярко выраженная индивидуальность), определение ликвидности и рыночного срока экспозиции такого рода активов не представляется возможным.