Файл: егэ! Как много в этом звуке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



7 конкурс «Литературные загадки». №17

Цель данного конкурса проверить вашу литературную эрудицию, начитанность, навыки необходимые не только при написании сочинения на экзамене по русскому языку, но и на итоговом сочинении по литературе. Задание конкурса – угадать произведение, автора и героя литературного произведения, максимум 3 б. за каждую загадку.


  1. В неё герой наш был влюблён,

С дивана встал, был окрылён,

Читал, гулял, хотел жениться –

И надо ж было так влюбиться!

Потом устал гулять, ходить,

Устал читать, устал любить;

И, вспомнив свой диван, халат –

Своей бездеятельности рад,

Он смысл жизни потерял,

И жизнь свою совсем проспал. (Илья Обломов и Ольга Ильинская, «Обломов, И.Гончаров)

  1. Нежна, чиста и откровенна,

Письмо писала сокровенное,

И первая в любви призналась,

В избытке чувств не удержалась.

А он, глупец, не оценил,

Не разглядел, не полюбил;

Наказан был потом судьбой…

Кто героиня? Кто герой? (Татьяна Ларина, Евгений Онегин, «Евгений Онегин», А. Пушкин)

  1. Суровый казак, боевой атаман

Для бранной тревоги и сечи создан,

Походы, победы, казацкий уклад,

Конь добрый и удаль – тогда в душе лад;

Казацкому делу сынов обучить,

Их стойкость, характер и удаль постичь,

Он вСечь сыновей на войну забирает,

И в битве суровой он их проверяет.

Один стал славным, лихим казаком,

Другой сын – предатель, убит был отцом:

«Был мной порождён, от меня же умри,

Не можешь быть сыном украйнской земли!»

Их ратные подвиги – всем образец,

Героями стали и сын, и отец! (Тарас Бульба и Остап, «Тарас Бульба», Н.Гоголь)

  1. Его душа – для всех загадка,

Недолго жил, жил без оглядки,

Друзей надёжных не имел,

Дружить, быть верным не умел;

В себя он с лёгкостью влюблял,

Влюблённых девушек бросал,

Врагов легко он мог нажить,

Достойно Родине служить,

Герой, игрок, авантюрист,

Уставший в жизни фаталист. (Григорий Печорин, «Герой нашего времени», М. Лермонтов)

  1. Он в гости к другу приезжает,

И в доме многих обижает,

Прямой, суровый, ироничный,

Относится к всему критично,

Он не имел авторитетов,

Не слушал он отцов советов,

Любовь, искусство отрицал,

Природу не воспринимал,

Пока герой наш не влюбился,

Вот тут-то он и изменился,


Но счастлив не был наш герой:

Болезнь уводит в мир иной. ( Е. Базаров, «Отцы и дети», И. Тургенев)

  1. Мужчина он преклонных лет,

Нет имени и дома нет,

По прозвищу лишь называют,

И часто люди обижают,

Он добрый, скромный, молчаливый,

Он аскетичный, безобидный,

Сиротке-девочке помог,

Откладывал он, сколько мог,

Но безобидный человек

Не прожил отведенный век,

От зла людского погибает,

Но память добрую оставит. (Юшка, «Юшка», А. Платонов)

Загадки вне конкурса:

  1. Судьба была жестока к ней:

От голода спасла детей,

Отца и мачеху жалела,

Их бедность, горе одолело;

И ей пришлось себя продать,

Но душу, совесть не отнять,

Преступника душой спасает,

На путь «злодея» наставляет,

Сибирью стала их обитель.

Кто тот «злодей» и кто спаситель? (Родион Раскольников и Соня Мармеладова)

  1. Он – офицер, герой войны,

В его мы образ влюблены:

Высокий, статный, горделивый,

Немногословный, молчаливый.

Вдовец в имение приехал,

Она – влюбилась, он – уехал…

Потом был бал, ваш первый вальс,

И он решил судьбу за вас.

Он руку просит, он влюблён,

И снова молод, счастлив он;

Но до венчанья целый год,

Она разлуки не снесёт:

Другой ей голову вскружил,

Бежать из дома убедил.

Он – в гневе, он был оскорблён,

И разочарован, и взбешён,

Он верен был лишь ей одной

И умирает, как герой. (Андрей Болконский)

8 конкурс « Прогулка по языковым тропам и фигурам»: №18

В каком задании нам понадобятся знания языковых средств? ( зад. 24, в рецензии)

Определите троп или фигуру: №19-25

  1. Как чайка, парус там белеет в вышине. (сравнение)

  2. Тучка долго хмурилась, капризничала и вот расплакалась.(олицетворение)

  3. Старик с морозца вносит в дом

Охапку дров продрогших. (Д. Самойлов)

  1. Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! (градация)

  2. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком (И.С.Тургенев) (Антитеза).

  3. Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьётся ввысь. (градация)

  4. В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский) (гипербола)

  5. Ниже тоненькой былиночки нужно голову клонить.(Н. Некрасов) (литота)

  6. Изначальней всего остального – любовь,

В песне юности первое слово – любовь…  (О.Хайям) (Эпифора)

  1. Оставь свой край глухой и грешный,


Оставь Россию навсегда.        (А.Ахматова) (Анафора)

  1. Выхожу один я на дорогу. (М.Ю.Лермонтов) (Инверсия)

  2. Опять язвительности. Жалкие, бессильные.(Ю.Трифонов) (Парцелляция)

  3. И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А. Пушкин)( МОЧ)

  4. «Ребята! не Москва ль за нами?
    Умремте ж под Москвой…(М. Лермонтов) (рит. обращ. и рит. вопрос)

Для 9 кл:

  1. Унылая пора! Очей очарованье! (А. Пушкин) (эпитет)

  2. В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) (метафора)



3. Итог игры. Подведение итогов. Рефлексия.
Приближается к концу урок, пока жюри подводит итоги игры, дадим слово 9-ому классу. Они к вам пришли с сюрпризом.
(Частушки 9 кл. о 10-ом классе) №26

Слово жюри.

Известный режиссер Никита Михалков утверждает: «Сегодня это дети, а завтра – народ». Сегодня вы – успешные ученики, а завтра – грамотные специалисты. Спасибо за работу на уроке. Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я…

Я повторил….

У меня на уроке было … настроение.
Урок закончен, а подготовка к ЕГЭ продолжается.

Домашнее задание: на образов.портале «Решу ЕГЭ русский язык» Вариант 6, тема 20 «Лексические нормы». №27

На память о нашем уроке возьмите вот эти «Памятки выпускникам».

(раздать)

Награждение команд грамотами и сладкими призами.

Запасные конкурсы
Конкурс «Говорите по-русски»
Иностранные слова так глубоко вошли в наш обиход, что порой, разговаривая между собой, мы не замечаем их употребление. Заимствование слов — еще полбеды. Совсем плохо, когда происходит вытеснение, замещение русских слов иностранными:
Задание: подберите к заимствованным словам русские синонимы:

Дефект - недостаток

Инициатива - активность

Фурор – шумный успех

Габарит - размер

Форум - сообщество, клуб по интересам

Реставрация - восстановление

Афоризм - изречение

Комментарий - разъяснение
Аргумент – доказательство

Гипотеза - предположение

Креативный - творческий

Бонус - премия

Тренд – направление

Референдум – голосование

Легальный - законный

Фрагмент - часть

8 конкурс «Как хорошо любить читать!»
Как вам известно в экзаменационном сочинении вы, ребята, должны определив проблему, доказать свою точку зрения по данному вопросу литературными аргументами, желательно двумя. Потренируемся:

Я вам проблему, а вы – два литературных произведения, отражающих данную проблему.


  1. Пр. несправедливости социального устройства общества ( Муму, Левша, Станционный смотритель, Бирюк, Повесть, как один мужик двух генералов прокормил, Шинель, В дурном обществе, Дубровский, Господин из Сан-Франциско, Мертвые души)

  2. Пр. любви (Капитанская дочь, Дубровский, Евгений Онегин, Отцы и дети)

  3. Пр. ответственности человека перед обществом (Юшка, Капитанская дочка, Горе от ума, Евгений Онегин, Отцы и дети, Герой нашего времени, Тихий Дон)

  4. Пр. охраны окружающей среды (Царь-рыба, Печальный детектив, Прощание с Матерой, Не стреляйте в белых лебедей)

  5. Пр. чистоты русского языка (Обезьяний язык, Русский язык, Горе от ума, )

  6. Пр. милосердия, сострадания (Юшка, В дурном обществе, Муму, Преступление и наказание)


Конкурс «Плюсы и минусы ЕГЭ»

Отношение к экзамену неоднозначное. Кому-то эта форма аттестации нравится, кому-то не нравится. Споры по этому поводу продолжаются. Задача команд: одна команда высказывает плюсы ЕГЭ, другая – минусы. (жеребьёвка)

Плюсы

Минусы

  1. ЕГЭ объединяет выпускной и вступительный экзамены. Меньше суеты при поступлении.

1.выпускаем необразованных, безграмотных детей, т.к. натаскиваем на сдачу ЕГЭ, а не на получение знаний.

  1. Уравнивает стартовые позиции всех школьников при поступлении в ссузы и вузы.

2.Система проверки результатов Единого Экзамена далека от совершенства.

  1. Усиливает олимпиадное движение, победители могут поступить в вуз на бюджет.

3. Нервное напряжение учителей, учеников и родителей. Это плохо. Педагоги переживают стресс из-за того, как ученики покажут результат их труда на протяжении всего времени обучения.

  1. Есть возможность направить документы в несколько вузов и выбрать из нескольких.

4.Волнение приводит к тому, что ученик может забыть часть материала. На обычном экзамене ошибку можно исправить, а при сдаче ЕГЭ это исключено

  1. ЕГЭ унифицирует всю общеобразовательную систему России, подводит ее под одни стандарты. Нет психологического давления на ребенка. Ему легче организоваться и сосредоточиться.

5.С помощь. ЕГЭ не удалось полностью искоренить взяточничество и коррупцию. Эти негативные явления укоренились в школах и лицеях.

  1. Глобальность. Абитуриенты с любой части страны сдает экзамен в своем городе и по его результатам могут поступать в выбранное ведущее заведение РФ, избегая длительных переездов.

6.Новая система оценки знаний – формальна и поверхностна. С ее помощью невозможно адекватно оценить индивидуальные особенности ученика.

  1. Стало меньше взяточничества и коррупции.






Если рассмотреть все аспекты по сдаче и проверке ЕГЭ, то можно прийти к выводу, что «плюсы» намного важнее и значительнее «минусов», Мы можем только дискутировать по этому поводу. А сдавать или не сдавать ЕГЭ, это уже давно решено.

Бланк подсчета баллов

Деловая игра «ЕГЭ! Как много в этом звуке…» 

Конкурсы

Критерии оценивания

«Умники»

«Умницы»

  1. Лингвистическаяразминка

 

По 1 б. за каждый прав.ответ

 

 

  1. Фантастическая история

 

 

1) За кол-во использованных слов – 1 слово=1б.

2) за оригинальность – от 0 до 3;

3) за соблюдение орфоэпических норм – за каждую ошибку минус 1б.

 

 

  1. Проблема требует решения

За назв. проблему – 1 б.;

За авторскую позицию – 1 б.;







  1. Конкурс капитанов «Юные философы»

От 0 до 5 б.







  1. Паронимические пары

1 пара=1 б.







  1. Гляжу я пристально в словарь

1 слово = 1б.







  1. Литературные загадки

За автора – 1б.;

За героя – 1б.;







  1. Прогулка по языковым тропам и фигурам

1 термин=1 б.










ИТОГО








Запасные конкурсы
Конкурс «Говорите по-русски»
Иностранные слова так глубоко вошли в наш обиход, что порой, разговаривая между собой, мы не замечаем их употребление. Заимствование слов — еще полбеды. Совсем плохо, когда происходит вытеснение, замещение русских слов иностранными:
Задание: подберите к заимствованным словам русские синонимы:

Дефект - недостаток

Инициатива - активность

Фурор – шумный успех

Габарит - размер