ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
7 конкурс «Литературные загадки». №17
Цель данного конкурса проверить вашу литературную эрудицию, начитанность, навыки необходимые не только при написании сочинения на экзамене по русскому языку, но и на итоговом сочинении по литературе. Задание конкурса – угадать произведение, автора и героя литературного произведения, максимум 3 б. за каждую загадку.
-
В неё герой наш был влюблён,
С дивана встал, был окрылён,
Читал, гулял, хотел жениться –
И надо ж было так влюбиться!
Потом устал гулять, ходить,
Устал читать, устал любить;
И, вспомнив свой диван, халат –
Своей бездеятельности рад,
Он смысл жизни потерял,
И жизнь свою совсем проспал. (Илья Обломов и Ольга Ильинская, «Обломов, И.Гончаров)
-
Нежна, чиста и откровенна,
Письмо писала сокровенное,
И первая в любви призналась,
В избытке чувств не удержалась.
А он, глупец, не оценил,
Не разглядел, не полюбил;
Наказан был потом судьбой…
Кто героиня? Кто герой? (Татьяна Ларина, Евгений Онегин, «Евгений Онегин», А. Пушкин)
-
Суровый казак, боевой атаман
Для бранной тревоги и сечи создан,
Походы, победы, казацкий уклад,
Конь добрый и удаль – тогда в душе лад;
Казацкому делу сынов обучить,
Их стойкость, характер и удаль постичь,
Он вСечь сыновей на войну забирает,
И в битве суровой он их проверяет.
Один стал славным, лихим казаком,
Другой сын – предатель, убит был отцом:
«Был мной порождён, от меня же умри,
Не можешь быть сыном украйнской земли!»
Их ратные подвиги – всем образец,
Героями стали и сын, и отец! (Тарас Бульба и Остап, «Тарас Бульба», Н.Гоголь)
-
Его душа – для всех загадка,
Недолго жил, жил без оглядки,
Друзей надёжных не имел,
Дружить, быть верным не умел;
В себя он с лёгкостью влюблял,
Влюблённых девушек бросал,
Врагов легко он мог нажить,
Достойно Родине служить,
Герой, игрок, авантюрист,
Уставший в жизни фаталист. (Григорий Печорин, «Герой нашего времени», М. Лермонтов)
-
Он в гости к другу приезжает,
И в доме многих обижает,
Прямой, суровый, ироничный,
Относится к всему критично,
Он не имел авторитетов,
Не слушал он отцов советов,
Любовь, искусство отрицал,
Природу не воспринимал,
Пока герой наш не влюбился,
Вот тут-то он и изменился,
Но счастлив не был наш герой:
Болезнь уводит в мир иной. ( Е. Базаров, «Отцы и дети», И. Тургенев)
-
Мужчина он преклонных лет,
Нет имени и дома нет,
По прозвищу лишь называют,
И часто люди обижают,
Он добрый, скромный, молчаливый,
Он аскетичный, безобидный,
Сиротке-девочке помог,
Откладывал он, сколько мог,
Но безобидный человек
Не прожил отведенный век,
От зла людского погибает,
Но память добрую оставит. (Юшка, «Юшка», А. Платонов)
Загадки вне конкурса:
-
Судьба была жестока к ней:
От голода спасла детей,
Отца и мачеху жалела,
Их бедность, горе одолело;
И ей пришлось себя продать,
Но душу, совесть не отнять,
Преступника душой спасает,
На путь «злодея» наставляет,
Сибирью стала их обитель.
Кто тот «злодей» и кто спаситель? (Родион Раскольников и Соня Мармеладова)
-
Он – офицер, герой войны,
В его мы образ влюблены:
Высокий, статный, горделивый,
Немногословный, молчаливый.
Вдовец в имение приехал,
Она – влюбилась, он – уехал…
Потом был бал, ваш первый вальс,
И он решил судьбу за вас.
Он руку просит, он влюблён,
И снова молод, счастлив он;
Но до венчанья целый год,
Она разлуки не снесёт:
Другой ей голову вскружил,
Бежать из дома убедил.
Он – в гневе, он был оскорблён,
И разочарован, и взбешён,
Он верен был лишь ей одной
И умирает, как герой. (Андрей Болконский)
8 конкурс « Прогулка по языковым тропам и фигурам»: №18
В каком задании нам понадобятся знания языковых средств? ( зад. 24, в рецензии)
Определите троп или фигуру: №19-25
-
Как чайка, парус там белеет в вышине. (сравнение) -
Тучка долго хмурилась, капризничала и вот расплакалась.(олицетворение) -
Старик с морозца вносит в дом
Охапку дров продрогших. (Д. Самойлов)
-
Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! (градация) -
Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком (И.С.Тургенев) (Антитеза). -
Тройка мчится, тройка скачет, тройка вьётся ввысь. (градация) -
В сто сорок солнц закат пылал. (В. Маяковский) (гипербола) -
Ниже тоненькой былиночки нужно голову клонить.(Н. Некрасов) (литота) -
Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь… (О.Хайям) (Эпифора)
-
Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова) (Анафора)
-
Выхожу один я на дорогу. (М.Ю.Лермонтов) (Инверсия) -
Опять язвительности. Жалкие, бессильные.(Ю.Трифонов) (Парцелляция) -
И сердце бьется в упоенье, и для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь. (А. Пушкин)( МОЧ) -
«Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте ж под Москвой…(М. Лермонтов) (рит. обращ. и рит. вопрос)
Для 9 кл:
-
Унылая пора! Очей очарованье! (А. Пушкин) (эпитет) -
В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) (метафора)
3. Итог игры. Подведение итогов. Рефлексия.
Приближается к концу урок, пока жюри подводит итоги игры, дадим слово 9-ому классу. Они к вам пришли с сюрпризом.
(Частушки 9 кл. о 10-ом классе) №26
Слово жюри.
Известный режиссер Никита Михалков утверждает: «Сегодня это дети, а завтра – народ». Сегодня вы – успешные ученики, а завтра – грамотные специалисты. Спасибо за работу на уроке. Продолжите фразу:
Сегодня на уроке я…
Я повторил….
У меня на уроке было … настроение.
Урок закончен, а подготовка к ЕГЭ продолжается.
Домашнее задание: на образов.портале «Решу ЕГЭ русский язык» Вариант 6, тема 20 «Лексические нормы». №27
На память о нашем уроке возьмите вот эти «Памятки выпускникам».
(раздать)
Награждение команд грамотами и сладкими призами.
Запасные конкурсы
Конкурс «Говорите по-русски»
Иностранные слова так глубоко вошли в наш обиход, что порой, разговаривая между собой, мы не замечаем их употребление. Заимствование слов — еще полбеды. Совсем плохо, когда происходит вытеснение, замещение русских слов иностранными:
Задание: подберите к заимствованным словам русские синонимы:
Дефект - недостаток
Инициатива - активность
Фурор – шумный успех
Габарит - размер
Форум - сообщество, клуб по интересам
Реставрация - восстановление
Афоризм - изречение
Комментарий - разъяснение
Аргумент – доказательство
Гипотеза - предположение
Креативный - творческий
Бонус - премия
Тренд – направление
Референдум – голосование
Легальный - законный
Фрагмент - часть
8 конкурс «Как хорошо любить читать!»
Как вам известно в экзаменационном сочинении вы, ребята, должны определив проблему, доказать свою точку зрения по данному вопросу литературными аргументами, желательно двумя. Потренируемся:
Я вам проблему, а вы – два литературных произведения, отражающих данную проблему.
-
Пр. несправедливости социального устройства общества ( Муму, Левша, Станционный смотритель, Бирюк, Повесть, как один мужик двух генералов прокормил, Шинель, В дурном обществе, Дубровский, Господин из Сан-Франциско, Мертвые души) -
Пр. любви (Капитанская дочь, Дубровский, Евгений Онегин, Отцы и дети) -
Пр. ответственности человека перед обществом (Юшка, Капитанская дочка, Горе от ума, Евгений Онегин, Отцы и дети, Герой нашего времени, Тихий Дон) -
Пр. охраны окружающей среды (Царь-рыба, Печальный детектив, Прощание с Матерой, Не стреляйте в белых лебедей) -
Пр. чистоты русского языка (Обезьяний язык, Русский язык, Горе от ума, ) -
Пр. милосердия, сострадания (Юшка, В дурном обществе, Муму, Преступление и наказание)
Конкурс «Плюсы и минусы ЕГЭ»
Отношение к экзамену неоднозначное. Кому-то эта форма аттестации нравится, кому-то не нравится. Споры по этому поводу продолжаются. Задача команд: одна команда высказывает плюсы ЕГЭ, другая – минусы. (жеребьёвка)
Плюсы | Минусы |
| 1.выпускаем необразованных, безграмотных детей, т.к. натаскиваем на сдачу ЕГЭ, а не на получение знаний. |
| 2.Система проверки результатов Единого Экзамена далека от совершенства. |
| 3. Нервное напряжение учителей, учеников и родителей. Это плохо. Педагоги переживают стресс из-за того, как ученики покажут результат их труда на протяжении всего времени обучения. |
| 4.Волнение приводит к тому, что ученик может забыть часть материала. На обычном экзамене ошибку можно исправить, а при сдаче ЕГЭ это исключено |
| 5.С помощь. ЕГЭ не удалось полностью искоренить взяточничество и коррупцию. Эти негативные явления укоренились в школах и лицеях. |
| 6.Новая система оценки знаний – формальна и поверхностна. С ее помощью невозможно адекватно оценить индивидуальные особенности ученика. |
| |
Если рассмотреть все аспекты по сдаче и проверке ЕГЭ, то можно прийти к выводу, что «плюсы» намного важнее и значительнее «минусов», Мы можем только дискутировать по этому поводу. А сдавать или не сдавать ЕГЭ, это уже давно решено.
Бланк подсчета баллов
Деловая игра «ЕГЭ! Как много в этом звуке…»
Конкурсы | Критерии оценивания | «Умники» | «Умницы» |
| По 1 б. за каждый прав.ответ | | |
| 1) За кол-во использованных слов – 1 слово=1б. 2) за оригинальность – от 0 до 3; 3) за соблюдение орфоэпических норм – за каждую ошибку минус 1б. | | |
| За назв. проблему – 1 б.; За авторскую позицию – 1 б.; | | |
| От 0 до 5 б. | | |
| 1 пара=1 б. | | |
| 1 слово = 1б. | | |
| За автора – 1б.; За героя – 1б.; | | |
| 1 термин=1 б. | | |
| ИТОГО | | |
Запасные конкурсы
Конкурс «Говорите по-русски»
Иностранные слова так глубоко вошли в наш обиход, что порой, разговаривая между собой, мы не замечаем их употребление. Заимствование слов — еще полбеды. Совсем плохо, когда происходит вытеснение, замещение русских слов иностранными:
Задание: подберите к заимствованным словам русские синонимы:
Дефект - недостаток
Инициатива - активность
Фурор – шумный успех
Габарит - размер