Файл: Доклад на семинар Система оценки качества образования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Доклад на семинар «Система оценки качества образования».



В условиях модернизации Российского образования, которая ведет к росту конкуренции среди общеобразовательных учреждений, перед любой школой встает проблема обеспечения своих обучающихся качественным образованием.

Повышение качества образования одна из основных задач.

Качество образования представляет собой систему показателей знаний, умений и навыков, а также норм ценностно-эмоционального отношения к миру и друг другу.

Такой подход ориентирует на оценку деятельности школы по конечным результатам, среди которых следует выделить основные показателиэффективностидеятельностишколы:

  • уровень обученности обучающихся;

  • готовность их к продолжению образования;

  • уровень воспитанности обучающихся;

  • состояние здоровья детей;

  • уровень социальной адаптации выпускников к жизни в обществе;

  • уровень выполнения стандартов образования.



Все перечисленные параметры взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга.

Но на сегодняшний день показатель качества обученности учащихся был и остается первым и основные при оценке эффективности деятельности школы.

Контроль за качеством знаний (контроль результатов обучения) – выполняет три функции присущие процессу обучения в целом, и имеет чётко выраженное образовательное, воспитательное и развивающее значение.

Обучающее значение его выражается в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения. Постоянная проверка приучает обучающихся
систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретённых знаний и умений. У обучающихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиваться лучших результатов. Результаты обучения должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.

Причины снижения качества знаний ЗАВИСЯТ ОТ УЧЕНИКА, УЧИТЕЛЯ и КОНТРОЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

  • слабый контроль за посещаемостью и со стороны родителей, и со стороны школы;

- пропуски занятий, как по болезни, так и без уважительных причин;

  • отсутствие единства требований к ответу обучащихся со стороны учителей;

  • слабое владение знаниями особенностей возрастной психологии ребёнка;
  • отсутствие мотивации к учению;


  • невидение учениками перспективы для приложения своих знаний;

  • преобладание пассивных форм (фронтальная, коллективная) обучения ребят над активными (групповая, проектная, системно-деятельностная, лабораторная работа на предметах гуманитарного цикла, дискуссия, интерактивное и интегрированное обучение).

Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Главная задача школы создание условий для качественного обучения.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного

содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения.

А для этого, учителю необходимо чётко представлять результат своей работы, как конечный, так и промежуточный, надо думать над оптимизацией учебного процесса, который позволит комфортно и результативно организовать работу учащегося.

А это значит,современный учитель должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Учитель должен владеть теорией учебного предмета, современными технологиями и средствами обучения, особенностями методики преподавания педагогическим мастерством, взаимодействие на уроке.

Одним из важных направлений в повышении качества образования является развитие у обучающихся естественно-научной, математической, читательской, финансовой грамотности обучающихся, а так же креативного мышления, глобальной компетенции.


Главным критерием эффективности работы школы является ее результат – уровень и качество образованияконкретныхучеников.

Одним из способов повышения качества знаний обучающихся является организация учебного процесса.

К современному уроку предъявляются высокие требования. Но мы не сможем добиться их выполнения, если будем относиться к уроку как к фрагменту жизни и превратим его в стихийный процесс.

Вовремя начатый урок, организация пространства класса, чёткая организация этапов урока, взаимодействие между учителем и обучающимися, реакция учителя на те или иные поступки обучающихся, подбор учебного материала и способы его подачи, использование современных методик и технологий обучения, использование наглядности и информационно-коммуникативных технологий всё это влияет на образовательный результат деятельности
обучающихся.

Определяющим фактором успешности процесса обучения, безусловно, является педагогическое мастерство учителя, его профессионализм, личность самого педагога.

К сожалению, еще все учителя школы изменили методику преподавания.

Есть учителя школы, которые остаются приверженцами репродуктивного метода обучения, тогда как современные условия жизни требуют от обучающихся умения самостоятельно мыслить, самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы.

Ряд уроков строится по схеме: проверка домашнего задания, объяснения учителя, закрепление.

Недостаточно внимания уделяется отработке умения самостоятельно добывать знаний.

Кроме того, в детях необходимо воспитывать критическое отношение к оценке своих знаний.

Умение анализировать и сопоставлять, наблюдать и делать выводы. Только при таком подходе к обучению можно развивать в детях интерес к знаниям. И, конечно же, связь науки с жизнью. Практическая направленность предмета должна четко осознаваться учениками.

При посещении уроков, наблюдается и тот факт, что учитель знает свой предмет, достаточно владеет методикой обучения, но не умеет организовать деятельность учащихся на уроке. Это неумение также является причиной неуспеваемости, не зависящей от учеников.

Следующей объективной причиной неуспеваемости считается отсутствие у школьников способностей к данному предмету. Среди них есть и старательные, трудолюбивые, успешно занимающиеся по многим предметам, но неуспевающие по определенному предмету. На начальном этапе работы с такими детьми некоторые вопросы программы следует облегчать
, изменив уровень трудности заданий, не требуя отдельных сложных выводов и т.п. Со временем у этих учащихся появляется уверенность в своих знаниях, поскольку для них специально создается ситуация успеха.

Отметим еще одну часто встречающуюся причину - так называемая профилактическая двойка. Иногда учитель ставит двойку за отказ ученика отвечать. Такой подход выглядит со стороны вроде бы объективным. Но когда такие “двойки” скапливаются, то они, как правило, перерастают в личностном плане ученика в новое качество - состояние неуверенности, безразличия к оценке.

И еще одна проблема - это домашние задания. Отмечается, что на уроках не всегда осуществляется контроль выполнения домашнего задания. И ученики спокойно списывают с ГДЗ. Или отмечается перегрузка учащихся домашними заданиями. Отдельные учителя, стремясь к тому, чтобы учащиеся больше работали по их предмету, дают слишком объемистые или чрезмерно усложненные задания. Но перегрузка нередко обусловливается не только большим объемом домашнего задания, но ислабой подготовкой учащихся на уроке к его выполнению.

Задача учителя – всегда, в любом учебном материале и в самой организации учебного процесса находить новое, неизвестное детям. Жизнь нередко ставит человека в тупик, а познание помогает найти из него выход. Педагог должен помнить, что интересней полезное и актуальное, и с этой точки зрения готовить материал для уроков.

. Чрезвычайно важная задача по обеспечению качества образования освоение учителем различных образовательных