Файл: Объект исследования является монополизм, его специфика в Российской Федерации.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проблемам монополизма экономическая теория уделяла серьезное внимание, начиная с классической школы и заканчивая современными направлениями. Проблемы монополизма, поиска путей его преодоления в последнее столетие служили предметом особого внимания экономистов всего мира.
Актуальность темы исследования заключается в том, что монополии, в отличие от других хозяйственных единиц, занимают особое место в системе экономических отношений. В число отраслей экономики, имеющих признаки естественных монополий, входят: электроэнергетика, газовая промышленность, транспортировка нефти, железнодорожный транспорт, многие отрасли связи. В этих сферах демонополизация и создание конкурентного механизма оказываются невозможными в связи со спецификой характера предоставляемых услуг и технологии доведения их до потребителя. Следовательно, необходимы рычаги внерыночного, административного регулирования этих отраслей в интересах потребителя.
Если государство не имеет способов планомерного воздействия на монополии, оно и его граждане становятся заложниками злоупотребления монополистов своей властью. На практике это проявляется в росте цен и тарифов на услуги монополистических предприятий, что усугубляет и без того тяжелое экономическое положение большей части промышленных предприятий и населения.
Степень разработки темы исследования. Определенное место данным вопросам уделялось в работах таких отечественных авторов, как: Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина, А. Бутыркин, Е.Варга, В.А. Волконский, Г.И. Корягин, Е.Б. Мостовая, К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю, П.А.Ореховский, М.Фридман, Ю.П.Янков.
Объект исследования - является монополизм, его специфика в Российской Федерации.
Предмет исследования - является система государственного регулирования монополий в современной Российской экономики.
Целью исследования является рассмотрение особенности монополизма в современной России в условиях развития рыночных отношений.
Задачи:
. Рассмотреть сущность и основные черты монополии;
. Выявить ущерб, приносимый монополией;
. Рассмотреть характеристику российских монополий;
. Изучить регулирование деятельности монополий в РФ;
. Выявить плюсы и минусы монополий
. Внести предложения по совершенствованию монополии России.
Методология и методика исследования. При работе над курсовой работы использовались диалектический, сравнительно-правовой, а равно формально-логический методы исследования.
Нормативную базу составляют: Федеральный закон «О естественных монополиях», Гражданский кодекс РФ.
1. МОНОПОЛИЯ И МОНОПОЛЬНАЯ ВЛАСТЬ
власть монополия олигополия конкуренция
1.1 Сущность и основные черты монополии
Монополия - это исключительное право в определенной области государства, организации, фирмы. Это крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Господство в экономике служит основой того влияния, которое монополии оказывают на все сферы жизни страны.
Факторами способствующими возникновению монополий можно назвать: полный (исключительный) контроль над вводимыми важными факторами производства; экономия, обусловленная ростом масштаба производства (проявляющаяся в снижении долгосрочных средних издержек производства на единицу продукции при увеличении объема выпуска продукции); патенты; государственные лицензии или привилегии.
Если обратить внимание на монополистические образования в промышленном производстве, то это отдельные крупные предприятия, объединения предприятий, хозяйственные товарищества, которые производят значительное количество продукции определенного вида, благодаря чему занимают доминирующее положение на рынке; получают возможность влиять на процесс ценообразования, добиваясь наиболее выгодных для себя цен; получают более высокие (монопольные) прибыли.
Монопольное положение является желанным для каждого предпринимателя или предприятия, т.к. оно позволяет избежать целого ряда проблем и рисков, связанных с конкуренцией: занять привилегированную позицию на рынке, концентрируя в своих руках определенную хозяйственную власть; влиять на других участников рынка, навязывать им свои условия. Можно считать, что монополисты навязывают своим контрагентам, а иногда и обществу свои личные интересы.
Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В области хозяйственных отношений капиталистический рост монополий привел к усилению их диктата и господства. Совершенная конкуренция и «чистая» абсолютная монополия - это теоретические абстракции, которые выражают две полярные рыночные ситуации, два логических предела.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению высоких прибылей. Некоторые экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы, обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды, как себе, так и обществу в целом. Но убедительных доказательств того, что монополии играют особенно важную роль в ускорении технического прогресса, нет, так как монополии могут задержать развитие технического прогресса, если он угрожает их прибыли.
Главным признаком монопольного образования (монополии) является занятие монопольного положения. Последнее определяется, как доминирующее положение предпринимателя, которое дает ему возможность самостоятельно или в месте с другими предпринимателями ограничивать конкуренцию на рынке определенного товара.
Характерными чертами монополии являются следующие:
. Отрасль состоит из одной фирмы, которая является единственным производителем данного продукта или поставщиком услуги.
. Из первого признака вытекает, что покупатель должен приобретать продукт у монополиста или обходиться без него. То, что не существует близких заменителей монополизированного продукта, имеет большое значение для рекламы. Впрочем, монополисту часто нет нужды использовать рекламу.
. В условиях монополизированного производства производитель диктует цену и имеет возможность манипулировать количеством предложенного продукта.
. Существование монополии предполагает наличие барьеров для появления в отрасли аналогичных производств, создаваемых другими производителями. Эти барьеры могут быть экономическими, техническими или юридическими.
По мнению Томаса ДиЛоренцо, устойчивой может быть только монополия, защищенная государством. Не существует ни одного достоверно известного случая, чтобы некий производитель добился низких издержек в долгосрочной перспективе и тем самым установил перманентную монополию. Постоянно действующий механизм конкуренции - в том числе потенциальной конкуренции - исключает возможность появления монополии в условиях свободного рынка.
1.2 Понятие монопольной власти
Монополия и порождаемые ею структуры (олигополия, монополистическая конкуренция) характеризуются особым отношением субъекта с экономической средой и влияют на рыночное равновесие выгодным для себя образом.
Монопольная власть (власть над рынком) определяется как возможность индивидуального (коллективного) производителя (продавца) контролировать рыночную цену своего товара и воздействовать на неё, регулируя поставляемое на рынок, его количество. Учёные связывают монопольную власть со способностью фирмы устанавливать цену выше предельных издержек. При этом, с их точки зрения, чем менее эластичен спрос, тем большей монопольной властью обладает фирма. Следовательно, монопольная власть обратно пропорциональна эластичности спроса на продукт (услугу). Последняя является главной ограничительной силой рыночной власти монополии. Продавец может устанавливать либо цену, либо объём предложения, но не то и другое вместе. Если он установил цену, то рыночный спрос диктует объём производства.
Возможностью одновременно влиять на цену и на количество поставляемой продукции обладает только абсолютная монополия, что в реальной действительности случается редко.
Монопольная (рыночная, экономическая) власть не возникает случайно. Формирование её обусловлено монопольным положением субъекта, стремящегося обладать большей мощью, получать больше прибыли, пользоваться большим престижем. Экономическая власть мощных хозяйственных групп позволяет им произвольно менять цены, сознательно регулировать ход рыночных операций в своих интересах. Монопольное положение является для монополиста своего рода фактором производства, носителем или источником дохода.
М.Фридман называет три основных источника монопольной власти: технические обстоятельства (когда существование всего одного производителя или предприятия более целесообразно в техническом отношении); прямую или косвенную поддержку; частный сговор между отдельными лицами.
Сохраняются наследие административно-командной системы - ведущее положение государства как крупнейшего монопольного субъекта экономических отношений: неразрывная связь собственности и власти, разнообразие форм реализации им прав собственника, госконтроль над экономикой, не тождественный госрегулированию. Абсолютная монополия государства формирует естественную, искусственную, организационную, технологическую и экономическую монополии.
Е.Варга считал, что монопольная власть в сфере производства может быть обусловлена монопольным владением факторами производства, обладанием значительным капиталом, новой техникой, патентами, т.е. технологической монополией, объектами сферы обращения (железными дорогами, автолиниями, торговыми сбытовыми организациями).
Условия монопольной власти, единичные или взятые в совокупности, трактуются как причины образования монополии. Так, они сводятся к контролю источников сырья, низким издержкам производства, позволяющим реализовывать товар по низким ценам, недоступным для конкурентов, обладанию патентом на новую продукцию или технологию, к получению от государства исключительных прав на реализацию товара или услуги.
Монопольной власти присущи следующие особенности: а)рост спроса не обязательно сопровождается увеличением количества предлагаемого товара. Монополия часто просто поднимает цену. Решающим фактором, определяющим размер предложения товара, является изменение кривой предельного дохода, а не кривой спроса; б) для монополиста невозможно определить кривую спроса. Так как данное количество товара, предлагаемое монополией, может реализовываться по разным ценам в зависимости от спроса и его ценовой эластичности. В условиях монополии различные объёмы выпуска могут быть связаны одной ценой.
В современных условиях получить монопольную власть можно не только путём достижения определённых размеров производства, сколько путём обладания уникальной технологией. Если ранее такое преимущество было доступно только крупному производству, рассчитанному на массовый и стабильный спрос, то в настоящее время- также мелкому и среднему бизнесу. Монопольной властью на использование своих услуг обладают некоторые талантливые певцы, художники, спортсмены. Эту категорию людей с уникальными знаниями и способностями относят к невоспроизводимым ресурсам.
Советские экономисты источником монопольной власти предприятия (объединения) считали не полный захват рынка, дополнительные кредитные ресурсы, предоставляемые своим банком. Существование монопольной власти на товарном рынке, как полагали они, может быть обусловлено монополизацией финансового рынка.