Файл: Объект исследования является монополизм, его специфика в Российской Федерации.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Орган регулирования естественной монополии, при принятии решения о применении методов регулирования деятельности конкретного субъекта естественной монополии, обязан рассматривать информацию, предоставленную заинтересованными лицами, о деятельности данного субъекта естественной монополии. Основной метод регулирования деятельности субъектов естественной монополии - установление цены (тарифов) или их предельного уровня. Поэтому особенно значима та информация, которая раскрывает состав издержек производства, являющихся главным фактором формирования цены товара. Целесообразно при этом учитывать не только сложившуюся структуру и стоимость издержек производства, но и предусматривать их динамику в будущем, изменение цен на отдельные компоненты издержек (стоимость сырья и т. п.). Занижение издержек, а значит и цены, неизбежно сделает производство товаров убыточным.
2.3 Плюсы и минусы монополий
Как все на свете, монополизм в экономике имеет свои плюсы и минусы. Так положительные, или позитивные, стороны монополии проявляются в двух главных пунктах. Во-первых, в определенных отраслях она более эффективна и дает экономию затрат. Во-вторых, по сравнению с конкурентным сектором у моно- и олигополистов больше средств и стимулов для развития научно-технического прогресса в своем производстве. Почему? Дело в том, что небольшие конкурирующие предприятия обычно весьма стеснены в финансах и озабочены, прежде всего, текущей доходностью, а не будущими возможными выгодами от новшеств. Кроме того, новые идеи быстро копируются конкурентами, и получается, что затраты на их осуществление несут одни, а выгода делится на всех. У крупных же монополистических фирм и финансовые возможности шире, и вся прибыль от инноваций достается их авторам.

Можно обратиться к отрицательным, или негативным, сторонам монополистического господства. Вначале назовем нерациональное распределение ресурсов. Оно происходит, когда в погоне за сверхприбылями монополисты искусственно ограничивают производство, поднимают цены (или сбивают их, в случае монопсонии), навязывают обществу определенные виды, технический уровень, качество и условия продаж своей продукции. Тем самым нарушается механизм рыночного регулирования эффективности экономики, действующий в условиях конкуренции.


Многие бизнесы лишаются свободного и более рационального выбора, не выдерживают давления экономически неоправданных монополистических цен, снижают деловую активность, а то и разоряются. В итоге сокращается производство, растут безработица, инфляция, усиливается расстройство хозяйства. Богатство общества в целом становится меньше, чем могло бы быть при более оптимальном конкурентно-рыночном распределении ресурсов.

К примеру, в длительном застое сельского хозяйства России в 1990-х годах доля вины топливно-энергетических, машиностроительных, химических, банковских других своекорыстных монополистов весьма значительна.

В странах с развитой демократией (США, Франция, ФРГ) рыночной рациональности угрожает еще один своеобразный вид монополии - монополизм профсоюзов. Опираясь на свои огромные права, тред-юнионы подчас препятствуют устранению лишних рабочих мест, снижают платы работникам уходящих профессий, сокращению продолжительности рабочего времени с адекватным понижением зарплат и т.д. Это нарушает механизм саморегулирования рынка рабочей силы и тормозит рост производительности труда.

Второй минус монополизма - усиление неравенства в доходах в обществе. Оно связано с монопольным завышением (занижением) цен и сверхприбылями, ибо их получение означает относительное уменьшение доходов остальной части населения.

Возьмем для примера российский Сбербанк - почти монополиста в хранении вкладов населения (свыше 73% всех частных депозитов в стране на 1 марта 2014 года). Достаточно взглянуть на дорогие конторские здания этого учреждения, сравнить зарплаты его работников и, скажем, учителей, врачей, чтобы убедиться в получении им монопольных сверхприбылей. Через заниженный депозитный и завышенный кредитный проценты (своеобразные «ножницы цен») банк перераспределяет доходы общества в свою пользу.Причем монополисты «подграбливают» не только рядовых потребителей, но и своих «младших собратьев» по бизнесу. Ведь каждый дополнительный рубль, отобранный, к примеру, у пассажиров метро (сверхмонополист в большом городе!), уже не будет истрачен на покупку, допустим, пряников или молока и не пополнит выручку кондитера или фермера.

Следующий негативный момент монополизма - экономический застой и торможение НТП. Он возможен потому, что монополисты не испытывают давления конкурентов и часто могут иметь высокие прибыли и без дополнительных усилий, благодаря своей рыночной власти. Это не подталкивает их к рационализации производства, к поиску резервов роста его эффективности, к улучшению качества продукции, расширению ее ассортимента, развитию НТП и к проявлению заботы об интересах клиентов.



Против НТП действует и такой факт: монополисты заинтересованы в полном физическом использовании работающего оборудования, внедрение же новых машин угрожает ему быстрым моральным износом и необходимостью замены физически еще годной техники. Отсюда и вывод, что в отношении НТП в монополистическом секторе «борются» две противоположные тенденции: одна - у его развитию, другая - к торможению.

Наконец, последняя из негативных сторон монополизма - опасность для демократии как в экономике так и в политике. В частности, в экономике монополисты (олигархи) могут подавлять свободную и честную конкуренцию, подчинять себе менее сильный бизнес, могут навязывать обществу свои дискриминационные условия: заниженную (по сравнению с возможностями) оплату труда своих работников, плохое качество товаров, завышенные цены своих продаж (или заниженные цены покупок), принудительные «довески» к своей продукции (вроде программ для выхода в Интернет, «пристегнутой» «Майкрософтом» к операционной системе «Windows») и пр.

Заметна и антидемократическая роль олигархов в политике. Скупая средства массовой информации, финансируя политические партии и предвыборные кампании, они манипулируют сознанием людей, проводят в парламенты и правительства своих ставленников, добиваются с помощью лоббизма принятия нужных решений, получая выгодные контракты, налоговые льготы, субсидии, другие привилегии и ущемляя интересы и права остальных граждан.

Необходимость сдерживания и регулирования монополизма передовые общества осознали еще в конце XIX века. Так, в соответствии с первым в мировой истории антитрестовым законом Шермана, принятым в США в 1890 году, монополизация производства и торговли объявлялась незаконной и преступной.

Современная антимонопольная политика, прежде всего, направлена на использование преимуществ естественной монополии под контролем общества и государства на недопущение или ограничение искусственной монополии. В этих целях принимаются меры против чрезмерной концентрации экономической мощи, искусственных дефицитов, ценовых злоупотреблений. Одновременно, стимулируется свободная и честная конкуренция в экономике. В случае выявления монополизма к фирмам могут применяться меры размонополизации: денежные компенсации, штрафы, запрет на навязывание своей продукции через продажу ее в комплекте, а то и самое суровое - разукрупнение компании, то есть ее раздел на несколько фирм.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив характеристику монополизма в России, можно сделать вывод, что проблема монополии и конкуренции остается одной из наиболее актуальных для экономики страны в настоящее время. Монополизм представляет собой серьезную проблему переходной экономики, предприятия - монополисты обладают существенными рыночными преимуществами перед другими предприятиями, извлекая из своего положения дополнительный доход за счет других экономических агентов. Проблема монополизированности экономики России состоит в том, что абсолютно конкурентных отношений на рынке не может быть в принципе. Это связано и с наследством сложившихся с социалистических времен способов ведения хозяйствования, и с нецелесообразностью разукрепления отдельных отраслей имеющих стратегическое для страны значение. В связи с этим, задача стоящая перед государством - создание конкурентного рынка, не решается самими рыночными агентами, так как чрезмерная власть ведет к обратным последствиям - монополизации, а регулируется государственными антимонопольными органами.

Следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации является избыточная власть фирм-монополистов. Круг тех, кто может вести бизнес, неуклонно сужается и делает монополистичной всю экономику. Новым компаниям тяжело или практически невозможно выйти на рынок, что разрушает саму структуру предпринимательства. Недостаточный приток на рынок новых компаний не дает развиваться здоровой конкуренции, в результате чего у компаний нет стимула к повышению эффективности труда. При монополизме расцветает паразитизм, в экономике, мнение о том, что деньги можно заработать только при «особом» отношении с властью. Монополизм в экономике способствует коррупции. Все это не способствует развитию экономики в целом, тормозит возникновению и развитию новых конкурентоспособных предприятий. Отсутствие эффективной налоговой и юридической систем тоже не способствует развитию бизнеса. В итоге, многие компании работают в расчете на краткосрочные перспективы, увозят деньги за границу, неохотно инвестируют их в производство. Все это негативно сказывается на экономике страны.

На таком бизнесе стоится экономический рост страны, а значит, и рост благосостояния населения, социальная стабильность в обществе. Выбор у России невелик: либо осторожное движение в расчете на появление среднего класса, либо жесткие меры по снятию «кандалов» с экономически активных субъектов, создающие реальные предпосылки для быстрого роста нашей экономики. В такой ситуации еще больше возрастает роль корпораций, которые решают успех начатых реформ по перестройке экономики, которые в состоянии привести российскую экономику на траекторию устойчивого роста.


В связи с этим антимонопольное законодательство должно быть разумным и продуманным, и применение его работниками регулирующих агентств должно быть регулирующим механизмом рынка, но не более того, так как чрезмерно жесткое проведение антимонопольной политики может привести к большому дисбалансу сформировавшихся рыночных отношений и вызвать недовольство со стороны работников крупных фирм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-1994 - № 32. - Ст. 3301. (действующая редакция от 02.12.2014)

. Федеральный закон РФ от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях» (в ред. 15.12.2014) // Российская газета. № 138-139. 23.07.1994, Российская газета. - № 29. 10.02.2014.

. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика / Т.А. Агапова, С.Ф. Серегина. - Москва: Издательство Инфра - М.: 2012г. - С.416-420.

. Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В. Государственная экономическая политика. М.: Дело и сервис, 2011. - С.732.

. Бутыркин А.Я. Естественные монополии: теория и проблемы регулирования. М.: Новый век, 2013. - С.433.

. Бутыркин А., Проблемы реформирования монополии //А. Бутыркин. - Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - №12- С.316

. Варга Е., Власть монополий. / Е.Варга. - М.: -2013. -276с.

. Волконский В.А., Корягин Г.И. О роли монополии в современной экономике. /В.А. Волконский, Г.И. Корягин. - Банк. дело. - М., 2014. - 174с.

. Вурос А., Розанова Н. Экономика отраслевых рынков. М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2012. - 644с.

. Долан. Микроэкономика. - С.Пб, 2014 - С.400-405.

. Мостовая Е.Б., Основы экономической теории: Курс лекций. / Е.Б. Мостовая. - М.: Инфрам. - 2012г.С.496-499.

. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю. - М: Инфра-2013г. - 974с.

. Ореховский П.А., Общая экономическая теория: учебное пособие / П.А.Ореховский. - Международная академия современного знания. - 2013 - С.678-682.

. Робинсон Дж. Экономическая теория несовершенной конкуренции. / Пер. с англ. М: Прогресс, 2013. - 683с.

. Тамбовцев В.JL К вопросу о государственном регулировании в переходной экономике России / B.JI. Тамбовцев // Экономика и математические методы. 2013. - том 34. - №4. - С. 149-159.