Файл: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств ( Понятие обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2231

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие и правовое регулирование обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

1.2. Правовая регламентация обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

2. Проведение, оформление и использование гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

2.1. Организация и тактика гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

2.2. Оформление результатов гласного обследования зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

2.3. Использование результатов гласного обследования зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

7. Следственный осмотр может проводиться только гласно. Обследование может проводиться как в гласной, так и в негласной форме.

8. Обязательными участниками осмотра, за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 170 УПК РФ, являются понятые, представитель администрации организации, которой принадлежит осматриваемое помещение (ч. 6 ст. 177 УПК РФ).

Участие понятых при проведении обследования не предусмотрено. Однако должны быть приглашены не менее двух незаинтересованных лиц (п. 14 Инструкции), при этом исходя из содержания п. 29 Инструкции можно заметить схожие цели приглашения незаинтересованных лиц с приглашением понятых в УПК РФ: «... для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов обследования»[19].

9. Следственный осмотр может осуществляться как лицом, производящим расследование (следователем, дознавателем, руководителем следственного органа), так и по поручению следователя, дознавателя сотрудником оперативного подразделения в рамках расследования дела.

Гласное обследование может быть произведено только сотрудником оперативного подразделения. Следователь, дознаватель не имеют права осуществлять оперативно-розыскную деятельность.

10. Изъятие предметов и документов при осмотре осуществляется в рамках производимого следственного действия на основании норм УПК РФ.

При проведении обследования могут быть изъяты предметы и документы в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об ОРД», п. 10 ч. 1 ст. 13 Федерального закона «О полиции»[20] и Инструкцией.

11. Часть 3 ст. 170 УПК РФ устанавливает, что в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в случаях, если производство следственного действия связано с опасностью для жизни и здоровья людей, следственные действия (в том числе и осмотр) могут производиться без участия понятых, о чем в протоколе следственного действия делается соответствующая запись. В случае производства следственного действия без участия понятых применяются технические средства фиксации его хода и результатов. Если в ходе следственного действия применение технических средств невозможно, то следователь делает в протоколе соответствующую запись[21].

Инструкция не дает никаких руководящих разъяснений на этот счет в части проведения оперативного осмотра. Очевидно, что если принято решение о проведении оперативного осмотра в подобных условиях, то, как представляется, практика может идти по такому же пути, как и при следственном осмотре, однако реакцию на подобный вариант проведения ОРМ не только со стороны защиты, но и органов предварительного расследования, прокуратуры и судов представить трудно.


12. Протокол осмотра составляется в единственном экземпляре и никому из присутствующих при осмотре не вручается (ознакомиться с ним можно по окончании следственного действия лицам, принимавшим в нем участие, а также в дальнейшем с указанным протоколом могут ознакомиться только лица, вовлеченные в уголовный процесс: обвиняемый, потерпевший, гражданский истец и т. д., при ознакомлении с материалами дела в порядке ст. 217 УПК РФ).

Инструкция устанавливает иное правило в отношении обследования. Так, в п. 31 Инструкции указано, что «после подписания протокола изготавливается его копия, которая передается юридическому лицу либо физическому лицу, указанному в протоколе, о чем в нем делается запись. При невозможности изготовления копии протокол составляется в двух экземплярах». Это объясняется, прежде всего, тем, что в рамках обследования необходимо соблюсти права и свободы лиц, представляющих оперативный интерес, ведь результаты рассматриваемого ОРМ могут и не стать основой для уголовного преследования.

13. В случае участия понятых следователь перед началом следственного действия разъясняет им вид следственного действия и порядок его проведения, цель приглашения, их права и ответственность. Требования разъяснить права и обязанности приглашенным в соответствии с п. 14 Инструкции незаинтересованным лицам не содержится. Следовательно, в рамках оперативно-розыскных процедур не предусмотрена и ответственность указанных лиц.

Рекомендация следующая: опросить приглашенных лиц (составить протокол опроса), т. е. не ограничиваться только лишь получением их подписи в протоколе изъятия; в последующем после представления результатов оперативного осмотра следователю или дознавателю необходимо незамедлительно допросить указанных лиц с целью недопущения возможности поменять показания, исказить картину происходившего при обследовании (например, в случае оказания давления на них со стороны защиты)[22].

14. Самостоятельным видом осмотра некоторые авторы[23] называют освидетельствование (ст. 179 УПК РФ) – следственное действие, заключающееся в осмотре тела человека в целях обнаружения особых примет, следов преступления, телесных повреждений, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для уголовного дела, если для этого не требуется производство судебной экспертизы.

Применительно к ОРМ существует пробел. Обследование как ОРМ не может быть направлено на осмотр тела человека уже в силу того, что в его законодательном названии не предусмотрен такой объект осмотра[24].


Однако возникает закономерный вопрос о том, может ли тело человека рассматриваться как возможный объект обследования? Ответ представляется неоднозначным. Среди ОРМ нет такого мероприятия, которое было бы специально направлено на это. На практике сотрудники оперативных подразделений проводят обследование тела человека, как правило, при личном досмотре в целях изъятия каких-либо предметов или веществ, что также является достаточно спорным. Практика документирования в рамках ОРД в разных регионах нашей страны разнится (в частности, изъятие в рамках таких ОРМ, как «Проверочная закупка», «Оперативный эксперимент»). Зачастую осмотр тела человека и последующее изъятие у проверяемого или разрабатываемого лица осуществляются в процессе самого ОРМ (например, в акте оперативного эксперимента или акте проверочной закупки)[25].

К сожалению, законодатель внятно никак не может до настоящего времени прояснить ситуацию, связанную с изъятием в рамках ОРД. Так, ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об ОРД» разрешает органам, осуществляющим ОРД, проводить гласно и негласно ОРМ, производить при их проведении изъятие документов, предметов, материалов и сообщений. Аналогичную норму содержит и п. 10 ч. 1 ст. 13 Закона о полиции.

Итак: а) среди объектов обследования (в законодательном названии данного ОРМ) тело человека не значится; б) ФЗ «Об ОРД» не содержит ОРМ, направленного на обследование тела человека; в) ФЗ «Об ОРД» разрешает в рамках проводимых ОРМ производить изъятие.

В целом можно заключить, что противоречия вышеуказанным законам не будет, если в рамках обследования будет осмотрено тело человека с целью отыскания документов, предметов, материалов и сообщений, но какой будет реакция на это судебно-следственной практики – представить сложно. Поэтому практика изъятия идет различными путями.

15. Инструкция устанавливает, что в целях оказания правовой помощи сотрудникам, проводящим обследование, к его проведению могут привлекаться, в том числе сотрудники правовых подразделений органов внутренних дел Российской Федерации (п. 8 Инструкции).

Хотя УПК РФ не устанавливает норм о возможности привлечения сотрудников правовых подразделений к проведению следственного осмотра, на наш взгляд, их привлечение не будет противоречить нормам, например, в качестве специалистов[26].

16. В целях обеспечения физической защиты сотрудников, проводящих обследование, к его проведению могут привлекаться и сотрудники подразделений специального назначения органов внутренних дел Российской Федерации в порядке, установленном МВД России (п. 8 Инструкции) (в связи с переводом подразделений ОМОН в Федеральную службу войск национальной гвардии (ФСВНГ) Инструкция в данной части пока изменений не претерпела. Представляется, что порядок привлечения бойцов ФСВНГ для обеспечения физической защиты сотрудников оперативных подразделений при проведении обследования будет разработан).


УПК РФ не содержит норм, касающихся привлечения сотрудников специальных подразделений, в том числе и полиции, для обеспечения физической защиты следователей или дознавателей в случае проведения осмотра в помещении при конфликтной ситуации. С точки зрения криминалистической тактики это просто необходимо организовать на подготовительном этапе к проведению следственного действия в подобных условиях.

17. Ведомственный нормодатель в п. 15 Инструкции установил правило, в силу которого при изъятии документов сотрудником, осуществляющим изъятие, с них изготавливаются копии, которые им заверяются и передаются лицу, у которого были изъяты оригиналы. Об этом делается запись в протоколе изъятия, составляемом в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации[27].

УПК РФ не содержит подобных норм, как и требования, составлять, помимо протокола осмотра, протокол изъятия.

18. По результатам следственного осмотра составляется протокол: осмотра места происшествия, осмотра предметов и документов, освидетельствования и т. д. Правила его составления и структура предусмотрены в ст. 166 УПК РФ.

О результатах проведенного обследования сотрудник докладывает рапортом руководителю. В рапорте описываются действия в том порядке, в каком они производились в ходе проведения обследования (п. 34, 35 Инструкции), т. е. структура рапорта практически идентична описанию производимых действий, описываемых в протоколе осмотра[28].

Наряду с отличиями, следует рассмотреть и сходства обследования и следственного осмотра.

1. Некоторые виды следственного осмотра, например осмотр места происшествия, осмотр документов и осмотр предметов, могут быть произведены как до возбуждения уголовного дела, так и в процессе расследования преступления.

Обследование может быть проведено оперативным подразделением: до возбуждения уголовного дела инициативно (ч. 4 ст. 7 ФЗ «Об ОРД», п. 4.1 Инструкции); до возбуждения уголовного дела на основании поручения лица, производящего проверку сообщения о преступлении (ч. 1 ст. 140 УПК РФ); в процессе расследования уголовного дела на основании поручения лица, производящего расследование (ст. 38, 40, 41 и ч. 4 ст. 157 УПК РФ).

2. В случае применения в ходе обследования технических средств участвующие в ОРМ лица предупреждаются об этом до начала его проведения (п. 11 Инструкции). Такое же правило должно соблюдаться и при следственном осмотре (ч. 6 ст. 164 УПК РФ).


3. Осмотр жилища требует согласия проживающих в нем лиц или наличия судебного решения (ст. 25 Конституции РФ[29], ч. 5 ст. 177 УПК РФ). При этом не имеет значения, являются ли проживающие в данном помещении лица собственниками последнего[30]. Обследование жилища также, в силу ст. 25 Конституции РФ, требует согласия проживающих в нем лиц или наличия судебного решения.

При проведении обследования жилища в случае отсутствия согласия проживающих в нем лиц предъявляется постановление судьи, разрешающее его проведение. При проведении следственного осмотра жилища в случае отсутствия согласия проживающих в нем лиц следователь, дознаватель возбуждают перед судом ходатайство о производстве осмотра и предъявляют судебное разрешение перед началом производства следственного действия (ч. 2 ст. 164, ч. 5 ст. 165 УПК РФ).

4. УПК РФ в ч. 3 ст.164 «Общие правила производства следственных действий» устанавливает, что производство следственного действия в ночное время не допускается, за исключением случаев, не терпящих отлагательства. Проведение обследования в ночное время допускается лишь в случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к сокрытию фактов преступной деятельности. Однако здесь авторы Инструкции пошли несколько дальше и установили право проведения обследования «также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу экономической или экологической безопасности Российской Федерации» (п. 9 Инструкции). Относительно вопросов иных видов безопасности, таких как государственная военная, информационная, в контексте обследования[31].

5. При проведении следственного осмотра подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения, а также предметы, вещи, документы и материалы, имеющие значение для расследования уголовного дела[32].

При проведении обследования также подлежат изъятию обнаруженные документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у лиц без специального разрешения (п. 12 Инструкции). При этом протокол должен быть максимально приближен к протоколу следственного осмотра. И хотя УПК РФ не содержит такого процессуального действия, как изъятие (с составлением протокола изъятия), надо полагать, что авторы Инструкции имели в виду правила составления протоколов следственных действий, указанные в ст. 166 УПК РФ.