Файл: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств ( Понятие обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 2197

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Понятие и правовое регулирование обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

1.1. Понятие обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

1.2. Правовая регламентация обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств

2. Проведение, оформление и использование гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

2.1. Организация и тактика гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

2.2. Оформление результатов гласного обследования зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

2.3. Использование результатов гласного обследования зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

6. В случаях, предусмотренных ст. 182, ч. 1 ст. 183, ст. 184 и 193 УПК РФ, следственные действия производятся с участием не менее двух понятых, которые вызываются для удостоверения факта производства следственного действия, его хода и результатов, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 170 УПК РФ.

Для удостоверения факта, содержания, хода проведения и результатов изъятия в рамках обследования к участию в изъятии привлекаются, с их согласия, не менее двух дееспособных граждан, достигших возраста восемнадцати лет, не заинтересованных в результатах изъятия, не состоящих с лицами, проводящими изъятие, в родстве или свойстве, не подчиненных и не подконтрольных указанным лицам, а также не являющихся работниками органов исполнительной власти, наделенными в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности и (или) предварительного расследования (п. 14 Инструкции).

7. Часть 2 ст. 166 УПК РФ устанавливает, что протокол следственного действия, в том числе и осмотра, может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств. Протокол изъятия в рамках обследования в соответствии с п. 24 Инструкции (в случае изъятия предметов и документов, а также обнаруженных документов, имеющих признаки подделки, вещей, изъятых из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособных, находящихся у лиц без специального разрешения) может быть написан от руки или изготовлен с помощью технических средств[33].

8. По результатам осмотра составляется документ – протокол осмотра (места происшествия, предметов и документов, освидетельствования и т. д.)[34].

10. Тактические приемы проведения следственного осмотра, выработанные практикой и научно обоснованные криминалистикой, вполне могут и должны использоваться и в рамках ОРД, в том числе и при проведении обследования

Таким образом, можно заключить, что обследование как ОРМ и осмотр как следственное действие во многом схожи, несмотря на различное нормативное регулирование процедур их производства.


2. Проведение, оформление и использование гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

2.1. Организация и тактика гласного обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности

Тактика проведения гласного обследования во многом обусловлена его организацией. В юридической литературе под организацией проведения ОРМ понимают вид управленческой деятельности по осуществлению комплекса мер, направленных на подготовку и проведение конкретного ОРМ, на основе планирования, контроля за исполнением и анализа итогов деятельности. Под тактикой проведения ОРМ понимают способы и приемы осуществления ОРМ, направленных на наиболее эффективное решение конкретных задач ОРД[35].

Гласное обследование имеет два самостоятельных этапа: «подготовительный» и «основной»[36]. Полагаем, что подготовительный этап обследования начинается с момента принятия решения о проведении мероприятия и продолжается до прибытия сотрудников оперативного подразделения на обследуемый объект и фактического начала осуществления поисковых действий.

В первую очередь должен быть произведен анализ возникшей оперативно-тактической ситуации, т.е. условий, в которых будет осуществляться ОРМ, цели обследования и возможности ее достижения. Полученные результаты анализа во многом определяют остальные подготовительные действия и последующую тактику.

При анализе необходимо учитывать:

  • объект обследования: размеры, техническую и физическую защищенность, наличие на нем лиц, причастных к преступной деятельности, и посторонних;
  • лиц, имеющих отношение к преступной деятельности либо к обследуемому объекту, которые могут оказать противодействие или содействие в проведении мероприятия;
  • цели проводимого мероприятия.

Анализ возникшей оперативно-тактической ситуации должен заканчиваться принятием решения о целесообразности проведения обследования. Подготовительный этап позволяет определить, к какому из ранее обозначенных нами видов гласного обследования относится мероприятие, – простому, сложному или особо сложному[37].

Следующим обязательным элементом организации является планирование, под которым понимается мыслительная деятельность должностного лица органа, осуществляющего ОРД, состоящая в определении алгоритма действий, направленных на достижение целей гласного обследования. Замышляемые действия находятся в прямой корреляции с видом гласного обследования и сложностью предстоящего мероприятия.

Ученые, исследовавшие организацию и тактику обследования, высказывали мнение об обязательности составления письменного плана, если при этом ограничиваются конституционные права граждан[38]. Однако в практической деятельности сотрудники, как правило, не прибегают к составлению плана.

Полагаем, что письменный план необходим для координации действий должностных лиц органа, осуществляющего ОРД, и иных участников ОРМ в целях оптимизации проведения гласного обследования. Именно объективная возможность координации действий без составления письменного документа привела к тому, что в деятельности оперативных подразделений документально зафиксированное планирование гласного обследования не находит применения. Поскольку организация и тактика определяются сотрудником оперативного подразделения, то и принятие решения о письменном планировании также необходимо относить к его компетенции.

Мыслительная деятельность сотрудника оперативного подразделения по определению алгоритма действий в ходе предстоящего гласного обследования, как правило, не должна заканчиваться составлением письменных планов, т.к. это может привести к необоснованному увеличению оперативно-розыскного документооборота и потере мобильности, присущей ОРД. Составление письменных планов не может находиться в зависимости от возможности ограничения конституционных прав граждан, она должна определяться необходимостью координации действий субъектов и участников обследования преимущественно в особо сложном виде гласного обследования[39]. При этом определяющим фактором при принятии решения о составлении письменного плана является объективная невозможность координации действий обозначенных нами лиц без его составления и утверждения соответствующим руководителем.


Особо сложным обследованием следует считать проведение мероприятий на объектах с повышенной защищенностью, под которой понимается оборудование объектов техническими средствами защиты, наличие лиц, которые с высокой долей вероятности могут оказать физическое противодействие проводимому мероприятию. Такое обследование, как правило, должно быть заранее письменно запланировано, при этом должен производиться расчет сил и средств[40].

Рассмотрим особенности некоторых элементов подготовительного этапа гласного обследования:

1. Оформление пакета соответствующих документов включает в себя два основных момента: подготовку «распоряжения», а в случае обследования жилища, проводимого без согласия проживающих там лиц, – «получение разрешающего решения суда».

2. Инструктаж лиц, осуществляющих поисковую деятельность, должен быть направлен на формирование представления об искомых предметах, материалах и т.д., а также о действиях, необходимых для их обнаружения. В рамках проводимого инструктажа распределяются обязанности между участниками мероприятия[41]. Особенность гласного обследования состоит в возникновении в ходе проведения мероприятия правоотношений, в том числе конфликтных. В связи с этим выделяют характерную особенность инструктажа граждан, привлекаемых к обследованию, заключающуюся в том, что до начала проведения мероприятия необходимо психологически подготовить таких граждан. Они должны быть морально и эмоционально готовы к различным вариантам развития событий в ходе обследования. Такая подготовка должна сводиться к формированию устойчивости к различного рода раздражителям во время участия в мероприятии: начиная от закамуфлированного запугивания со стороны преступников и заканчивая реакцией на обнаружение гнилостно измененных трупов. Из подготавливаемого пакета документов наиболее важным считаем получение судебного решения, в том числе на проведение гласного ОРМ[42].

Закон об ОРД не содержит требований к названию и форме постановления, в связи, с чем все его варианты следует признавать допустимыми. Вместе с тем, необходимо исходить из общепринятых в юриспруденции правил составления юридических документов. Теория права допускает существование различного количества частей в документе[43]. При составлении постановления необходимо придерживаться правила, установленного в ст. 303 УПК РФ, согласно которому постановление должно состоять из вводной, описательно-мотивировочной и резолютивной части.


Во вводной части должны содержаться сведения о дате, месте, должностном лице, составившем постановление. В описательно-мотивировочной – об основаниях и условиях проведения ОРМ, конкретном лице или лицах, в связи с противоправной деятельностью которого (которых) оно проводится, о составе уголовно наказуемого деяния, по которому предварительное следствие обязательно, точном юридическом адресе обследуемого объекта, отсутствии обстоятельств, исключающих проведение ОРМ, целях проведения обследования; кроме того, в описательно-мотивировочной части должны иметься ссылки на ст. 25 Конституции РФ и ст.ст. 2, 5-9, 11 Закона об ОРД. В резолютивной части постановления руководителя должна содержаться обращенная к суду официальная просьба (ходатайство) о получении судебного разрешения на проведение ОРМ, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД[44].

Резолютивная часть должна начинаться словами: «Ходатайствовать перед судом о получении разрешения на проведение оперативно-розыскного мероприятия, предусмотренного п. 8 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», – обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, находящихся по адресу: (указывать точный юридический адрес объекта обследования и установочные данные на лиц, чье право на неприкосновенность жилища будет ограничиваться)».

Итак, подготовительный этап проведения гласного обследования позволяет решать задачи, обусловливающие последующую тактику проводимого мероприятия. Организация различных видов обследования может существенно варьироваться в зависимости от объектов обследования и целей, которые предстоит решать проводимым мероприятием.

По прибытии на место проведения гласного обследования начинается основной этап проведения ОРМ. Способы и приемы осуществления ОРМ называются тактикой[45]. Ключевым элементом тактики гласного обследования является линия поведения лиц, проводящих мероприятие (осуществляющих поисковые действия). В юридической литературе имеется точка зрения, в соответствии с которой гласное обследование должно осуществляться по общим правилам осмотра места происшествия, выработанным криминалистикой[46], вместе с тем некоторые ученые говорят о том, что гласное обследование имеет немало общего с криминалистическими правилами проведения обыска. В основе тактики гласного обследования может находиться используемая в криминалистике тактика осмотра или обыска – в зависимости от вида обследования и стоящих перед ним задач. Тактика проведения мероприятия определяется сотрудником оперативного подразделения, проводящего мероприятие, или его руководителем. На наш взгляд, тактика гласного обследования представляет собой сочетание тактики следственного осмотра и обыска.