Файл: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств ( Понятие обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 2233
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие и правовое регулирование обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности
1.1. Понятие обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности
Для решения задач оперативно-розыскной деятельности (далее – ОРД) оперативные подразделения в соответствии с Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[1] вправе осуществлять оперативно – розыскные мероприятия (далее – ОРМ). Пунктом 8 ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД предусмотрено ОРМ «обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». В свою очередь, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 15 названного закона обследование может проводиться гласно.
Вместе с тем в нормативных правовых актах отсутствует определение понятия гласного обследования, что вызывает трудности в его проведении и порождает дискуссии в теории ОРД.
Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, принцип формальной определенности закона, предполагающий точность и ясность законодательных предписаний, будучи неотъемлемым элементом верховенства права, выступает и в законотворческой деятельности, и в правоприменительной практике необходимой гарантией обеспечения эффективной защиты от произвольных преследования, осуждения и наказания[2].
Попытка разрешить указанную проблему была предпринята путем принятия Модельного закона СНГ об оперативно-розыскной деятельности[3], рекомендации которого, однако, не получили широкого распространения ни в правоприменительной практике, ни в теории оперативно-розыскной деятельности. Вместе с тем необходимо признать, что это – единственный в России открытый нормативный правовой акт, определяющий содержание ОРМ, хотя и не используемый в деятельности оперативных подразделений (его предписания носят рекомендательный характер).
Приступая к конструированию понятия ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств» следует обратиться к Модельному закону, в соответствии с которым это – проникновение и осмотр указанных объектов с целью обнаружения следов преступления, орудий совершения преступления, иных предметов, веществ и документов, вероятно, имеющих отношение к совершению преступления, а равно и для решения иных конкретных задач ОРД.
Доктринальные толкования содержат следующее.
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (оперативный осмотр) – ОРМ, заключающееся в непроцессуальном осмотре объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступлений, разыскиваемых преступников, а также получения иной информации, необходимой для решения конкретных тактических задач[4].
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (оперативный осмотр) – ОРМ, заключающееся в непроцессуальном осмотре помещений, участков местности, транспортных средств и других объектов в целях обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступлений, разыскиваемых преступников, а также получения иной информации, необходимой для решения конкретных тактических задач[5].
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – ОРМ, заключающееся в непосредственном или опосредованном (с использованием технических средств) визуальном осмотре и изучении (исследовании) этих объектов с целью выявления лиц, фактов и обстоятельств, имеющих значение для решения задач ОРД[6].
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (сыскное обследование материального объекта) – проникновение в помещение, здание, сооружение, участок местности и транспортное средство, и осмотр его изнутри для обнаружения следов преступления, орудий совершения преступления, иных предметов, веществ или документов, вероятно, имеющих отношение к совершению преступления, а равно для решения иных задач ОРД[7].
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – ОРМ, представляющее собой оперативный (непроцессуальный) осмотр данных объектов с целью обнаружения следов преступной деятельности, орудий совершения преступлений, разыскиваемых преступников, заложников, также получения иной оперативно значимой информации[8].
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств (в практике ОРД данное мероприятие часто именуют «оперативным осмотром») предполагает проведение осмотра этих объектов лично должностным лицом органа, осуществляющего ОРД, либо по его поручению (просьбе) лицом, оказывающим ему конфиденциальное содействие, должностным лицом, имеющим право на эти объекты или по роду своей деятельности связанным с такими объектами (сотрудники ГИБДД, работники ДЭЗ и др.), в целях обнаружения предметов, документов, указывающих на признаки преступной деятельности, получения информации, необходимой для решения задач ОРД[9].
Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств – ОРМ, представляющее собой оперативный (непроцессуальный) осмотр перечисленных, а также других объектов в целях поиска следов преступной деятельности, орудий преступления, разыскиваемых лиц, а также получения информации, необходимой для решения задач ОРД[10].
Анализ ряда существующих определений показывает, что объективная сторона данного ОРМ характеризуется авторами по - разному: проникновение и осмотр; непроцессуальный осмотр объектов; непосредственный или опосредованный (с использованием технических средств) визуальный осмотр и изучение (исследование) объектов; проникновение в помещение, здание, сооружение, участок местности и транспортное средство, и осмотр его изнутри; оперативный (непроцессуальный) осмотр объектов.
Полагаем, что «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», необходимым изменить его название на более широкое, более лаконичное, выработанное теорией ОРД рядом ведомственных нормативных правовых актов – «оперативный осмотр». Это позволит включить в объекты осмотра все возможные объекты материального мира, включая, живые[11].
Исходя из вышеизложенного, предлагается следующее определение. Оперативный осмотр – визуальное, слуховое и иное изучение материальных объектов, в том числе с использованием специальных технических и иных средств.
1.2. Правовая регламентация обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств
Приказом МВД России от 1 апреля 2014 г. № 199[12] утверждена Инструкция, которая достаточно детально регламентирует порядок назначения, проведения и оформления данного ОРМ. Интересна при этом как сама структура, так и содержание Инструкции, максимально приближенные к нормам уголовно-процессуального законодательства, но вместе с тем, на наш взгляд, не лишенные недостатков.
Как можно заметить, большинство из перечисленных в Инструкции положений аналогичны требованиям, указанным в нормах УПК РФ[13], предъявляемым к порядку проведения следственных действий. По всей вероятности, тем самым авторы этого нормативного акта попытались сблизить оперативно-розыскное и уголовно-процессуальное законодательство, облегчив впоследствии использование результатов ОРД (в том числе изъятых объектов) в доказывании по уголовному делу.
Поэтому целесообразно рассмотреть отличия обследования от следственного осмотра.
1. Осмотр – это следственное действие. Обследование – это оперативно-розыскное мероприятие.
2. Нормативно-правовой базой следственного осмотра является УПК РФ. Регламентирующими документами гласного обследования являются ФЗ «Об ОРД» и Инструкция.
3. Для проведения следственного осмотра не требуется «ведомственной санкции» руководителя органа предварительного расследования и вынесения отдельного постановления на его производство[14]. Для проведения обследования его инициатору необходимо представить руководителю органа, осуществляющего ОРД, проект распоряжения и мотивированный рапорт. Распоряжение о проведении обследования, подписанное руководителем органа, осуществляющего ОРД, является документом, подтверждающим правомочия сотрудников оперативного подразделения на его проведение[15].
4. Для производства следственного осмотра УПК РФ не устанавливает требования о необходимости предупреждения о его проведении, какого- либо органа, на территории обслуживания которого будет произведен осмотр (МВД, ФСБ, СК и т. д.). Необходимость осмотра может возникнуть на территории, не обслуживаемой данным органом предварительного расследования, например в рамках расследования уголовного дела: осмотр места преступления при его несовпадении с местом происшествия; осмотр участка местности, транспортного средства, здания, сооружения, жилого помещения (разумеется, при наличии согласия проживающих там лиц или при наличии судебного решения).
В случае необходимости проведения обследования за пределами обслуживаемой оперативным подразделением территории руководитель, подписавший распоряжение, обязан до начала проведения обследования письменно проинформировать начальника (заместителя начальника) территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого планируется проведение обследования.
Для случаев, не терпящих отлагательств, Инструкция устанавливает следующий порядок: «При проведении обследования за пределами обслуживаемой территории уведомление начальника (заместителя начальника, ответственного от руководства) территориального органа МВД России, на территории обслуживания которого проводится обследование, осуществляется руководителем в возможно короткий срок, но не позднее 24 часов с момента проведения обследования».
5. Осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела[16].
Общие задачи (цели) производства ОРМ закреплены в ст. 2 ФЗ «Об ОРД»: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации (сомнений не вызывает, что задачи ОРД, указанные в ст. 2 ФЗ «Об ОРД» относятся и к обследованию[17]. Заметим, что частные задачи (цели) обследования, как, впрочем, и других ОРМ, в Законе не сформулированы. Полагаем, что частные цели обследования зависят от направления деятельности оперативного подразделения, которое его проводит.
6. Результаты осмотра являются доказательствами по уголовному делу – протокол осмотра (п. 5 ч. 2 ст. 74 УПК РФ). Результаты обследования не являются доказательствами по уголовному делу, они могут быть лишь приобщены к материалам уголовного дела в последующем, после их представления[18] лицу, уполномоченному на проведение расследования (протокол обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств).