Файл: Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств ( Понятие обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 2238
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
В отличие от отсутствия законодательно закрепленной обязанности составления документа по итогам ОРМ, ст. 15 Закона об ОРД, как мы уже указывали, предусматривает обязательное составление протокола изъятия. С.В. Баженов[63] полагает, что поскольку проведение гласного обследования в большинстве случаев направлено на обнаружение и изъятие следов, документов, предметов и материалов, результат обследования нужно оформлять протоколом, включающим в себя изъятие, т.е. результаты обследования и изъятия оформляются в одном общем документе. Признавая право на существование указанной позиции, считаем более целесообразным разделение документального оформления ОРМ и изъятия на два самостоятельных документа, поскольку, во-первых, в Законе об ОРД речь идет только о протоколе изъятия при гласных ОРМ и ничего не говорится о совмещении такого протокола с документом, оформляемым по результату ОРМ, что может натолкнуть на рассуждения о выходе должностного лица при составлении документа за установленные законом рамки; во-вторых, высказанное суждение оставляет нерешенным вопрос о порядке оформления результатов в случае необнаружения или изъятия в порядке, установленном УПК РФ; в-третьих, гласное обследование может сочетаться и с решением иных задач, в том числе негласных, где изъятие является лишь частью мероприятия, при этом оформление двух различных документов по итогам одного ОРМ нам представляется не совсем оправданным; в-четвертых, у граждан есть право на получение копии протокола изъятия. Права на получение копии документа, оформляемого по результатам ОРМ, у граждан нет, такие копии им выдаваться, по нашему мнению, не должны. К такому выводу мы приходим на основе анализа не только Закона об ОРД, но и норм УПК РФ, регулирующих документальное оформление обыска, выемки и осмотров.
2.3. Использование результатов гласного обследования зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств в оперативно-розыскной деятельности
В статье 11 Закона об ОРД содержатся положения, определяющие возможные использования результатов ОРД. Проанализировав и обобщив ст.ст. 7, 8, 11, 15 Закона об ОРД, выделим три основных направления использования результатов исследуемого нами ОРМ: в ОРД; в уголовном судопроизводстве; при принятии решений по результатам ОРМ, проводимым по основаниям, предусмотренным пп. 1-3, 5-7 ч. 2 ст. 7 Закона об ОРД.
Использование результатов непосредственно в ОРД имеет выработанную годами, достаточно успешную практику и не вызывает особых трудностей. Там нет четких предписаний, их результаты используются на основе большей части нормативно не закрепленных правил, фактически являющихся правовыми обычаями[64]. Использование информации, полученной в ходе гласного обследования, мало, чем отличается от использования результатов любого другого мероприятия.
Результаты гласного обследования могут использоваться следующим образом:
- При подготовке и осуществлении других ОРМ:
- служить поводом и основанием для начала проведения других ОРМ;
- влиять на принятие решений по организации и тактике проведения ОРМ;
- обеспечивать решение задач по установлению точного местонахождения разыскиваемых лиц и трупов.
2. При принятии решения об установлении или о поддержании отношений с лицом сотрудничества, осуществляемого в рамках ст.17 Закона об ОРД.
3. При принятии решения о заведении, продлении или прекращении дел оперативного учета.
Отдельно рассмотрим использование результатов гласного обследования, сопряженного с изъятием документов, предметов, материалов и сообщений. В результате обследования органу, осуществляющему ОРД, временно попадают объекты материального мира. Часть изъятого используется в самой ОРД. После использования изъятого возникает вопрос о дальнейшей судьбе документов, материалов, веществ и сообщений[65].
Если судьбу вещественных доказательств определяет УПК РФ, то каких-либо норм в Законе об ОРД в отношении документов, материалов, веществ и сообщений не предусмотрено. Основываясь на том, что документы, материалы, вещества и сообщения являются объектами гражданских прав, решения по изъятому и не используемому в качестве вещественных доказательств должны приниматься на основе норм Гражданского кодекса РФ[66]. По нашему мнению, при этом необходимо исходить из того, что ОВД неправомочны решать вопрос о смене собственника либо дальнейшего пользователя. При наличии гражданского правового спора между лицами, претендующими на право собственности, дальнейшая судьба изъятого должна определяться в гражданском порядке. Имеющее отношение к административному правонарушению может приобщаться к соответствующему делу, и уже в рамках административного производства будет решаться его дальнейшая судьба.
Получив результаты гласного обследования и придя к выводу о необходимости их дальнейшего использования в уголовном судопроизводстве, сотрудниками оперативного подразделения принимаются меры по оформлению рассмотренных нами выше рапорта, справки или акта и документов, при помощи которых этот результат будет «доставлен» в уголовное судопроизводство.
Использование результатов ОРД в уголовном судопроизводстве связано с процедурой их представления[67]. В части 3 ст. 11 Закона об ОРД указано, что представление результатов ОРД органу дознания, следователю или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, в порядке, предусмотренном ведомственными нормативными актами. В целях реализации данной нормы закона издан совместный приказ МВД России, Министерства обороны РФ, ФСБ России, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной таможенной службы, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Следственного комитета РФ от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/ 42/535/398/68 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд».
Пункт 6 Инструкции предусматривает представление результатов ОРД в виде рапорта об обнаружении признаков преступления или сообщения о результатах ОРД. При сопоставлении указанного пункта Инструкции с частью 3 ст. 11 Закона об ОРД мы обнаруживаем расхождение. Закон об ОРД подлежит буквальному толкованию, и единственной формой представления результатов ОРД органу дознания следователю или в суд является постановление. Никаких других вариантов представления результатов из смысла закона не следует. Иными словами, указанное в Инструкции «сообщение о представлении результатов» является не более чем сопроводительным письмом, посредством которого постановление, а также обнаруженные предметы материального мира направляются в орган дознания, следователю или в суд. Таким способом должны представляться любые результаты ОРД, в том числе и информация. Далее в п. 9 Инструкции речь идет о постановлении, если результаты ОРД предоставляются для принятия решения в порядке ст.ст. 114, 145 УПК РФ, а также для приобщения к уголовному делу[68].
Определенная нормативными актами процедура представления результатов ОРД позволяет проследить процесс появления материалов в уголовном деле. Соблюдение установленной процедуры дает возможность использовать результаты не только в процессе доказывания, но и при принятии различных процессуальных решений, например при избрании меры пресечения. Сообщение органа, осуществляющего ОРД, о намерении находящегося под подпиской о невыезде и надлежащем поведении обвиняемого скрыться от следствия является основанием для избрания более строгой меры пресечения[69]. Если такие сведения представляются в обход порядка, установленного ч. 3 ст. 11 Закона об ОРД, то суд может не признать такую информацию в качестве «допустимого» основания для избрании более строгой меры пресечения. Таким образом, для использования в уголовном судопроизводстве результатов любого ОРМ, в том числе и обследования, необходимо не только документально оформить данные результаты, но и соблюсти порядок их представления, сопровождаемый соответствующим документальным оформлением.
Таким образом, вариантов представления и использования результатов ОРД в уголовно-процессуальном судопроизводстве несколько, мы рассмотрим их особенности лишь применительно к результату гласного обследования. Главной особенностью представления и использования результатов гласного обследования в уголовно-процессуальном судопроизводстве является отсутствие необходимости рассекречивания, как самого результата, так и источника его получения. Это обстоятельство преимущественно положительным образом влияет на целый ряд моментов, которые заключаются в следующем:
- отсутствует необходимость в сохранении в тайне полученного результата и лиц, присутствовавших при его получении;
- не выносится постановление о рассекречивании;
- отсутствие необходимости рассекречивания позволяет с максимальной достоверностью изучить обстоятельства получения результата и проследить путь «превращения» материального объекта в вещественное доказательство.
Результаты гласного обследования, сопряженного с изъятием, позволяют формировать в уголовном судопроизводстве несколько видов доказательств: вещественные; протоколы следственных и судебных действий; показания подозреваемого, обвиняемого, свидетелей; заключения и показания экспертов, специалистов[70].
Детальный анализ Инструкции позволяет сделать вывод о том, что она регулирует представление результатов негласных ОРМ, но при этом не учитывает особенностей гласных ОРМ, в том числе обследования. По нашему мнению, особого значения это не имеет. Инструкция устанавливает общие правила представления результатов ОРД, которые применимы и в отношении результатов гласного обследования. Существенным отличием является, как мы уже упоминали, отсутствие необходимости вынесения постановления о рассекречивании.
Итак, результат гласного обследования многогранен. Им может быть как обнаружение, иногда сопровождающееся изъятием предметов материального мира или задержанием разыскиваемых преступников, так и информация. Результаты могут использоваться и в ОРД, и в уголовном судопроизводстве.
Результаты обследования могут оформляться различными документами (рапортами, справками), однако имеет место необходимость во введении универсального документа – протокола. Оформление результатов гласного обследования актом недопустимо.
Документальное оформление проведенного гласного обследования необходимо осуществлять только в целях обеспечения последующего использования полученного результата.
Процедура представления результатов в уголовное судопроизводство может быть различной – она зависит от вида результата и возможности его последующего использования. При необходимости приобщения результатов к материалам уголовного дела требуется соблюдение предусмотренной Законом об ОРД и ведомственными инструкциями процедуры их представления. В случае если информация, полученная в результате гласного обследования, используется как ориентирующая, она должна представляться преимущественно в устном виде, а иногда самостоятельно использоваться сотрудниками оперативных подразделений, принимающими участие в следственных действиях, минуя процедуру представления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нормативных правовых актах отсутствует определение понятия обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, проведенное исследование показало, что необходимо изменить его название на более широкое, более лаконичное, выработанное теорией ОРД рядом ведомственных нормативных правовых актов – «оперативный осмотр». Это позволит включить в объекты осмотра все возможные объекты материального мира, включая, живые. Исходя из вышеизложенного, предлагается следующее определение. Оперативный осмотр – визуальное, слуховое и иное изучение материальных объектов, в том числе с использованием специальных технических и иных средств.
Правовое регулирование обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств осуществляется ФЗ «Об ОРД» и приказом МВД России, которым утверждена Инструкция, регламентирует порядок назначения, проведения и оформления данного ОРМ.
Проведенный анализ вопросов организации и тактики гласного обследования показал, что подготовительный этап гласного обследования состоит из двух обязательных элементов: анализ возникшей оперативно-тактической ситуации, заканчивающийся принятием решения о проведении мероприятия; планирование мероприятия, которое представляет собой мыслительную деятельность должностного лица органа, осуществляющего ОРД, состоящую в определении алгоритма действий, направленных на достижение целей гласного обследования. Планируемые действия находятся в прямой корреляции с видом гласного обследования. Мыслительная деятельность по планированию может заканчиваться составлением письменного плана, утвержденного соответствующим руководителем, для проведения сложных и особо сложных гласных обследований. Планы могут составляться при задействовании в мероприятии большого числа участников в целях координации деятельности по проведению гласного обследования.