Добавлен: 08.02.2019
Просмотров: 4375
Скачиваний: 38
Детонационная стойкость карбюраторного топлива характеризуется октановым числом и определяется на специальных установках путём сравнения образцов испытываемого топлива с набором эталонного топлива. В качестве эталонного топлива применяют смеси, составленные из изооктана, обладающего высокими антидетонационными свойствами, и нормального гептана, сильно детонирующего вещества. Детонационная стойкость изооктана принимается за 100, а н-гептана - за ноль. Октановое число топлива численно равно процентному содержанию изооктана в эталонной смеси, детонирующей одинаково с испытуемым образцом топлива. Наибольшей детонационной стойкостью обладают сильно разветвлённые алканы, а также арены, а наиболее низкой - нормальные алканы и циклоалканы с неразветвлёнными боковыми цепями. Алкены нормального строения имеют более высокие октановые числа, чем нормальные алканы с тем же числом атомов углерода. Октановое число бензина зависит, следовательно, от относительного содержания в нём углеводородов указанных классов и их строения. Бензин прямой перегонки из нафтеновых нефтей имеет октановые числа 65-78, а из парафинистых нефтей - 40-60.
Стойкость бензина к детонации сильно повышается (на 10-20 октановых единиц) при растворении в нём небольших количеств антидетонатора. В качестве антидетонатора применяется тетраэтилсвинец (ТЭС) – Pb(C2H5)4, весьма ядовитое вещество. ТЭС вводится обычно в виде смеси (этиловой жидкости) с бромистым этилом и -хлорнафталином, которые способствуют удалению из двигателя образующихся окислов свинца, переводя их в летучие галогениды. В настоящее время тетраэтилсвинец находит всё меньшее применение, так как оказывает вредное воздействие на окружающую среду. Для повышения октановых чисел сейчас используют более экологически безопасные добавки: метилтретбутиловый эфир, молибденовые композиции, алкилаты и т.д.
В качестве топлива для воздушно-реактивных двигателей применяют полученный перегонкой нефти дистиллят с т. кип. 150-250 0С (реактивное топливо ТС-1) или 150-280 0С (топливо Т-1).
В связи с всё возрастающим распространением дизельных двигателей в различных видах транспорта с каждым годом всё большее значение приобретает дизельное топливо. Для быстроходных (тракторных, тепловозных и автомобильных) дизелей применяется продукт перегонки парафинистой нефти - газойль или смесь его или солярового масла с керосином (т. кип. 200-350 0С).
Способность дизельного топлива давать воспламенение в цилиндре двигателя характеризуется цетановым числом. Цетановое число есть показатель воспламеняемости дизельного топлива, численно равный (в %) содержанию цетана (н-гексадекана) в такой его смеси с -метилнафталином, которая по воспламеняемости в двигателе эквивалентна испытуемому топливу. Цетановое число цетана принято равным 100, а -метилнафталина - нолю. Цетановое число зависит от химического состава топлива: наибольшее цетановое число у алканов, меньшее у циклоалканов, самое низкое - у аренов. Чем выше цетановое число, тем лучше качество дизельного топлива.
Котельные топлива готовят смешиванием остаточных продуктов прямой перегонки (мазута, полугудрона и гудрона) с остаточными продуктами термических и некоторых каталитических процессов.
К газообразным нефтяным топливам относятся попутные газы и газы, получаемые при переработке нефти и нефтепродуктов.
Вторая группа нефтепродуктов - смазочные (минеральные) масла; назначение их - образовывать слой смазки между соприкасающимися частями машин, станков и двигателей. Таким путём трение между частями механизмов заменяется внутренним трением в смазке. Поэтому важнейшей характеристикой смазочных масел наряду с температурой вспышки и застывания является их вязкость.
Смазочные масла разделяют по областям их применения: индустриальные - веретённое, машинное и др.; для двигателей внутреннего сгорания - автотракторные (автолы), авиационные масла и др.; трансмиссионные; турбинные; компрессорные; для паровых машин; масла специального назначения. Смазочные масла изготавливают смешением очищенных остаточных и дистиллятных масел.
Для современных механизмов и двигателей применяют смазочные масла только с присадками - веществами, улучшающими их эксплуатационные качества.
Из смазочных масел, полученных из парафинистых нефтей, во избежание их застывания при низких температурах вследствие выделения твёрдых высших алканов (парафина) производится их удаление - депарафинизация. Масло растворяют чаще всего в смеси метилэтилкетона, бензола и толуола, охлаждают до -20 или -40 0С и отфильтровывают твёрдый парафин, после чего отгоняют из масла смесь растворителей. Для депарафинизации дизельного топлива используют также способность мочевины образовывать труднорастворимые комплексные соединения с высшими н-алканами, которые отделяют и разлагают нагреванием до 60-75 0С на мочевину и жидкий парафин.
После очистки твёрдый парафин применяется как изолятор в электротехнике, для пропитывания спичек и кож, для изготовления свечей. Окислением кислорода воздуха превращают его в синтетические жирные кислоты, используемые в мыловарении. Сплавлением со смазочным маслом получают вазелин, применяемый в медицине и парфюмерии.
Жидкий парафин после растворения в бензине очищают обработкой противоточно движущимся твёрдым адсорбентом от примеси ароматических углеводородов и затем отгоняют растворитель. Его используют для получения высших жирных спиртов.
Некоторые виды микроорганизмов способны усваивать парафин в присутствии раствора солей, содержащих азот, фосфор и калий и синтезировать на их основе белок. Центрифугированием отделяют массу микроорганизмов и применяют её в качестве добавки к корму животных - белково-витаминного концентрата; он богат различными витаминами, а белок содержит много незаменимых аминокислот.
Диспергированием в смазочных маслах загустителей (Ca, Na или Al- мыл) получают мазеобразные продукты - консистентные смазки (солидол, консталин и др.), применяемые для смазки частей механизмов, работающих при повышенных температурах и давлении, и для предохранения металлических предметов от коррозии.
Нефтяные битумы получают окислением гудронов смолистых нефтей, а также смешением с асфальтами. Битумы представляют собой твёрдые или жидкие водонерастворимые материалы.
Коксованием остаточных продуктов нефтепереработки в специальных кубах или печах получают нефтяной кокс. Кокс представляет собой пористую твёрдую массу от серого до чёрного цвета. Он употребляется как твёрдое топливо, а также при изготовлении электродов для электрических печей, различных изделий для электропромышленности и для производства искусственных графитов.
Кроме того, из продуктов переработки нефти получают:
1) осветительный керосин;
2) растворители. В качестве растворителей используют бензин (фр. 45-170 0С), петролейный эфир (фр. 40-70 0С и 70-100 0С), уайт-спирит (фр. 165-200 0С). Обычно растворители получают из нефтяных попутных газов на газофракционирующих установках, установках первичной перегонки нефти и при каталитическом риформинге;
3) смазочно-охлаждающие жидкости;
4) нефтяные кислоты и их соли;
5) деэмульгаторы нефтяных эмульсий.
7. Продукты нефтехимического синтеза
Переработкой нефтегазового сырья для получения целевых продуктов или сырья для других химических производств занимается нефтехимическая промышленность. Уже в настоящее время 25 % мировой химической продукции выпускается на основе нефти и углеводородных газов.
На нефтехимические цели в 1975 г. было израсходовано в мире 105-110 млн. т нефти. Это составляло около 4 % общего потребления нефти за год, которое в промышленно развитых странах достигает 5-10 %. В 1990 году использование нефти для химических синтезов достигло 10-12%, а в 2000 году – 15% всех запасов нефти и природного газа.
В промышленности нефтехимического синтеза используют в больших масштабах следующие наиболее важные углеводороды: 1) предельные (метан, этан, пропан, бутан, пентан идр.); 2) непредельные (этилен, пропилен, бутилен, дивинил, ацетилен и др.); 3) ароматические (бензол, толуол, ксилолы); 4) газовая смесь окиси углерода с водородом.
На основе этих соединений получают мономеры для полимеров и пластмасс, синтетических каучуков, синтетические моющие средства и поверхностно-активные вещества, синтетические горючие смазочные масла, растворители, ядохимикаты, хладоагенты, антифризы, многочисленные индивидуальные органические вещества для промышленности основного органического синтеза: спирты, кислоты, альдегиды, кетоны, эфиры, гликоли, глицерин, нитросоединения, вырабатываемые для других отраслей химической промышленности: анилинокрасочной, лакокрасочной, фармацевтической, витаминной, резинотехнической, сельскохозяйственной и др.
Содержание
|
Предисловие |
3 |
1. |
Общая характеристика нефти и газа |
3 |
1.1. |
Добыча нефти и газа |
4 |
1.2. |
Происхождение нефти и газа |
6 |
1.3. |
Основные физико-химические свойства нефтей |
8 |
1.3.1. |
Физические свойства нефтей и нефтепродуктов |
9 |
1.3.2. |
Элементарный и изотопный состав нефтей и природных газов |
11 |
1.3.3. |
Групповой химический состав нефтей |
13 |
1.3.4. |
Фракционный состав нефтей |
13 |
1.4. |
Классификация нефтей |
14 |
1.4.1. |
Химическая классификация |
14 |
1.4.2. |
Технологическая классификация |
15 |
2. |
Химический состав нефтей |
16 |
2.1. |
Углеводороды нефти и нефтепродуктов |
16 |
2.2. |
Алканы |
17 |
2.2.1. |
Строение, изомерия, структурные формулы |
17 |
2.2.2. |
Номенклатура |
19 |
2.2.3. |
Физические свойства |
22 |
2.2.4. |
Химические свойства и переработка |
23 |
2.2.5. |
Алканы нефти |
29 |
2.3. |
Циклоалканы |
34 |
2.3.1. |
Номенклатура и изомерия |
34 |
2.3.2. |
Физические свойства |
37 |
2.3.3. |
Химические свойства и переработка |
37 |
2.3.4. |
Циклоалканы нефти, влияние на свойства нефтепродуктов |
39 |
2.4. |
Арены и углеводороды смешанного строения |
41 |
2.4.1. |
Номенклатура и изомерия |
44 |
2.4.2 |
Физические свойства |
46 |
2.4.3. |
Химические свойства и использование |
48 |
2.4.4. |
Углеводороды смешанного строения |
52 |
2.4.5. |
Арены нефти, влияние на свойства нефтепродуктов, применение |
53 |
2.5. |
Непредельные углеводороды |
54 |
2.5.1. |
Алкены и циклоалкены |
54 |
2.5.1.1. |
Номенклатура |
54 |
2.5.1.2. |
Физические свойства |
55 |
2.5.1.3. |
Химические свойства и использование |
56 |
2.5.2. |
Алкины |
60 |
2.5.2.1. |
Номенклатура |
60 |
2.5.2.2. |
Физические свойства |
60 |
2.5.2.3. |
Химические свойства |
61 |
2.5.3. |
Непредельные углеводороды нефти и нефтепродуктов, влияние на качество топлив, применение |
62 |
2.6. |
Гетероатомные соединения и минеральные компоненты нефти |
63 |
2.6.1. |
Кислородные соединения |
64 |
2.6.1.1. |
Кислоты |
64 |
2.6.1.2. |
Фенолы |
68 |
2.6.1.3. |
Кетоны и эфиры |
69 |
2.6.2. |
Сернистые соединения |
70 |
2.6.2.1. |
Тиолы |
71 |
2.6.2.2. |
Сульфиды |
73 |
2.6.2.3. |
Дисульфиды |
73 |
2.6.2.4. |
Сернистые соединения в нефти |
75 |
2.6.3. |
Азотистые соединения |
78 |
2.6.3.1. |
Амины |
78 |
2.6.3.2. |
Амиды кислот |
82 |
2.6.3.3. |
Происхождение азотистых соединений нефтей. Влияние на свойства нефтепродуктов и применение |
83 |
2.6.4. |
Смолисто-асфальтовые вещества |
84 |
2.6.5. |
Минеральные компоненты |
88 |
3. |
Переработка нефти |
89 |
3.1. |
Подготовка нефти к переработке |
89 |
3.2. |
Первичная перегонка нефти |
92 |
3.3. |
Химические процесы переработки нефти |
96 |
3.3.1. |
Термический крекинг, пиролиз и коксование |
96 |
3.3.2. |
Каталитические процессы |
99 |
4. |
Переработка нефтяных газов |
101 |
5. |
Очистка и стабилизация нефтепродуктов |
103 |
6. |
Продукты переработки нефти |
103 |
7. |
Продукты нефтехимического синтеза |
107 |