Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация
высшего образования
Центросоюза Российской Федерации
СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ
Кафедра конституционного и административного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
По дисциплине «Конституционное право»
на тему: Демократия и права человека и гражданина
Студентки 2 курса
Пробст Марии Сергеевны
ЮБ-3-13-21-007
Руководитель
Степанова Вера Владимировна
Оценка после защиты ___________
Подпись ФИО __________________
Дата защиты ___________________
Новосибирск
2023
Содержание
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика демократического общества 6
1.1 Понятие демократии 6
1.2 Формы демократии 12
1.3 Основные признаки демократического общества 15
Глава 2. Демократические права человека и гражданина 18
2.1 Права человека 18
2.2 Взаимодействие личности и государства 24
Заключение 34
Список использованной литературы 36
Введение
Актуальность темы курсовой работы. В современное время демократия является наиболее востребованной формой политического устройства общества, позволяющей людям не только выбирать управляющих, но и контролировать власть. Несмотря на все проблемы, которые возникают в рамках демократического правления, демократия лучше других справляется с вызовами современности. Поэтому во многих странах мира, не претендовавших прежде на название демократических, предпринимаются попытки создания демократических механизмов управления обществом.
Идея правового государства является одной из центральных в теории государства и права. Она широко обсуждается в наше время. Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления. Эта тема не исчерпана и по сей день, и с течением времени интерес к ней только усиливается. Этим обусловлена ее актуальность.
Права и свободы человека – это общепризнанные социальные возможности личности, обеспечение которых реально в условиях достигнутого человечеством прогресса. Как правило, они в современном виде находят провозглашение и закрепление в международно-правовых документах
1.
Различие прав человека и прав гражданина, обусловленное различием права и закона, – прогрессивная демократическая идея, которая имеет длительную историю. Конституция юридически закрепила эту идею в качестве конституционного принципа, основы конституционного строя. Конституционно-правовая доктрина и общечеловеческая практика выработала различие понятий прав и свобод человека. Свобода человека обеспечивается и защищается государством, но не регламентируется им. В пользовании свободой человек не должен лишь злоупотреблять ею, т.е. наносить вред другим лицам. Право – это четко очерченная государством возможность свободного поведения в тех рамках, которые определены законом. Человек, реализуя право, не должен выходить за рамки границ этого права. В реализации права человеком роль государства более активна, чем при пользовании человеком свободой.
Эта тема на протяжении многих десятилетий поднималась и рассматривалась многими ведущими российскими теоретиками в области права – Денисовым А.И., Петровым В.С., Лазаревым В.В., Алексеевым С.С., Липень С.В., Лаврененко В.Н., Марченко М.Н. и т.д.
В связи с актуальностью вопросов исследования демократии и прав человека, можно определить цель этой курсовой работы, которая будет заключаться в изучении основ демократии и рассмотрении основных прав человека и гражданина. право социальный закон
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить сущность понятия "демократия";
- выявить основные черты демократического общества;
- проанализировать демократические права человека и гражданина.
Предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.
Объектом изучения в данной работе является реализация прав человека и гражданина в демократическом обществе.
Методологической основой исследования является метод материалистической диалектики, как всеобщий метод познания действительности, и вытекающие из него частно-научные методы исследования: изучение и анализ литературных источников, касающихся избранной темы, а также нормативного материала; ознакомление с судебной практикой; формально-логический анализ; сравнительно-правовой метод; метод историко-юридического анализа; метод комплексного анализа.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Общая характеристика демократического общества.
-
Понятие демократии.
Слово "демократия" известно еще со времен Древней Греции и в переводе с греческого языка означает "власть народа". В ранний период своего существования в Древней Греции демократия понималась как особая форма разновидности государства, при которой властью обладает не одно лицо (как при монархии, тирании), и не группа лиц (как при аристократии, олигархии), а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством. В реальной демократии нет ничего более далекого, чем власть народа. Это всего-навсего механизм, способ участия населения в формировании и функционировании власти, прежде всего политической, государственной. То есть всюду, когда во власти участвует население в целом или его часть, уже есть основания говорить о демократии.2
Существует ещё два варианта трактовки этого понятия:
1) Демократия – форма политической организации общества, государства, основанная на признании народа в качестве источника власти, при которой граждане участвуют в управлении государством, имеют равные права и свободы и правовые гарантии этих прав.
2) Демократия – политический режим, при котором государственная власть осуществляется правовыми методами в соответствии с законами, граждане обладают равным правом участвовать в управлении государством напрямую или через свободно избранных представителей, обеспечиваются личные, политические и гражданские права граждан, свобода общественных объединений, политический плюрализм, многопартийность, а также свобода СМИ.3
К настоящему времени юристами и политологами было сформулировано множество определений демократии. При всем этом разнообразии каждое из них обращает прямое или косвенное внимание на наличие законодательно закрепленных возможностей участвовать в управлении государством для всех социальных групп, независимо от их позиций, состава, социального происхождения. Эта характерная черта и отражает специфику демократии. В силу этого, если сравнивать античность и современность, то сегодняшнее понимание демократии охватывает не только выборность правителей, но и гарантии политической оппозиции на соучастие в управлении обществом или открытую критику правительственного направления.
«Для демократического режима свойственны следующие черты:
− суверенитет народа, иными словами признание народа единственным источником государственной власти – народовластие;
− выборность и сменяемость органов государственной власти – именно народ выбирает своих представителей власти и может периодически сменять их;
− равенство прав граждан на участие в управлении государством – многопартийность, разрешено выражение своей воли, свобода слова, прав на информацию, право на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящей должности в государстве;
− демократический режим защищает права отдельных личностей и меньшинства.
Мнение большинства, выраженное демократическим путем на выборах, это только необходимое условие демократии, но, совсем недостаточное. Только совместное правление большинства и защита прав 7 меньшинства является составной частью одного из основных принципов демократического государства.
− действие принципа разделения властей – принято делить власть на: законодательную (представительную), судебную, исполнительную;
− реальная гарантия прав и свобод человека и гражданина – обычно гарантируются Основным законом страны (Конституцией).
− наличие политико-правовых механизмов, которые смогут обеспечить реальную возможность участия граждан в организации, деятельности органов государственной власти и в контроле над ними» 4
В зависимости от того, как население участвует в управлении, кто и как исполняет властные функции, на основании этих факторов демократия подразделяется на – прямую, плебисцитарную и представительную.
Наиболее популярная форма политического участия народа в управлении государством является представительная демократия.
Суть ее заключается в следующем: граждане избирают в органы власти своих представителей, призванных выражать интересы в принятии политических решений, в принятии законов и проведения на практики социальных и иных программ. Процесс выборов может быть различным, но каковы бы они не были, выборные лица в представительной демократии занимают собственные посты от имени народа и подотчетны ему во всех своих начинаниях и действиях. 5
Существуют также различные формы правления демократического режима. Особенно распространенными формами являются президентская, парламентская и парламентско-президентская (смешанная) республика. 6
Следующий инструмент проявления демократии – референдум. Под референдумом понимается всенародное голосование при решении кардинальных вопросов жизни государства и общества. Основные плюсы референдума это: 1) референдум является способом привлечения всего населения к участию в решении существенных вопросов; 2) референдум, как правило, способствует повышению сознательности и политической активности масс; в) референдум является одним из инструментов становления политических партий и их союзов, когда четко проявляются их позиции.
Минусом же является то, что референдум предполагает фактически несуществующую высокую культурность всех членов общества.
Следующий недостаток референдума: он изначально предполагает максимальную вероятность победы существующей власти, потому что именно она формулирует выносимые на референдум вопросы. Существует ли компенсация отчуждения граждан от власти, случающаяся во время выборов? Возвращают ли вам частицу вашего голоса, отданного на выборах за вашего кандидата, в виде механизмов контроля, или вы вообще лишены этой возможности?
Реальный механизм сохранения права контроля над избранной властью – это право отзыва избираемого избирающими. В большинстве современных государств механизм отзыва депутатов не предусматривается.
Всякая демократия обязательно включает в себя права и возможности выражения мнения, позиции, не совпадающей не только со взглядами глав государства, но и с позицией большинства. И пока позиция личности совпадает с позицией большинства, с интересами властных групп, рассуждать о том, много или мало демократии, не приходится. Эта проблема возникает для индивида только тогда, когда появляется противоречие между позицией личности или группы людей и позицией, господствующей в обществе. Причем данная группа людей может составлять даже большинство населения при условии, что господствующее меньшинство контролирует политическую и экономическую ситуацию. Поэтому проблема экономической основы демократии является принципиальной.
При разделении властей происходит своеобразное закрепление ветвей власти за демократией и диктатурой, как противоположностями, образующими политический режим. Но поскольку система разделения властей соответствует лишь политической организации буржуазного общества, то надо признать, что для каждого этапа общественно-политического развития характерны свои механизмы взаимодействия демократии и диктатуры в функционировании политического режима.7
Важные проблемы встают перед теоретиками демократии в связи с поиском механизмов, которые бы позволили как можно лучше регулировать властные аспекты взаимодействия людей и при этом бы сводили к минимуму вмешательство в другие формы человеческой активности. Вместо того чтобы видеть в демократии средство обнаружения или выработки общего блага, ее, таким образом, можно понимать, как механизм для управления властными аспектами той деятельности, в которую вовлечены люди, придерживающиеся собственных – индивидуальных или совместных – представлений о благе. В этом смысле демократия есть подчиненное или обуславливающее благо, а творческий вызов состоит в том, чтобы найти способы демократически структурировать властные отношения, одновременно максимально ограничивая вмешательство в те виды блага высшего порядка, к которым стремятся люди.