Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глава 2. Демократические права человека и гражданина.
2.1. Права человека.
Под правами человека необходимо понимать атрибутивное, неотъемлемое свойство личности, формирующиеся в контексте социального бытия. Они обусловлены природой человека, под которой обычно подразумеваются стойкие, неизменные черты и свойства, которые присущи Homo Sapiens во все времена. Среди этих свойств выделяют, во-первых, разумность и способность человека к членораздельно речи, во-вторых, способность к общению, совместной целесообразной деятельности, в-третьих, важнейшим свойством человека являются его основные права и свободы.9
В основах конституционного стоя закреплен такой принцип, как полнота прав и свобод граждан. Каждый гражданин обладает всеми правами и свободами. Закрепление прав в Конституции имеет не слишком большое значение, важнее каким актом является Конституция. Если Конституция нормативная т.е. прямого действия, то для защиты этих прав можно непосредственно ее использовать. В тех государствах, в которых Конституция является не прямого действия Законом, основные права закреплены в законодательных та подзаконных актах.
Каждый образованный гражданин понимает, что его права являются комплементарными соответствующим обязанностям государства. Поэтому знание своих прав – это залог их соблюдения государством. Незнание прав ведет к «омертвению» прав и лишь простому декларированию в законодательных актах. Зная свои права, необходимо пресекать их нарушение и отстаивать любыми законными средствами, иметь четкое и неискаженное представление о том, где и как они должны применяться в каждой конкретной жизненной ситуации.
Права предоставляются человеку от рождения, их нельзя купить или заработать, они идентичны у всех. В любом демократическом государстве основные права и свободы личности консолидируются в его конституции, где также прописываются основы конституционного строя страны, закрепляется приоритетное положение личности по отношению к государству и гарантируется защита и охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. К числу таких стран и относится Россия.
К сожалению, в настоящее время большая часть российского населения не желает повышать свой уровень правовой культуры. Незнание законов, своих основных прав и обязанностей приводит к неблагоприятным последствиям в будущем. Чтобы преодолеть эту проблему, уже сегодня необходимо позаботиться о повышении уровня правовой культуры у подрастающей молодежи и старшего поколения, т.к. именно современная молодежь через десятилетие станет основной движущей силой государства.
Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют существенных усилий государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у человека определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу – важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Ее создание является важным условием, способствующее превращению граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов. Из этого следует, что Конституционные права человека являются основополагающими и подлежат развитию и конкретизации в других отраслях права: гражданском, уголовном, административном праве, праве социального обеспечения, в процессуальном праве и т.д.
Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью явилось важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с "общественными", которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы. Подчеркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Напротив, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации экономической и культурной жизни общества. Разумеется, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться.
Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются: каждый человек (т.е. гражданин определенного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства), а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство.
Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину, и лицу, не являющемуся таковым.
Соотношение понятий "право" и "свобода" характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина.
Но иногда между этими понятиями проводится различие. Иногда "правом" называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а "свободой" – возможность действовать без государственного вмешательства. Эта искусственная конструкция слишком резко отделяет права от свобод. Нередко термином "свобода" обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретные результаты. Такое указание предоставляло бы уже "право". При этом "право" может самой Конституцией включаться в состав "свободы". Так, в ст. 28 не только установлена "свобода совести, свобода вероисповедания", но в состав этой свободы включено "право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".10 Нередко "свободами" называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.
Следует уделить внимание и вопросу о соотношении и взаимосвязи прав и свобод с обязанностями, также устанавливаемыми Конституцией. В иерархии конституционных предписаний верховенство явно принадлежит правам и свободам. Значит, что конституционные права и свободы сводят обязанности, в том числе перед государством, к необходимому минимуму, а обязанности могут в некоторой (определяемой Конституцией, а на ее основании – законом) степени ограничивать многие, хотя и не все права, и свободы. В некоторых статьях Конституции также раздельно говорится об обязанностях человека, т.е. "каждого", например, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу и окружающую среду, а также об обязанностях гражданина, например, по защите Отечества. Эти и другие обязанности, как правило, нуждаются в конкретизации законом применительно к отдельным их носителям.
Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Права и свободы человека закреплены Конституцией, поскольку на настоящий момент в мировом обществе признано, что абсолютно каждому человеку с рождения, независимо от гражданства, а также иных факторов, принадлежат права и свободы. Однако, человек, который не обладает гражданством государства, в котором он сейчас находится, имеет меньше прав, чем у гражданина такого государства. Следовательно, справедливо положение, что гражданин обладает комплексом прав и свобод, закрепленных мировым сообществом и внутригосударственным законодательством, а также всеми иными правами, которые признаются в конкретном государстве.
Иными словами, объем прав и свобод, принадлежащих гражданину государства шире, чем объем прав и свобод у человека. Так, гражданин вправе принимать непосредственно участие в государственной деятельности, а человек 33 без гражданства в этой связи имеет некоторые ограничения. Данная дискриминация присутствует практически во всех государствах современного мира. Это обусловлено тем, что каждое отдельное государство обладает правомерным желанием предоставлять соответствующие права, которые связанные с государственным управлением и т.п., только тем лицам, которые имеют непосредственную связь с таким государством, чем и является гражданство. С другой стороны, возникает вопрос, если у лица без гражданства конкретного государства, в котором он находится, права уже, чем у гражданина, то почему он должен нести равную юридическую ответственность? Существует общее правило юридической ответственности – независимо от гражданства, любое лицо, которое нарушило признанные права и свободы, признается правонарушителем и несет юридическую ответственность.
2.2. Взаимодействие личности и государства.
Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная Конституцией и законодательством
совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.
В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:
− права и обязанности;
− законные интересы;
− правосубъектность;
− гражданство; − юридическая ответственность;
− правовые принципы и т.д.
Степень законодательной разработанности вышеназванных категорий демонстрирует определение государством правового положения личности.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».
Общий – это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
Понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; в-четвертых, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.
Правовой статус – комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре.
Правовой статус личности в современной России весьма противоречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на человека (хотя пока в большей мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политической системах не является стабильным, обеспеченным. На его природу и характер влияют такие негативные процессы в нашей действительности, как рост преступности и безработицы, бюрократизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата заработной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.
2.1. Права человека.
Под правами человека необходимо понимать атрибутивное, неотъемлемое свойство личности, формирующиеся в контексте социального бытия. Они обусловлены природой человека, под которой обычно подразумеваются стойкие, неизменные черты и свойства, которые присущи Homo Sapiens во все времена. Среди этих свойств выделяют, во-первых, разумность и способность человека к членораздельно речи, во-вторых, способность к общению, совместной целесообразной деятельности, в-третьих, важнейшим свойством человека являются его основные права и свободы.9
В основах конституционного стоя закреплен такой принцип, как полнота прав и свобод граждан. Каждый гражданин обладает всеми правами и свободами. Закрепление прав в Конституции имеет не слишком большое значение, важнее каким актом является Конституция. Если Конституция нормативная т.е. прямого действия, то для защиты этих прав можно непосредственно ее использовать. В тех государствах, в которых Конституция является не прямого действия Законом, основные права закреплены в законодательных та подзаконных актах.
Каждый образованный гражданин понимает, что его права являются комплементарными соответствующим обязанностям государства. Поэтому знание своих прав – это залог их соблюдения государством. Незнание прав ведет к «омертвению» прав и лишь простому декларированию в законодательных актах. Зная свои права, необходимо пресекать их нарушение и отстаивать любыми законными средствами, иметь четкое и неискаженное представление о том, где и как они должны применяться в каждой конкретной жизненной ситуации.
Права предоставляются человеку от рождения, их нельзя купить или заработать, они идентичны у всех. В любом демократическом государстве основные права и свободы личности консолидируются в его конституции, где также прописываются основы конституционного строя страны, закрепляется приоритетное положение личности по отношению к государству и гарантируется защита и охрана прав, свобод и законных интересов человека и гражданина. К числу таких стран и относится Россия.
К сожалению, в настоящее время большая часть российского населения не желает повышать свой уровень правовой культуры. Незнание законов, своих основных прав и обязанностей приводит к неблагоприятным последствиям в будущем. Чтобы преодолеть эту проблему, уже сегодня необходимо позаботиться о повышении уровня правовой культуры у подрастающей молодежи и старшего поколения, т.к. именно современная молодежь через десятилетие станет основной движущей силой государства.
Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека требуют существенных усилий государства также в материальной и духовной сферах. Речь идет об обеспечении гражданам прожиточного минимума, о развитии социального обеспечения, школьного образования и здравоохранения. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью касается каждого человека. Для реализации этого принципа важное значение имеют социальные функции каждого человека, его ответственность перед другими людьми, обществом в целом и государством. Только в этом случае принцип признания человека высшей ценностью может быть распространен в равной мере на всех членов общества. В демократическом обществе становление личности происходит в условиях свободы, заключенной в определенные рамки. К ним относится, в частности, правовая надстройка общества. Через нее принцип признания человека высшей ценностью формирует у человека определенные нормативные представления о сущности личности, несущие на себе отпечаток той правовой культуры общества, в условиях которой они возникли. Поставить эти представления на службу человеку и обществу – важная предпосылка реализации конституционного принципа признания человека, его прав и свобод высшей ценностью. Ее создание является важным условием, способствующее превращению граждан из объектов воздействия государства и общества в активно действующих субъектов. Из этого следует, что Конституционные права человека являются основополагающими и подлежат развитию и конкретизации в других отраслях права: гражданском, уголовном, административном праве, праве социального обеспечения, в процессуальном праве и т.д.
Провозглашение прав и свобод человека и гражданина высшей ценностью явилось важным новшеством в конституционном праве и во всем законодательстве. Ранее верховенство всегда принадлежало государственным интересам. В советское время они отождествлялись с "общественными", которым требовалось подчинять индивидуальные и коллективные личные интересы. Подчеркивание прав и свобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемой государством, не означает и не допускает какого-то принижения государства. Напротив, эта обязанность правового государства может значительно повысить его авторитет и значение в жизни общества, в организации экономической и культурной жизни общества. Разумеется, если эти необходимые общественные функции государства будут полно и последовательно исполняться.
Обладателями (субъектами) этих прав и свобод являются: каждый человек (т.е. гражданин определенного государства, иностранный гражданин или лицо без гражданства), а в точном определении, в осуществлении и защите прав и свобод участвует и государство.
Различие между человеком и гражданином как носителями прав и свобод ясно выражено в тексте Конституции. Права и свободы человека принадлежат и гражданину, и лицу, не являющемуся таковым.
Соотношение понятий "право" и "свобода" характеризуется прежде всего тем, что в значительной степени это синонимы; то и другое – субъективное право любого человека или только гражданина.
Но иногда между этими понятиями проводится различие. Иногда "правом" называют юридическую возможность требовать чего-то от властей и других лиц, а "свободой" – возможность действовать без государственного вмешательства. Эта искусственная конструкция слишком резко отделяет права от свобод. Нередко термином "свобода" обозначаются более широкие возможности индивидуального выбора без указания на его конкретные результаты. Такое указание предоставляло бы уже "право". При этом "право" может самой Конституцией включаться в состав "свободы". Так, в ст. 28 не только установлена "свобода совести, свобода вероисповедания", но в состав этой свободы включено "право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними".10 Нередко "свободами" называют только политические права или другие группы прав, признаваемые наиболее важными.
Следует уделить внимание и вопросу о соотношении и взаимосвязи прав и свобод с обязанностями, также устанавливаемыми Конституцией. В иерархии конституционных предписаний верховенство явно принадлежит правам и свободам. Значит, что конституционные права и свободы сводят обязанности, в том числе перед государством, к необходимому минимуму, а обязанности могут в некоторой (определяемой Конституцией, а на ее основании – законом) степени ограничивать многие, хотя и не все права, и свободы. В некоторых статьях Конституции также раздельно говорится об обязанностях человека, т.е. "каждого", например, платить законно установленные налоги и сборы, охранять природу и окружающую среду, а также об обязанностях гражданина, например, по защите Отечества. Эти и другие обязанности, как правило, нуждаются в конкретизации законом применительно к отдельным их носителям.
Конституционная обязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для их защиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданина входят в функции всех органов государственной власти и органов местного самоуправления. Права человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Права и свободы человека закреплены Конституцией, поскольку на настоящий момент в мировом обществе признано, что абсолютно каждому человеку с рождения, независимо от гражданства, а также иных факторов, принадлежат права и свободы. Однако, человек, который не обладает гражданством государства, в котором он сейчас находится, имеет меньше прав, чем у гражданина такого государства. Следовательно, справедливо положение, что гражданин обладает комплексом прав и свобод, закрепленных мировым сообществом и внутригосударственным законодательством, а также всеми иными правами, которые признаются в конкретном государстве.
Иными словами, объем прав и свобод, принадлежащих гражданину государства шире, чем объем прав и свобод у человека. Так, гражданин вправе принимать непосредственно участие в государственной деятельности, а человек 33 без гражданства в этой связи имеет некоторые ограничения. Данная дискриминация присутствует практически во всех государствах современного мира. Это обусловлено тем, что каждое отдельное государство обладает правомерным желанием предоставлять соответствующие права, которые связанные с государственным управлением и т.п., только тем лицам, которые имеют непосредственную связь с таким государством, чем и является гражданство. С другой стороны, возникает вопрос, если у лица без гражданства конкретного государства, в котором он находится, права уже, чем у гражданина, то почему он должен нести равную юридическую ответственность? Существует общее правило юридической ответственности – независимо от гражданства, любое лицо, которое нарушило признанные права и свободы, признается правонарушителем и несет юридическую ответственность.
2.2. Взаимодействие личности и государства.
Правовой статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Правовой статус есть признанная Конституцией и законодательством
совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий государственных органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои социальные роли. Именно права и обязанности составляют ядро правового статуса.
В структуре правового статуса личности выделяют такие элементы, как:
− права и обязанности;
− законные интересы;
− правосубъектность;
− гражданство; − юридическая ответственность;
− правовые принципы и т.д.
Степень законодательной разработанности вышеназванных категорий демонстрирует определение государством правового положения личности.
Правовой статус бывает общим, специальным и индивидуальным. Эти виды отражают соотношение таких философских категорий, как «общее», «особенное» и «отдельное».
Общий – это статус лица как гражданина государства, закрепленный в Конституции. Специальный статус фиксирует особенности положения определенных категорий граждан (студентов, участников войны, бизнесменов, адвокатов и т.д.), обеспечивает возможность выполнения их специальных функций.
Индивидуальный статус отражает конкретику отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, трудовой стаж и т.п.) и представляет собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.
Понятие «правовой статус», во-первых, имеет собирательный характер, ибо вбирает в себя правовые статусы граждан, иностранцев, лиц с двойным гражданством, лиц без гражданства, беженцев, вынужденных переселенцев; во-вторых, отражает индивидуальные особенности личности и ее реальное положение в системе разнообразных общественных отношений; в-третьих, позволяет увидеть права и обязанности личности в определенной целостности, в системном и взаимообеспечиваемом виде; в-четвертых, дает возможность проводить сравнение статусов, открывает пути дальнейшего их совершенствования.
Правовой статус – комплексная категория, отражающая взаимоотношения личности и общества, гражданина и государства, индивида и коллектива, другие социальные связи. Поэтому важно, чтобы человек правильно представлял свое положение, свои права и обязанности, место в той или иной структуре.
Правовой статус личности в современной России весьма противоречив. С одной стороны, он в своей основе ориентирован на человека (хотя пока в большей мере декларативно) и имеет достаточно прогрессивную базу, соответствующую в целом международно-правовым стандартам. С другой стороны, правовой статус индивида в условиях кризиса в экономической и политической системах не является стабильным, обеспеченным. На его природу и характер влияют такие негативные процессы в нашей действительности, как рост преступности и безработицы, бюрократизм и чиновничий произвол, спад производства и невыплата заработной платы, проблема беженцев и вынужденных переселенцев и т.д.