Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Родовой статус личности представляет собой совокупность прав, свобод, юридических обязанностей и правовых гарантий, которые отражают социально-правовое положение отдельных категорий людей, обладающими специфическими субъективными правами и юридическими обязанностями: военнослужащих, инвалидов, жителей Крайнего Севера и пр.

Индивидуальный статус представляет собой совокупность прав, свобод, юридических обязанностей и правовых гарантий, отражающих положение человека в зависимости от его возраста, пола, профессии, политических взглядов и государственной деятельности.

В современное время в актах международного уровня, в правовой литературе и законодательствах развитых государств категории «права человека», «права гражданина», «права личности» носят одинаковую смысловую нагрузку и употребляются в одном и том же значении. Их разделение и применение в отдельных категориях вызвано чаще всего отдельными логическими и стилистическими правилами или необходимостью в акцентировании государственного внимания на той или иной проблеме прав человека.

Таким образом, основные права и свободы личности декларируются в Конституции РФ, в ратифицированных международно-правовых актах и подробно регламентируются национальными законодательством. Проанализировав содержание Конституции РФ от 12.12.1993 г. можно сделать вывод, что российский законодатель объективно предусмотрел большую массу прав и свобод, гарантируемых личности, благодаря которым возможно построение истинно правового государства с развитым гражданским обществом.

Подводя итоги, сформулируем основные выводы.

Категория «личность» в юридическом аспекте понимается неоднозначно в силу отсутствия единого законодательного определения. Теория права содержит множество подходов к определению данного термина, наиболее прикладное из которых определяет личность в качестве субъекта социально-правовых отношений, с индивидуальными психофизиологическими особенностями, имеющего определенный социально-правовой статус, приобретаемый им при выполнении различных социальных функций. На данном этапе развития государства необходимо разработать и внести единое определение рассматриваемого понятия в область правового регулирования, это станет здоровой базой для повышения качества правоприменительной деятельности. Основы правового положения личности декларируются в положениях Основного закона России. В названом законе основы правового статуса личности закреплены в виде специального конституционного-правового института, под которым понимается совокупность конституционно-правовых норм, устанавливающих отношения, складывающиеся по поводу определения места и роли личности в обществе и государстве. Правовое положение личности определяется через законодательную регламентацию и развитие правового статуса личности, включающего в себя: права и обязанности, законные интересы, правосубъектность, гражданство, юридическую ответственность и иные характеризующие личность категории. Основные права и свободы личности декларируются в Конституции РФ, в ратифицированных международно-правовых актах и подробно регламентируются национальными законодательством. Личные права и свободы человека и гражданина предусматриваются в начальных статьях гл. 2 Конституции РФ. Права и свободы человека и гражданина защищены внутригосударственными (органами государственной власти, прокуратуры, Уполномоченным по правам) и международными способами (Европейский суд по правам человека). Проанализировав содержание Конституции РФ от 12.12.1993 г. можно сделать вывод, что российский законодатель объективно предусмотрел большую массу прав и свобод, гарантируемых личности, благодаря которым возможно построение истинно правового государства с развитым гражданским обществом.


Заключение

В истории развития любого современного государства демократия внесла свою лепту, что наблюдается даже в тех странах, в которых сохраняются антидемократичные режимы – авторитаризм и тоталитаризм.

Демократия в широком смысле – это народовластие. С научной точки зрения, демократия – это один из видов политического режима, который предполагает осуществление власти непосредственно народом, то есть любой человек, который относится к гражданам соответствующей страны через конкретные органы (органы государственной власти, органов местного самоуправления) осуществляет государственное управление. В демократическом государстве любой гражданин может вносит собственные инициативы по улучшению жизни населения, совершенствованию государственного аппарата. По мнению многих исследователей, такое государство является идеальным для жизни человека и реализации его прав, у подобного политического режима имеются и проблемы, которые мешают выразиться данной разновидности государственного режима полностью.

Основной принцип демократии – это разделение властей. Непосредственно в нашем государстве, в силу значительности роли Президента РФ в организации государственного управления, подобное разделение реализуется не полным образом.

В демократическом государстве права, свободы и законные интересы – это высшая ценность государства и лица, находящиеся у власти, должны обеспечивать их реализации. Данный принцип является фундаментом в построении судебной власти. Главная функция суда – отправление правосудия, а этот термин вытекает из принципа справедливости. В нашем государстве данный принцип реализуется не в полной мере, на наш некоторые существующие законы влекут ограничение прав человека и могут быть пересмотрены.

Таким образом демократическому государству присущи следующие признаки: наличие такой формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти; выборность и сменяемость высших органов государственной власти, их подотчетность избирателям; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, (ограничение прав и свобод допускается только на основании и в соответствии с законом); защищенность личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права,

свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных органов и должностных лиц; существование ряда политических, в том числе оппозиционных, партий; невмешательство государства в частную жизнь граждан; гласность в деятельности государства.

Демократическая форма правления действительно характеризуется многими недостатками и связана с целым рядом издержек. Но при всем том человечество еще не придумало более эффективную и вместе с тем более соответствующую воле большинства членов общества и одновременно духу свободы личности форму правления.

Очевидны относительность, временная и пространственная ограниченность парламентаризма, системы представительства, всеобщего избирательного права и других атрибутов демократии. Они не способны раз и навсегда разрешить все стоящие перед обществом проблемы. Решение одних проблем чревато возникновением новых, порой еще более серьезных проблем, но это не может служить достаточным основанием для потери веры в саму демократию.

Сам факт того, что демократия признаёт и стремится защищать права человека и гражданина, свободу гражданина уже является сам по себе основой демократии.

Список использованной литературы

  1. Конституция РФ.

  2. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/

  3. Поляков, С.А. Права человека / С.А. Поляков. – Текст: непосредственный // Государство и право: теория и практика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 82-85.

  4. Трушков В. Политический режим: диалектика демократии и диктатуры // Диалог. – 2001. – № 10. – С. 3.

  5. Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики // ПОЛИС. – 2001. – № 3. – С. 8.

  6. Четвернин В.А. Демократическое конституционное государство. Введение в теорию. М.: Юридическая литература, 1993.

  7. Алексеев С.С. Теория государства и права: Учебник. М.: Юристъ, 1998.

  8. Политика и право – "Демократия" –стр.37-39. – А.Ф. Никитин

  9. Теория государства и права: учебник/под ред. Г.Н. Манова. – М., 1995 г.

  10. "Теория права и государства" под ред. Лазарева В.В. – М., 1997 г.

  11. Книга: Теория государства и права: Учебник / Скакун О.Ф.

  12. В.И. Коростей "Новая теория государства и права"

  13. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право: Учебник. – М.: Юристъ, 2001.




1 Комментарий к Конституции РФ / под ред. Л.А. Окунькова изд. "БЕК" М.; 1996.

2 Трушков В. Политический режим: диалектика демократии и диктатуры // Диалог. – 2001. – № 10. – С.

3Политика и право – "Демократия" –стр.37-39. – А.Ф. Никитин

4 Афанасьев В.С Общая теория права и государства: учебник для студентов. / Под ред. В.В. Лазарева. М.: Юристъ, 2017. 592 с

5 Дробязко С.Г. Общая теория права: учебное пособие. Минск: Амалфея, 2014. 416 с.

6 Лебедев А.Ф. Общая теория права: учебно-методическая разработка. М.:МИУ, 2009. 153 с

7 Трушков В. Политический режим: диалектика демократии и диктатуры // Диалог. – 2001. – № 10. – С. 10.

8 Шапиро И. Переосмысливая теорию демократии в свете современной политики // ПОЛИС. – 2001. – № 3. – С. 8.

9 Поляков, С.А. Права человека / С.А. Поляков. – Текст: непосредственный // Государство и право: теория и практика: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2011 г.). – Челябинск: Два комсомольца, 2011. – С. 82-85.

10 Комментарий к Ст. 28 Конституции Российской Федерации

11 Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002 N 67-ФЗ // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/