Файл: Курсовая работа по дисциплине Конституционное право.docx
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 59
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
8
Несмотря на то, что во все времена демократия понималась и трактовалась по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не обнаруживает в законах ту справедливость, "которая положена им в основу своего существования, когда не принимается во внимание неравенство природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности. Демократия – благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и менталитету народа.
Таким образом, современное демократическое государство предполагает представительство интересов всего общества, а не отдельных групп, классов и сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни, равны. Равенство проявляется двояко – равенство перед законом и равенство политических прав. Цивилизованное демократическое государство – это правовое государство, в котором осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Устанавливающееся на пике современной цивилизации и культуры качественно новое общество обуславливается некоторыми характерными чертами, которые характеризуются, прежде всего, отличиями в области культуры, мировоззрения, духовного начала, но и по преимуществу в пределах экономического плюрализма определенных форм собственности на средства производства и его результаты.
Существуют две формы демократии: представительная и непосредственная.
Представительная демократия представляет собой такой политический режим, при котором, несмотря на то, что источником власти законодательно признан народ, само управление государством делегируется различным органам представительной направленности, члены которых избираются непосредственно гражданами. Что собственно и объясняет, а равно и в полной мере раскрывает сущность понятия представительной власти, то есть осуществляемой посредством представителей, которые в свою очередь призваны выражать интересы своих избирателей, принимать законы и отдавать распоряжения.
Данная форма демократии наиболее широко представлена в мире на настоящий момент, особенно в наиболее развитых государствах с большой территорией, где данная форма политического режима становится необходимой, и стоит даже отметить - незаменимой, в виду того, что из-за обширной территории регулярное непосредственное участие граждан в принятии решений становится затрудненным, а также когда принимаются решения повышенной сложности, которые становятся трудны для понимания лиц не имеющих соответствующего опыта или специальных званий.
Представительная демократия, как объект исследования, интересна нам по причине того, что даже на текущий момент многие аспекты функционирования данной системы недостаточно изучены. Как пример, подтверждающий сказанное ранее, можно выделить взаимосвязь процесса формирования парламента и образа государственной власти, который складывается у граждан как результат работы электоральной системы. Раскрывая этот пример, можно говорить о том, что до сих пор не найден ответ на вопрос об оптимальном балансе представительства социальных интересов и профессиональной политической подготовки депутатов.
Для того чтобы лучше понять данный тип демократии, необходимо заранее оговорить исторические аспекты появления и развития данного политического режима на примере нашего государства - Российской Федерации. После распада СССР, начался процесс формирования новой политической модели, что включало в себя разработку новой Конституции, а также поиск оптимальной схемы функционирования государства.
Представительства интересов российского общества. Обсуждались варианты институционального закрепления формы правления и федерализма. Зародившееся государство искало собственный путь к построению демократического общества. Зачастую это сопровождалось конфликтами различных политических сил из-за взаимоисключающих положений предлагаемых к рассмотрению и принятию. Накопленный в те годы политический опыт необходимо осмыслить с целью дальнейшего предотвращения политической нестабильности и обозначения перспектив политического развития российского общества.
Можно выделить две основные линии, вокруг которых формируются представления о будущем демократии и парламентских систем в политической науке нашего времени.
С одной стороны, это концепции и подходы, существующие преимущественно в американской политической публицистике и акцентирующие внимание на том, что демократия останется демократией, если ей удастся сплотиться, консолидироваться в противостоянии с другими политическими режимами.
С другой стороны, это более радикальные трактовки эволюции демократии и парламентаризма, авторы которых считают, что демократия не сохранит свой нынешний облик и претерпит масштабные изменения, вызванные социально-политическими процессами в новом тысячелетии.
На наш взгляд, наиболее вероятный сценарий находится где-то между этих воззрений. Демократия, как и прежде, будет «властью народа», но механизмы реализации этой власти должны будут измениться.
Современная демократия включает в себя совокупность демократических институтов, процедур и ценностей, обеспечивающих устойчивость политической системы.
Итак, для закрепления знаний о понятии демократии выделим основные признаки, характеризующие демократический режим:
1) политическая свобода – свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный, обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение – на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;
2) равноправие граждан – означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия – равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;
3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения – предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;
4) разделение властей – означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства;
5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства – означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности, находящейся в меньшинстве – этническом, религиозном, политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при принятии решений;
6) плюрализм – означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм – множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.
Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического явления.
1) Собственная ценность раскрывается через ее социальное назначение – служить пользе личности, обществу, государству:
а) установить соответствие между формально провозглашенными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости, реально воплотить их в личную общественную и государственную жизнь;
б) сочетать государственные и общественные начала в системе демократии как формы государства;
в) создать атмосферу гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии. При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.
2) Инструментальная ценность – через ее функциональное назначение служить инструментом в руках человека для решения общественных и государственных дел:
а) принимать участие в формировании органов государства и органов местного самоуправления;
б) само организовываться в партии, профсоюзы, движения и т.п.;
в) защищать общество и государство от противоправных действий, откуда бы они ни исходили;
г) осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов власти и иных субъектов политической системы общества.
Инструментальная ценность демократии реализуется через ее функции и функциональные институты.
3) Личностная ценность – раскрывается через признание прав личности:
а. их формального закрепления; б. реального обеспечения с помощью создания общесоциальных (материальных, политических, духовно-культурных) и специально-социальных (юридических) гарантий; в. действия эффективного механизма их защиты; г. установления ответственности за неисполнение обязанностей, поскольку демократия – не средство для достижения честолюбивых личных целей за счет умаления прав, свобод и законных интересов другого лица либо любого субъекта демократии.
Несмотря на то, что во все времена демократия понималась и трактовалась по-разному, несомненно одно: она как политическая и правовая ценность стала неотъемлемым элементом сознания людей всего мира. Но практически нет такой окончательной стадии демократии, которая удовлетворяла бы всех. Испытывая ограничения, человек вступает в конфликт с государством, когда не обнаруживает в законах ту справедливость, "которая положена им в основу своего существования, когда не принимается во внимание неравенство природных способностей и заслуг, когда отсутствует признание в зависимости от политической зрелости, умения, опыта и т.п. Воля к справедливости (а ее значимость велика для демократии) никогда не бывает полностью удовлетворена, а демократия (не формальная) ни в одном государстве не может быть достигнута полностью и окончательно. К демократии нужно постоянно приобщаться, пробуждать свою волю, выражать взгляды, проявлять политическую активность, т.е. становиться более зрелым для демократической деятельности. Демократия – благо лишь тогда, когда она соответствует культуре и менталитету народа.
Таким образом, современное демократическое государство предполагает представительство интересов всего общества, а не отдельных групп, классов и сословий. Все граждане в демократическом государстве, как участники политической жизни, равны. Равенство проявляется двояко – равенство перед законом и равенство политических прав. Цивилизованное демократическое государство – это правовое государство, в котором осуществлен принцип разделения властей и созданы реальные механизмы защиты прав и свобод граждан. Устанавливающееся на пике современной цивилизации и культуры качественно новое общество обуславливается некоторыми характерными чертами, которые характеризуются, прежде всего, отличиями в области культуры, мировоззрения, духовного начала, но и по преимуществу в пределах экономического плюрализма определенных форм собственности на средства производства и его результаты.
-
Формы демократии.
Существуют две формы демократии: представительная и непосредственная.
Представительная демократия представляет собой такой политический режим, при котором, несмотря на то, что источником власти законодательно признан народ, само управление государством делегируется различным органам представительной направленности, члены которых избираются непосредственно гражданами. Что собственно и объясняет, а равно и в полной мере раскрывает сущность понятия представительной власти, то есть осуществляемой посредством представителей, которые в свою очередь призваны выражать интересы своих избирателей, принимать законы и отдавать распоряжения.
Данная форма демократии наиболее широко представлена в мире на настоящий момент, особенно в наиболее развитых государствах с большой территорией, где данная форма политического режима становится необходимой, и стоит даже отметить - незаменимой, в виду того, что из-за обширной территории регулярное непосредственное участие граждан в принятии решений становится затрудненным, а также когда принимаются решения повышенной сложности, которые становятся трудны для понимания лиц не имеющих соответствующего опыта или специальных званий.
Представительная демократия, как объект исследования, интересна нам по причине того, что даже на текущий момент многие аспекты функционирования данной системы недостаточно изучены. Как пример, подтверждающий сказанное ранее, можно выделить взаимосвязь процесса формирования парламента и образа государственной власти, который складывается у граждан как результат работы электоральной системы. Раскрывая этот пример, можно говорить о том, что до сих пор не найден ответ на вопрос об оптимальном балансе представительства социальных интересов и профессиональной политической подготовки депутатов.
Для того чтобы лучше понять данный тип демократии, необходимо заранее оговорить исторические аспекты появления и развития данного политического режима на примере нашего государства - Российской Федерации. После распада СССР, начался процесс формирования новой политической модели, что включало в себя разработку новой Конституции, а также поиск оптимальной схемы функционирования государства.
Представительства интересов российского общества. Обсуждались варианты институционального закрепления формы правления и федерализма. Зародившееся государство искало собственный путь к построению демократического общества. Зачастую это сопровождалось конфликтами различных политических сил из-за взаимоисключающих положений предлагаемых к рассмотрению и принятию. Накопленный в те годы политический опыт необходимо осмыслить с целью дальнейшего предотвращения политической нестабильности и обозначения перспектив политического развития российского общества.
Можно выделить две основные линии, вокруг которых формируются представления о будущем демократии и парламентских систем в политической науке нашего времени.
С одной стороны, это концепции и подходы, существующие преимущественно в американской политической публицистике и акцентирующие внимание на том, что демократия останется демократией, если ей удастся сплотиться, консолидироваться в противостоянии с другими политическими режимами.
С другой стороны, это более радикальные трактовки эволюции демократии и парламентаризма, авторы которых считают, что демократия не сохранит свой нынешний облик и претерпит масштабные изменения, вызванные социально-политическими процессами в новом тысячелетии.
На наш взгляд, наиболее вероятный сценарий находится где-то между этих воззрений. Демократия, как и прежде, будет «властью народа», но механизмы реализации этой власти должны будут измениться.
-
Основные признаки демократического общества.
Современная демократия включает в себя совокупность демократических институтов, процедур и ценностей, обеспечивающих устойчивость политической системы.
Итак, для закрепления знаний о понятии демократии выделим основные признаки, характеризующие демократический режим:
1) политическая свобода – свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный, обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение – на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;
2) равноправие граждан – означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия – равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;
3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения – предполагает формирование органов власти и местного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;
4) разделение властей – означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства;
5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства – означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности, находящейся в меньшинстве – этническом, религиозном, политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при принятии решений;
6) плюрализм – означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм – множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.
Рассмотрим основные ценности демократии как общественно-политического явления.
1) Собственная ценность раскрывается через ее социальное назначение – служить пользе личности, обществу, государству:
а) установить соответствие между формально провозглашенными и реально действующими принципами свободы, равенства, справедливости, реально воплотить их в личную общественную и государственную жизнь;
б) сочетать государственные и общественные начала в системе демократии как формы государства;
в) создать атмосферу гармонии интересов личности и государства, консенсуса и компромисса между всеми субъектами демократии. При демократии общество осознает преимущества социального партнерства и солидарности, гражданского мира и согласия.
2) Инструментальная ценность – через ее функциональное назначение служить инструментом в руках человека для решения общественных и государственных дел:
а) принимать участие в формировании органов государства и органов местного самоуправления;
б) само организовываться в партии, профсоюзы, движения и т.п.;
в) защищать общество и государство от противоправных действий, откуда бы они ни исходили;
г) осуществлять контроль над деятельностью избираемых органов власти и иных субъектов политической системы общества.
Инструментальная ценность демократии реализуется через ее функции и функциональные институты.
3) Личностная ценность – раскрывается через признание прав личности:
а. их формального закрепления; б. реального обеспечения с помощью создания общесоциальных (материальных, политических, духовно-культурных) и специально-социальных (юридических) гарантий; в. действия эффективного механизма их защиты; г. установления ответственности за неисполнение обязанностей, поскольку демократия – не средство для достижения честолюбивых личных целей за счет умаления прав, свобод и законных интересов другого лица либо любого субъекта демократии.