Файл: 2. математические модели в технической диагностике Основные понятия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 12.12.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
4. Температура масла в баке выше максимально допустимой Н3, то есть .
5. Температура масла в баке ниже минимально допустимой Н4, то есть .
6. Перепускной клапан постоянно закрыт, то есть имеется событие КЗ.
7. Перепускной клапан постоянно открыт, то есть имеется событие К0.
Перечисленные события определяют вершины графа. Для установления причинно-следственных связей между этими событиями проведем анализ физики функционирования системы смазки по имеющейся схеме (рис.2.9).
Определим эти связи из следующих соображений. Превышение Т1, Т2 или Т3 предельно допустимого значения приводит к отказу редуктора. То есть эти события должны быть заключительными в цепочке причин и следствий (рис.2.10).
Т1 Н Т2 Н Т3 Н
Рн Н1 ТБ Н3
ТБ Н4
YБ Н2 КО
КЗ
Рис.2.10. Цепочка причинно-следственных связей между неисправностями системы смазки редуктора
Появление повышенной температуры подшипников может произойти по следующим причинам: во-первых, из-за повышения температуры масла в баке (событие ТБ Н3); во-вторых, из-за падения давления в нагнетающей магистрали (событие Рн Н1). В свою очередь, повышенная температура масла в баке может появиться, если перепускной клапан постоянно открыт (произошло событие К0), то есть масло не охлаждается в радиаторе.
Пониженное давление в напорной магистрали может быть обусловлено двумя причинами: во-первых, если уровень масла в баке ниже нормы (событиеYБ Н2); во-вторых, если масло очень холодное (событие ТБ Н4).
Низкая температура масла в баке появится в том случае, если перепускной клапан будет постоянно закрыт (т.е. произошло событие КЗ).
Если цепочку причинно-следственных связей, изображенную на рис.2.10, перевернуть, то мы получим граф, у которого в корневых (начальных) вершинах будут помещены события YБ Н2, КЗ и К0, а в висячих вершинах будут помещены события Т1 Н , Т2 Н и Т3 Н. Этот граф (рис.2.11) позволяет составить таблицу состояний, приняв за неисправности все перечисленные выше недопустимые события.
При таком подходе для этой системы мы определим одно исправное состояние (когда отсутствуют все перечисленные в списке недопустимые события) и девять неисправных состояний (когда происходит только одно из перечисленных в списке недопустимых событий).
YБ Н2 КЗ КО
Неисправность ТБ Н4 ТБ Н3 Отказ
насоса (S4) вентилятора
обдува (S5)
РН Н1
Т1 Н Т2 Н Т3 Н Износ
подшипников
(S6)
Рис. 2.11. Граф причинно-следственных связей для системы смазки
Под элементарными проверками будем подразумевать оценку появления или непоявления указанных в списке событий. Причем, если проверка показывает, что для данного технического состояния проявляется недопустимое событие, то результат проверки принимается равным нулю. И наоборот, если в ходе проверки обнаруживается, что для данного технического состояния проявляется допустимое событие, то результат проверки принимается равным единице. Если теперь при заполнении таблицы в столбец с проверками записывать не события из представленного выше списка, а противоположные им (то есть допустимые события), то полученная таблица будет иметь такой же вид, как и для функциональных моделей. Действительно, для исправного состояния будут наблюдаться только события, противоположные событиям списка, а в соответствующем столбце следует записать единицы. Для отличия допустимых событий от событий, указанных в списке, будем помечать их чертой сверху. Например, - температура первого подшипника находится в норме.
С учетом всего сказанного таблица состояний будет содержать десять столбцов и девять строк. Для уменьшения размерности таблицы состояния следует определить список только тех неисправностей , которые мы желаем обнаружить. Например, из статистики неисправностей системы смазки известно, что в эксплуатации встречаются следующие технические состояния и неисправности:
Эти неисправности следует связать с событиями из представленного списка недопустимых событий и наложить их на граф причинно-следственных связей. На рис.2.11 показано, на какие из событий оказывают влияние эксплуатационные неисправности. Пользуясь этим рисунком, составим таблицу состояний (табл.2.5), в которую включим только технические состояния, определенные представ-ленным списком неисправностей.
Таблица 2. 5
Таблица состояний для системы смазки
В полученной таблице состояния Si (i = 0, 1, …6) соответствуют состояниям, указанным в списке неисправностей, полученном из опыта эксплуатации. Проверки , , означают проверку температуры подшипников на предмет непревышения ее предельных значений. Проверка - это измерение давления в нагнетающей магистрали. Проверки , , - это соответственно измерение температуры и уровня масла в баке.
Из анализа табл. 2.5 следует, что измерение температур Т1, Т2 и Т3 дает одинаковую информацию о состоянии масляной системы. Также одинаковую информацию дают проверки событий и . Таким образом, полученная таблица является избыточной.
2.4. Методы оптимизации диагностических тестов
Таблица состояний является удобной формой задания оператором объекта диагностирования. Однако она может содержать избыточное количество проверок, в которых используется большое количество признаков. Поэтому возникает задача выбора минимального количества проверок и признаков, достаточных для решения задач контроля и диагностики.
Пусть в результате анализа объекта диагностирования была составлена функциональная модель и заполнена таблица состояний (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Таблица состояний с избыточным числом проверок
4. Температура масла в баке выше максимально допустимой Н3, то есть .
5. Температура масла в баке ниже минимально допустимой Н4, то есть .
6. Перепускной клапан постоянно закрыт, то есть имеется событие КЗ.
7. Перепускной клапан постоянно открыт, то есть имеется событие К0.
Перечисленные события определяют вершины графа. Для установления причинно-следственных связей между этими событиями проведем анализ физики функционирования системы смазки по имеющейся схеме (рис.2.9).
Определим эти связи из следующих соображений. Превышение Т1, Т2 или Т3 предельно допустимого значения приводит к отказу редуктора. То есть эти события должны быть заключительными в цепочке причин и следствий (рис.2.10).
Т1 Н Т2 Н Т3 Н
Рн Н1 ТБ Н3
ТБ Н4
YБ Н2 КО
КЗ
Рис.2.10. Цепочка причинно-следственных связей между неисправностями системы смазки редуктора
Появление повышенной температуры подшипников может произойти по следующим причинам: во-первых, из-за повышения температуры масла в баке (событие ТБ Н3); во-вторых, из-за падения давления в нагнетающей магистрали (событие Рн Н1). В свою очередь, повышенная температура масла в баке может появиться, если перепускной клапан постоянно открыт (произошло событие К0), то есть масло не охлаждается в радиаторе.
Пониженное давление в напорной магистрали может быть обусловлено двумя причинами: во-первых, если уровень масла в баке ниже нормы (событиеYБ Н2); во-вторых, если масло очень холодное (событие ТБ Н4).
Низкая температура масла в баке появится в том случае, если перепускной клапан будет постоянно закрыт (т.е. произошло событие КЗ).
Если цепочку причинно-следственных связей, изображенную на рис.2.10, перевернуть, то мы получим граф, у которого в корневых (начальных) вершинах будут помещены события YБ Н2, КЗ и К0, а в висячих вершинах будут помещены события Т1 Н , Т2 Н и Т3 Н. Этот граф (рис.2.11) позволяет составить таблицу состояний, приняв за неисправности все перечисленные выше недопустимые события.
При таком подходе для этой системы мы определим одно исправное состояние (когда отсутствуют все перечисленные в списке недопустимые события) и девять неисправных состояний (когда происходит только одно из перечисленных в списке недопустимых событий).
YБ Н2 КЗ КО
Неисправность ТБ Н4 ТБ Н3 Отказ
насоса (S4) вентилятора
обдува (S5)
РН Н1
Т1 Н Т2 Н Т3 Н Износ
подшипников
(S6)
Рис. 2.11. Граф причинно-следственных связей для системы смазки
Под элементарными проверками будем подразумевать оценку появления или непоявления указанных в списке событий. Причем, если проверка показывает, что для данного технического состояния проявляется недопустимое событие, то результат проверки принимается равным нулю. И наоборот, если в ходе проверки обнаруживается, что для данного технического состояния проявляется допустимое событие, то результат проверки принимается равным единице. Если теперь при заполнении таблицы в столбец с проверками записывать не события из представленного выше списка, а противоположные им (то есть допустимые события), то полученная таблица будет иметь такой же вид, как и для функциональных моделей. Действительно, для исправного состояния будут наблюдаться только события, противоположные событиям списка, а в соответствующем столбце следует записать единицы. Для отличия допустимых событий от событий, указанных в списке, будем помечать их чертой сверху. Например, - температура первого подшипника находится в норме.
С учетом всего сказанного таблица состояний будет содержать десять столбцов и девять строк. Для уменьшения размерности таблицы состояния следует определить список только тех неисправностей , которые мы желаем обнаружить. Например, из статистики неисправностей системы смазки известно, что в эксплуатации встречаются следующие технические состояния и неисправности:
-
S0 - исправное состояние ;
-
S1 - недостаточен уровень масла в баке ;
-
S2 - перепускной клапан завис в закрытом состоянии ;
-
S3 - перепускной клапан завис в открытом состоянии ;
-
S4 - отказ насоса ;
-
S5 - отказ вентилятора обдува радиатора ;
-
S6 - износ подшипников.
Эти неисправности следует связать с событиями из представленного списка недопустимых событий и наложить их на граф причинно-следственных связей. На рис.2.11 показано, на какие из событий оказывают влияние эксплуатационные неисправности. Пользуясь этим рисунком, составим таблицу состояний (табл.2.5), в которую включим только технические состояния, определенные представ-ленным списком неисправностей.
Таблица 2. 5
Таблица состояний для системы смазки
\ S | S0 | S1 | S2 | S3 | S4 | S5 | S6 |
| 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
| 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 |
| 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 |
| 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
| 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
В полученной таблице состояния Si (i = 0, 1, …6) соответствуют состояниям, указанным в списке неисправностей, полученном из опыта эксплуатации. Проверки , , означают проверку температуры подшипников на предмет непревышения ее предельных значений. Проверка - это измерение давления в нагнетающей магистрали. Проверки , , - это соответственно измерение температуры и уровня масла в баке.
Из анализа табл. 2.5 следует, что измерение температур Т1, Т2 и Т3 дает одинаковую информацию о состоянии масляной системы. Также одинаковую информацию дают проверки событий и . Таким образом, полученная таблица является избыточной.
2.4. Методы оптимизации диагностических тестов
Таблица состояний является удобной формой задания оператором объекта диагностирования. Однако она может содержать избыточное количество проверок, в которых используется большое количество признаков. Поэтому возникает задача выбора минимального количества проверок и признаков, достаточных для решения задач контроля и диагностики.
Пусть в результате анализа объекта диагностирования была составлена функциональная модель и заполнена таблица состояний (табл. 2.6).
Таблица 2.6
Таблица состояний с избыточным числом проверок
\ s | S0 | S1 | S2 | S3 | S4 | S5 | S6 | S7 |
1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
2 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 |
3 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
5 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 |
6 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 |
7 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 |
8 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
9 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 |
10 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
11 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 |
12 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |