Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (на примере ООО «АртСтрой»)».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 109
Скачиваний: 2
- внутренняя информация организации;
- информация, полученная из внешних источников;
- информация о методиках выявления и оценки рисков [22, c. 105].
В рамках внутренней информации наибольшим значением обладает информация о финансовом состоянии организации и денежных потоках, основными источниками которой является: учетная информация – информация управленческого (оперативного) учета, информация бухгалтерского учета, информация статистического учета и отчетности; нормативно-плановая информация; интуитивная информация; иная информация, имеющая значение. Наиболее информативной является бухгалтерская отчетность в форме бухгалтерского баланса, отчета о движении денежных средств, отчета о прибылях и убытков. Помимо этого интерес представляет информация о типе и характере внутренних связей между структурными элементами организации (к примеру, отсутствие координации между определенными отделами осложняет положение дел).
Информация из внешних источников может быть самой разнообразной – это официальные статистические сведения, научная периодика, сведения о конкурентах, поставщиках и потребителях и др. Внутренняя информация формируется в процессе обычной деятельности организации и, как правило, собирается без особого труда. Для того, чтобы получить внешнюю информацию, нужно предпринять отдельные действия – провести деловые беседы, проконсультироваться со специалистами и др.
Таким образом, этапами формирования анализа коммерческого риска предприятия является формирование информационной базы, анализ рисков, выявление методов по их устранению. Как правила для анализа коммерческих рисков информационной базой является финансовая отчетность организации.
1.3 Методы, применяемые при оценке коммерческих рисков организации
Методология оценки коммерческого риска предполагает обязательность следования двум основным принципам:
1) Проведение оценки коммерческого риска должно быть структурировано для учета всех опасностей и рисков.
2) После идентификации коммерческого риска необходимо решать вопрос о возможности его устранения.
Риски, которые нельзя устранить, подлежат управлению. Хотя, в основном, Руководство посвящено оценке профессионального риска, в нем рассматриваются также вопросы управления риском. Это, как указано в Руководстве, неизбежно, поскольку часто не ясна граница между оценкой коммерческого риска и управлением риском: сама оценка коммерческого риска часто приводит на практике к развитию идей по мерам управления, и таким образом перетекает в риск-менеджмент [19, c. 97].
Одним из самых простых и распространенных методов оценки коммерческих рисков является так называемая пятишаговая система:
Шаг 1 - Идентификация опасностей, приводящих к риску. Рассмотреть на работе все, что потенциально может привести к причинению вреда, и определить работников, на которых может воздействовать опасность.
Шаг 2 - Оценивание и распределение коммерческих рисков по приоритетам. Оценивание существующих коммерческих рисков (их серьезность, их вероятность и т. п.) распределение по важности. Существенно, что бы была проделана работа необходимая для устранения и предотвращения рисков.
Шаг 3 - Обозначение превентивных мер. Идентифицировать подходящие меры для исключения коммерческих рисков и управления рисками.
Шаг 4 - Принятие мер. Составить план реализации защитных и превентивных мер (возможно, не все проблемы могут быть решены немедленно), определить, кто, что и когда конкретно делает и какими средствами обеспечивается выполнение запланированных мер.
Шаг 5 - Мониторинг и проверка. Оценку следует проводить с регулярным интервалом, чтобы гарантировать ее постоянную состоятельность. Она должна пересматриваться при имеющих значение изменениях, происходящих в организации производства, или когда происходит несчастный случай или когда он «почти случился» [20, c. 55].
В настоящее время анализ коммерческих рисков и управление ими является важной частью стратегического управления финансово-хозяйственной деятельностью предприятия. Успешное управление коммерческими рисками невозможно без их объективной оценки, компания должна располагать информацией о том — какие риски и в каком объеме она готова взять на себя. В условиях рыночных отношений проблема оценки коммерческих рисков финансово-хозяйственной деятельности предприятий становится все более актуальной.
Выделяют два метода оценки финансового коммерческого риска — качественный и количественный. Качественный подразумевает экспертный анализ, а количественный проведение математических расчетов на основе накопленной статистической информации.
Существует достаточно много методов качественного анализа, но наиболее часто встречающимися являются метод использования аналогий и метод экспертных оценок. Метод использования аналогов заключается в поиске сходства явлений, предметов, систем, выявлении зависимостей в законченных проектах с целью учета потенциального коммерческого риска при реализации новых. Большое значение имеют знания и опыт аналитика. Метод экспертных оценок реализуется путем обработки мнений опытных предпринимателей и специалистов, выступающих в качестве экспертов. Каждому отдельно работающему эксперту предоставляется перечень возможных коммерческих рисков и предлагается оценить вероятность их наступления, после чего оценки экспертов анализируются. Достоинствами качественных методов являются оперативность получения информации и относительно небольшие затраты на проведение анализа, а недостатком — субъективность оценок.
Количественный анализ — это численное определение влияния отдельных коммерческих рисков проекта.
Как верно отметили в своей работе В.П. Попков, Е.В. Евстафьева, одним из главных составляющим финансового коммерческого риска предприятия является кредитный риск, связанный с возможностью предприятия не рассчитаться вовремя и в полном объеме по своим обязательствам. В качестве примера количественного метода оценки здесь могут выступать модели Э. Альтмана и Р. Таффлера, а также методы оценки рейтинговых агентств Moody’s, Standard&Poor’s, Fitch, НРА и RAEX (Эксперт-РА).
Остановимся поподробнее на самой известной из моделей.
Модель Альтмана позволяет оценить риск возникновения банкротства предприятия или снижение ее кредитоспособности. Общий экономический смысл модели представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период. Формула:
(2)
(где Z — итоговый показатель оценки кредитного коммерческого риска предприятия; K1 — собственные оборотные средства/сумма активов; K2— чистая прибыль/сумма активов; K3 — прибыль до налогообложения и выплаты процентов/сумма активов; K4 — рыночная стоимость акций/заемный капитал; K5 — выручка/сумма активов).
Для оценки кредитного коммерческого риска у предприятия необходимо сравнить полученный показатель с уровнями коммерческого риска (таблица 1)
Таблица 1
Критерии оценки кредитного коммерческого риска по методу Альтмана
Критерий Альтмана |
Кредитный риск (вероятность банкротства) |
1,8 и меньше |
Очень высокий риск |
1,81 — 2,7 |
Высокий риск |
2,8 — 2,9 |
Умеренный риск |
Более 2,99 |
Низкий уровень риска |
Данная модель может быть применена только для предприятий, которые имеют обыкновенные акции на фондовом рынке, что позволяет адекватно рассчитать показатель К4. Снижение кредитоспособности увеличивает суммарный финансовый риск компании.
Из числа отечественных моделей оценки коммерческого риска можно выделить модель Беликова-Давыдовой. Первым российским опытом применения подхода Альтмана является модель Беликова-Давыдовой, разработанная в Иркутской государственной экономической академии. Формула:
(4)
(где К1 — оборотный капитал/активы; K2 — чистая прибыль/собственный капитал; K3 — выручка/активы; K4 — чистая прибыль/себестоимость) Полученный критерий соотносим с уровнем коммерческого риска (таблица 2).
Таблица 2
Критерии оценки коммерческого риска по методу Беликова-Давыдовой
Критерий Беликова-Давыдовой |
Риск банкротства |
Z > 0,42 |
До 10% |
0,32 < Z < 0,42 |
15-20% |
0,18 < Z < 0,32 |
35-50% |
0 < Z < 0,18 |
60-80% |
Z < 0 |
90-100% |
Количественные модели оценки рисков, основанные на математических расчетах представляют собой сложный метод оценки и считаются более достоверными, чем качественные.
Каждая из рассмотренных моделей имеет как свои преимущества, так и недостатки (таблица 3)
Таблица 3
Сравнительная характеристика моделей оценки финансового риска
Модель |
Достоинства |
Недостатки |
Модель Альтмана |
Динамическое прогнозирование изменений финансовой устойчивости |
Применима только в отношении акционерных обществ. Оценка будет иметь большую погрешность |
Модель Конана и Голдера |
Оценка производится в зависимости от вероятности задержки компанией платежей по обязательствам, что отвечает интересам кредиторов и соответствует целям внешнего экспресс-анализа |
Отношение расходов на персонал к добавленной стоимости невозможно точно определить по данным финансовой отчетности, что влечет за собой искажение конечного результата прогноза |
Модель Беликова-Давыдовой |
Механизм разработки и все основные этапы расчетов подробно описаны, что облегчает практическое применение методики. |
Методика применима в большей степени для прогнозирования кризисной ситуации, а не до наступления таковой |
Есть риск возникновения ситуаций (ранее не возникавших в компании), которые могут отрицательно повлиять на деятельность фирмы. Их статистический учет не производится, вследствие чего они не учитываются в количественных моделях. В то же время, предприниматели все больше удостоверяются в ценности накопленного опыта и навыков при определении вероятностей дальнейшей деятельности предприятия, что присуще качественным методам оценки финансовых рисков [22, c. 137].
По первой главе можно сделать следующий вывод:
Деятельность по анализу и оценке коммерческих рисков в организации не является обособленной – она входит в структуру процесса риск-менеджмента, соотносясь с ним как часть и целое. Данных подход на наш взгляд будет более оптимальным, поскольку он сочетает в себе системность, структурность и ориентацию на результат. Риск-менеджмент есть явление комплексное, которое должно охватывать всю работу организации. Одно из важнейших требований, предъявляемых к риск-менеджменту, это эффективность информационного обмена между различными структурными подразделениями организации, поскольку информация, а, если быть точнее, обеспеченность необходимой информацией, служит одним из базовых условий успешного функционирования фирмы. Исходя из этого следует, что в организации нужно существование информационной базы анализа и оценки коммерческих рисков как неотъемлемого элемента системы риск-менеджмента.
2 Анализ влияния коммерческих рисков на финансовые результаты деятельности ООО «Артстрой»
2.1 Характеристика организации ООО «АртСтрой»
Организация ООО «АРТСТРОЙ» зарегистрирована 29 декабря 2019 по адресу 450049, республика Башкортостан, г. Уфа, улица Новоженова, д. 88В. Организации присвоены ОГРН 1150280079784, ИНН 0276909700, КПП 027601001. Основной вид деятельности - «Строительство жилых и нежилых зданий».
Целью деятельности Общества является получение прибыли его Участниками на основе удовлетворения потребностей граждан, хозяйственных обществ и любых других законных образований в товарах, работах и услугах, предлагаемых Обществом.
ООО «АртСтрой» вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.
Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и в латинской транскрипции и указание на его место нахождения. Общество имеет штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему и другие средства визуальной идентификации.
Общество согласно действующему законодательству РФ распоряжается своим имуществом в соответствии с целями и задачами своей деятельности.