Файл: Д. Ю. Бабурина (И. О. Фамилия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Тольяттинский государственный университет»
Институт физической культуры и спорта

(наименование института полностью)
Кафедра «Адаптивная физическая культура, спорт и туризм»

(наименование кафедры)
49.03.02 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)

(код и наименование направления подготовки, специальности)
Физическая реабилитация

(направленность (профиль)/ специализация)


КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине (учебному курсу) «Теория и методика физической культуры 2»

(наименование дисциплины (учебного курса))

на тему: «Оптимизация двигательной активности учащихся младших классов в системе школьного физического воспитания»



Студент

Д. Ю. Бабурина

(И.О. Фамилия)


(личная подпись)

Руководитель

А. Н. Пиянзин

(И.О. Фамилия)


(личная подпись)



Оценка: _______________

Дата: ______________

Тольятти 2022
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.............................................................................................................3

ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ..................................5

1.1 Характеристика возрастных особенностей учащихся младших классов…5

1.2 Физическое воспитание и двигательная активность младших школьников..............................................................................................................7

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ…...12

2.1 Задачи исследования.......................................................................................12

2.2 Методы исследования.....................................................................................12

2.3 Организация исследования.............................................................................14

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ............15

3.1 Оптимизация двигательной активности учащихся младших классов.......15

3.2 Обсуждение полученных результатов...........................................................18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.....................................................................................................22

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ...................................................23



ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Во время школьного возраста достигается определенный уровень физических и умственных способностей, что позволяет успешно учиться и теоретическим дисциплинам, и физкультуре. Пик естественного развития обычно приходится на старший и младший школьный возраст, поэтому основные физические и функциональные возможности можно увеличить в этот период.

Школьный возраст также наилучшее время для изучения моторных навыков, что позволяет быстрее адаптироваться к различным условиям двигательной активности. Физическая культура играет важную роль в создании основы для всестороннего физического развития, укрепления здоровья и формирования разнообразных двигательных навыков [2].

Двигательная активность очень важна для здоровья и развития детей начальных классов. Регулярные занятия физической культурой позволяют укреплять мышцы, улучшать координацию движений и обучать правильной осанке. Кроме того, занятия спортом помогают детям развивать социальные навыки и общаться с другими детьми.

Начальная школа предлагает различные виды физической активности, в том числе уроки физической культуры, спортивные секции и кружки, подвижные игры во время перемены. Важно, чтобы уроки спорта были разнообразными и подходили для разных возрастных групп. Например, у младших школьников должны быть задания на уравновешивание, прыжки и разнообразные игры с мячом, а у старших – более комплексные упражнения на координацию и силу [8].

Дефицит двигательной активности может серьезно ухудшить здоровье и ослабить защитные силы организма. Физкультурная активность также может предотвратить негативные проявления антисоциального поведения и облегчить решение общевоспитательных задач в период бурного развития организма.

Объект исследования - педагогический процесс физического воспитания учащихся младших классов.

Предмет исследования – влияние средств физической культуры на оптимизацию двигательной активности учащихся младших классов.

Цель исследования - исследование оптимизации двигательной активности учащихся младших классов.

Задачи исследования:

1. Выявить уровень двигательной активности учащихся младших классов.

2. Подобрать средства физической культуры для оптимизации двигательной активности учащихся младших классов.

3. Определить эффективность подобранных средств.

Гипотеза исследования - предполагается, что подобранные средства физической культуры, будут способствовать оптимизации двигательной активности учащихся младших классов.




ГЛАВА 1 АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.1 Характеристика возрастных особенностей учащихся младших классов
Младшие школьники - это дети в возрасте от 7 до 10 лет, которые находятся в начальной школе. В этом возрасте у детей происходят значительные изменения в физическом, когнитивном и эмоциональном развитии.

Физические особенности:

Возрастает выносливость и подвижность ребенка. Ребенок любит бегать, скакать, прыгать, кататься на велосипеде и ведет активный образ жизни.

Рост и вес также продолжают увеличиваться. У некоторых детей начинают расти зубы постоянного прикуса и сменяться молочные зубы. У детей увеличивается зрительная острота [14].

Когнитивные особенности:

Дети начинают более четко мыслить и делать логические выводы.

Развивается способность к абстрактному мышлению, основанному на опыте. Так, ребенок все чаще может рассуждать о представлениях и идеях, которые не являются непосредственными восприятиями.

У детей улучшается способность к пониманию прошлого и будущего. Они начинают понимать, что действия могут иметь последствия, и могут уметь направить свое поведение для получения желаемого результата.

Эмоциональные особенности:

Легко воспринимают эмоции других людей и стараются адекватно на них реагировать.

Возникает желание быть принятыми в коллективе сверстников. Дети начинают копировать поведение других детей, чтобы войти в их доверие и дружить [10].

Ребенок начинает осознавать свои чувства, определять их эмоциональную окраску и рассказывать о них взрослым.

В целом, младшие школьники начинают получать удовольствие от самостоятельности и независимости, но всё еще нуждаются в руководстве взрослых и поддержке родителей и учителей.

Дети младших классов, от 6 до 9 лет, обладают специфическими двигательными особенностями, которые связаны с их возрастом, моторными навыками и физиологическими особенностями.

Первое, что нужно отметить - это то, что дети младшего возраста развиваются неравномерно, что сказывается на их двигательном развитии. В то же время, они игривы, любознательны и имеют большую энергию, поэтому им требуется разнообразная и интересная двигательная активность [20].

Одной из главных двигательных особенностей младших школьников является процесс формирования и совершенствования координации движений. Дети учатся контролировать свои движения, задавать им нужную направленность и точность. Для этого используются различные игры, упражнения на координацию и развитие баланса.


Другой важной двигательной особенностью является увеличение силы мышц. Для детей этого возраста особенно важно развивать мышцы спины, живота и ног. Это помогает улучшить их осанку, увеличить выносливость и гибкость. Для этого используются зарядки, физические игры и спортивные упражнения [19].

Также важным аспектом в двигательной работе младших классов является формирование и развитие техники движений. Это процесс, в котором дети учатся правильно и эффективно делать движения, совершенствуя свой технический контроль и давая себе возможность выполнять сложные действия. Для развития техники используются упражнения по осваиванию различных движений и навыков [11].

И, наконец, еще одной важной двигательной особенностью младших школьников является увеличение скорости и координации движений. Дети начинают двигаться быстрее, ускоряться, резко изменять направление движения, делать спринт и выполнение прыжков. Для достижения этих целей, используются специальные упражнения на взаимодействие с мячом, лыжами или коньками [15].

Таким образом, младшие классы имеют свои особенности в области двигательной работы. Эти особенности связаны с возрастом, физиологическими особенностями и уровнем развития детей, и их учет позволяет создать эффективную физическую программу для младших школьников.
1.2 Физическое воспитание и двигательная активность младших школьников
Под понятием двигательная активность понимается общее количество движений, которые человек выполняет в повседневной жизни. Также выделяют три типа двигательной активности: регламентируемую, частично регламентируемую и не регламентируемую.

Регламентируемая двигательная активность - это совокупность движений, которые специально выбираются для оказания направленного воздействия на организм школьников, например, на уроках физической культуры. Для младших школьников это включает уроки физической культуры, физкультурные минутки, подвижные перемены, спортивные занятия в группе продленного дня и выполнение домашних заданий по физической культуре. Этот объем может быть увеличен за счет спортивной массовой работы вне школы, такой как кружки, спортивные секции, соревнования и др [4].

Частично регламентируемая двигательная активность - это количество движений, которые появляются во время решения двигательных задач, например, во время туристического похода.


Нерегулируемая двигательная активность включает в себя действия, которые выполняются спонтанно, например, в повседневной жизни. Исследования А.Д. Слонима и его коллег показали, что количество потраченной энергии является показателем спонтанной (нерегулируемой) активности, которая не зависит ни от питания, ни от поведения в обществе. Эта форма активности определяется индивидуальными особенностями организма, повторяется в разные периоды жизненного цикла (от индивидуального развития до сезонов года) и занимает большую часть общего энергетического расхода организма [13].

Оптимизация физической культуры у младших школьников включает в себя ряд мероприятий, которые направлены на развитие и поддержание здоровья детей.

Первым шагом является создание условий для занятий спортом и физическими упражнениями. Необходимо обеспечить наличие спортивного инвентаря, спортивной формы и квалифицированных тренеров для проведения занятий.

Далее, рекомендуется проводить занятия по программе, которая будет соответствовать возрасту детей и не будет иметь чрезмерной физической нагрузки. Программа может включать в себя упражнения на развитие координации, силы, быстроты, гибкости и выносливости.

Важно не только проводить регулярные занятия, но и следить за питанием детей. Полноценное питание с разнообразием фруктов, овощей, белковых продуктов и зерновых поможет сохранять здоровье и повышать работоспособность детей.

Кроме того, очень важно мотивировать детей на занятия спортом и физическими упражнениями. Разнообразные конкурсы и соревнования, включение родителей в занятия, организация спортивных праздников – все это помогает ребятам интересоваться спортом и поддерживать здоровый образ жизни в будущем.

В конечном итоге, оптимизация физической культуры у младших школьников должна стать неотъемлемой частью их жизни и способствовать долголетию и повышению их качества жизни.

Белорусова В. В., предполагает, что: «Физическое воспитание - общественное явление. Оно возникает вместе с обществом и развивается по законам общественного развития идеи, направляющие социальную практику физического воспитания, и формы ее организации всегда обусловлены конкретными общественными отношениями, что находит свое выражение в особенностях систем физического воспитания, создаваемых в условиях общественных формаций» [1].

Физкультура в школе имеет решающее значение для воспитания полноценной, целостной личности школьника.