Файл: Д. Ю. Бабурина (И. О. Фамилия).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 12.12.2023

Просмотров: 30

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Кузнецов В. С., утверждает, что: «К средствам физического воспитания относятся физические упражнения, оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы. Физические упражнения - это двигательные действия, по форме и содержанию соответствующие задачам физического воспитания. Если в целях спортивной тренировки используется бег, то это естественное двигательное действие приобретает рациональные формы» [7].

Оздоровительные силы природной среды и гигиенические факторы также являются средствами физического воспитания. Такие природные факторы, как солнечная радиация, свойства воздушной и водной среды, служат средствами укрепления здоровья, закаливания и повышения работоспособности человека [7].

Оздоровительные силы природы используются в процессе физического воспитания в двух направлениях:

- как сопутствующие условия (занятия на открытом воздухе, в условиях горного климата), усиливающие воздействие физических упражнений;

- при организации специальных дозированных процедур (сеансы закаливания, воздушные, солнечные и водные ванны) [3].

Виленская Т. Е., говорит о том, что: «Физическими качествами принято называть те функциональные свойства организма, которые предопределяют двигательные возможности человека. В отечественной спортивной теории принято различать пять физических качеств: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость. Их проявление зависит от возможностей функциональных систем организма, от их подготовленности к двигательным действиям» [4].

Сила. В физическом воспитании называют способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему посредством мышечных напряжений.

Воспитание силы сопровождается утолщением и ростом мышечных волокон. Развивая массу различных мышечных групп, можно изменять телосложение, что наглядно проявляется у занимающихся атлетической гимнастикой.

Быстрота - это комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и преимущественно определяющий скоростные характеристики движений, а также двигательную реакцию [10].

Виноградов П. А., пишет, что: «Выносливость как физическое качество связана с утомлением, поэтому в самом общем смысле ее можно определить так: выносливость - это способность противостоять утомлению. 
Общая выносливость - это способность длительно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы. По-другому ее еще называют аэробной выносливостью. Человек, который может выдержать длительный бег в умеренном темпе длительное время, способен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на велосипеде и т.п.). Общая выносливость - основа для воспитания специальной выносливости» [5]. 

Также Виноградов А. П., описывает, что: «Специальная выносливость - это выносливость по отношению к определенной двигательной деятельности (прыжковая выносливость, игровая выносливость, силовая выносливость, скоростная выносливость, координационная выносливость и т. д). Главная задача по развитию выносливости у детей школьного возраста состоит в создании условий для неуклонного повышения общей аэробной выносливости на основе различных видов двигательной деятельности, предусмотренных для освоения в обязательных программах физического воспитания» [5]. 

В. И Лях в своем учебнике «Физическая культура» утверждает, что: «Ловкостью принято называть способность быстро, точно, целесообразно, экономно решать двигательные задачи. Ловкость выражается в умениях быстро овладевать новыми движениями, точно дифференцировать различные характеристики движений и управлять ими, импровизировать в процессе двигательной деятельности в соответствии с изменяющейся обстановкой.  Основная задача воспитания ловкости - овладение новыми двигательными действиями. При этом используются следующие упражнения: спортивные и подвижные игры, гимнастика и акробатика, легкая атлетика (прыжки, барьерный бег), лыжи (спуск с горы)» [10].

Лях В. И., утверждает, что: «Гибкость - способность выполнять движения с большой амплитудой. Наличие гибкости связано с фактором наследственности, однако на нее влияют и возраст, и регулярные физические упражнения. Различают гибкость динамическую (проявленную в движении), статическую (позволяющую сохранять позу и положение тела), активную (проявленную благодаря собственным усилиям) и пассивную (проявленную за счет внешних сил)» [10].

Двигательная активность является важнейшим компонентом образа жизни и поведения подрастающего поколения. Она зависит от организации физического воспитания детей, от уровня их двигательной подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей организма.



ГЛАВА 2 ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Задачи исследования
Задачи исследования:

1. Выявить уровень двигательной активности учащихся младших классов.

2. Подобрать средства физической культуры для оптимизации двигательной активности учащихся младших классов.

3. Определить эффективность подобранных средств.
2.2 Методы исследования
Для проведения исследовательской работы были подобраны следующие методы исследования:

1. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогические наблюдения.

3. Тестирование.

4. Педагогический эксперимент.

5. Методы математической статистики.

Анализ литературных источников: осуществлялся на протяжении всего исследования. Было проанализировано 20 литературных источника. В анализируемой литературе давалась подробная характеристика возрастных особенностей учащихся младших классов и суть физического воспитания в данной возрастной группе.

Педагогическое наблюдение: осуществлялось на первом этапе эксперимента за учебным процессом школьников в школе № 82 г. о Тольятти. Наблюдение проводилось с целью определения уровня двигательной активности.

Педагогический эксперимент: мы провели систематическую и последовательную экспериментальную работу с участием 12 учащихся 2 класса, чтобы изучить особенности формирования и оптимизации двигательной активности у учащихся в младшем школьном возрасте. Далее мы сформировали группы: контрольную и экспериментальную.

Для определения двигательной активности младших школьников мы использовали тесты шагометрии.

Методы математической статистики:вначале вычисляли среднюю арифметическую величину М по следующей формуле 1:

(1)

где ∑ - символ суммы, Мi - значение отдельного измерения (варианта), n - общее число измерений.

Далее определяли величину σ - среднее квадратичное отклонение по формуле 2:

σ (2)

где Мi max - наибольший показатель; Mi min - наименьший показатель; К - табличный коэффициент.

3. Далее вычисляли стандартную ошибку среднего арифметического значения (m) по формуле 3:


(3)

Чтобы определить достоверное различие находили параметрический критерий t – Стьюдента по формуле 4:

(4)

Полученное значение t оценивалось по таблице t - распределение Стьюдента для оценки статической доверенности различий в группах.
2.3 Организация исследования
Исследовательская работа проводилась на базе школы № 82 г.о Тольятти.

Исследование проводилось в три этапа:

На первом этапе (сентябрь - 2021г.) нами был проведен анализ и обработка научно-методической литературы.

На втором этапе (октябрь 2021 г.- январь 2022 г.) проводился педагогический эксперимент, который включал в себя систематическую и последовательную экспериментальную работу с участием 12 учащихся 2 класса, чтобы изучить особенности формирования и оптимизации двигательной активности у учащихся в младшем школьном возрасте. Далее мы сформировали группы: контрольную и экспериментальную.

Третий этап (февраль 2022 г.) включал в себя статистическую обработку полученных данных педагогического эксперимента, формирование выводов, оформление работы.


ГЛАВА 3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
3.1 Оптимизация двигательной активности учащихся младших классов
Оптимизация двигательной активности у младших школьников очень важна, поскольку она играет ключевую роль в их физическом и психологическом здоровье. Для достижения оптимального уровня двигательной активности у младших школьников осуществляются следующие меры:

1. Обеспечение доступности спортивных площадок и игровых площадок на территории школы или в непосредственной близости от нее.

2. Проведение занятий спортивными секциями и кружками, которые бы мотивировали детей к более интенсивной физической активности.

3. Организация физкультурных занятий в школе, как обязательный предмет в расписании.

4. Обучение детей основам здорового образа жизни, которые включают в себя правильное питание, режим дня, отказ от вредных привычек.

5. Привлечение родителей к занятиям различными видами спорта, что поможет детям увидеть, что занятия спортом могут быть не только полезными для здоровья, но и интересными и увлекательными.


Кроме того, очень важно отслеживать физическое развитие младших школьников и учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка при организации занятий. Только так можно добиться оптимальной двигательной активности у каждого ребенка и помочь ему развиваться в соответствии со своими возможностями.

Для младших школьников была подобранна система физической культуры, объединяющая разные методы, способные адаптироваться к текущим показателям и потребностям детей, а также к факторам внешней среды. Исполнение подвижных игр в режиме учебного дня может быть распределено на различные моменты и проходить как внутри помещения, так и на свежем воздухе. Основной приоритет - укрепление здоровья детей и оптимизация двигательной активности.

Данные подвижные игры активно включались в процессе проведения динамических перемен, использовались на прогулках, вместо физкультурных минуток.

Динамические перемены (подвижные игры)

1) Рыбачок и рыбки

На полу или на площадке чертится большой круг. Один из играющих – рыбачок – находится в центре круга, он приседает на корточки. Остальные играющие – рыбки, обступив круг, хором говорят: «Рыбачок, рыбачок, поймай на крючок». На последнем слове рыбачок вскакивает, выбегает, из круга и начинает гоняться за рыбками, которые разбегаются по всей площадке. Пойманный становится рыбачком и идет в центр круга.

2) Совушка

Ребята становятся в круг. Один из играющих выходит в середину круга, он будет изображать совушку, а все остальные - Жучков, бабочек, птичек. По команде ведущего: «День наступает - все оживает!» - малыши бегают по кругу. Совушка в это время «спит», т. е. стоит в середине круга, закрыв глаза, подогнув под себя одну ногу. Когда же ведущий скомандует: «Ночь наступает -всё замирает!», играющие останавливаются и стоят неподвижно, притаившись, а совушка в этот момент выбегает на охоту. Она высматривает тех, кто шевелится или смеется, и уводит провинившихся к себе в круг. Они становятся совушками, и при повторении игры все вместе «вылетают» на охоту.

3) Охотники

Играющие разбегаются по площадке. Три охотника стоят в разных местах, имея по маленькому мячу. По сигналу руководителя: «Стой!» - все играющие останавливаются, и охотники с места целятся мячом в кого-либо из них. «Убитые» заменяют охотников. Играющие имеют право увертываться от мяча, но не должны сходить с места. Если игрок после команды «Стой!» сошел с места, он заменяет охотника.