Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 114
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Никамин Артём. 9 Д
ПРОЕКТ ПО ИНФОРМАТИКЕ
Тема: « Современный подросток в компьютерном мире»
2023 год
Содержание
Введение. …………………………………………………………………………… 3
1. Теоретические основы профилактики компьютерной зависимости у школьников-подростков…………………………………………………………….5
1.1. Понятие компьютерной зависимости и ее виды……………………………...5
1.2. Содержание и способы профилактики компьютерной зависимости в условиях общеобразовательной школы……………………………………………8
2. Практическая часть………………………………………………………………17
Заключение………………………………………………………………………….21
Список литературы………………………………………………………………..22
Введение
Двадцать первый век. Век компьютерных технологий и новинок. Именно за ними наше будущее. Уже каждый пятый ребенок не только умеет пользоваться компьютером, но и в совершенстве владеет Интернетом. Многие подростки проводят свое свободное время в социальных сетях.
И что же ждет нас в ближайшем будущем? Неужели компьютеры станут нашими лучшими друзьями? Заменит ли «виртуальная реальность» реальную жизнь? Нет, если мы сможем это предотвратить. Все просто – нельзя забывать о золотой середине, о норме. Любое лекарство может стать ядом, если принято в слишком больших дозах. Мы не научились правильно использовать свое время в Интернете.
Почему же мы так любим проводить время за компьютером и в социальных сетях? Как на нас это влияет? И сможем ли мы остановиться?
Мы уже сейчас не можем жить без Интернета, и считаем, что за ним наше будущее. Но так ли это? Вопрос спорный.
О вреде и пользе до сих пор спорят ученые. Поэтому я и захотела выяснить, в чем заключаются положительные и отрицательные моменты при работе в социальных сетях и нужно ли подростку проводить там время.
Актуальную проблему, по мнению экспертов, представляют проблемы компьютерной зависимости подростков на современном этапе развития общества приобретает особую значимость. Обширное применение компьютерных технологий, распространение компьютерных игр и, конечно же, Всемирная сеть – Интернет: все это оказывает большое влияние на современных детей и подростков.
С тех самых пор, как персональные компьютеры вошли в нашу повседневную жизнь, проблема взаимоотношений детей и компьютеров стала глобальной и одной из наиболее обсуждаемых в проблем человечества. Однако общество по-прежнему не имеет точного понятия о том, что же такое персональный компьютер для детей: зло или благо? Многие родители считают, что, начинать знакомство ребенка с компьютером и информационными технологиями необходимо уже с раннего возраста, иначе он будет отставать от своих сверстников. Другие же, наоборот, боятся вредного воздействия компьютера, растлевающего действия Интернета, а также разрушительного воздействия компьютерных игр.
Исследование по данной проблеме особенно актуально в настоящее время по причине того, что для большинства людей компьютер стал неотъемлемой частью жизни. Компьютерные возможности постепенно вытесняют и заменяют человеку друзей, родных, жизненные ценности и многое другое.
У подростков, прикованных к компьютеру, нарушается социальная адаптация, им становится трудно находить общий язык с окружающими людьми. Такие социально значимые вещи, как учеба, семья перестают иметь для них значение. Происходит негативное влияние на учебную, социальную сферы деятельности. Играя в игры, подчас жестокие, подросток начинает воспринимать жизнь как виртуальную. Это приводит к чувству вседозволенности, подросток перестает ценить как свою, так и чужую жизнь.
Основной целью данного исследования является:
определить влияние социальных сетей на подростков.
Задачами исследования являются:
1. Изучить литературу по проблеме исследования;
2. Выявить психолого – педагогические особенности подростков страдающих компьютерной зависимостью;
3. Изучить содержание понятия «компьютерная зависимость подростков»;
4. Выявить содержание и способы профилактики компьютерной зависимости в условиях общеобразовательной школы;
5. Реализовать программу профилактики компьютерной зависимости школьников – подростков;
7. Провести контрольную диагностику и сформулировать выводы.
1. Теоретические основы профилактики компьютерной зависимости у школьников-подростков
1.1. Понятие компьютерной зависимости и ее виды
Впервые термин «компьютерная зависимость» был рассмотрен американскими учеными еще в начале 80-х годов XX века, но до сих пор не считается общепризнанным.
По мнению Э. Фромма, компьютерная зависимость – это патологическое пристрастие человека к работе или проведению времени за компьютером [6]. В 1996 году американский психиатр Айвен Голдберг предложил новый термин для определения компьютерной зависимости – компьютерная аддикция.
Компьютерная аддикция – это нехимическая зависимость от пользования компьютером и его ресурсами, в том числе Интернетом [3].
Следует отметить, что современная трактовка данного термина не сильно отличается своим содержанием от той, которая была представлена еще в конце XX века. По словам А. Л. Венгера компьютерная зависимость - это пристрастие к занятиям, которые, так или иначе, связаны с использованием компьютера. Это явление приобрело широкое распространение в конце XX в. в промышленно развитых странах и в последние годы все больше распространяется в России [1]. В 1989 году на Международной конференции компьютерная зависимость была официально зачислена в перечень Международной классификации болезней. На сегодняшний день она является общепризнанной болезнью XXI века и считается психическим расстройством.
Сопоставляя изучаемое явление с традиционно выделяемыми формами аддикции, мы опирались на определение аддиктивного поведения в формулировке Ц.П. Короленко и Т.А. Донских. Они характеризуют данное поведение как стремление к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксации внимания на определенных видах деятельности [2].
Так, мы выяснили, что компьютерная зависимость является одной из разновидностей аддиктивного поведения и характеризуется стремлением уйти от повседневности методом трансформации собственного эмоционально
– психического настроения. В этот момент человеком не только отбрасываются повседневные заботы на задний план, но и затормаживается работа его психики, а чаще совсем прекращается индивидуально личностное развитие. Таким образом, люди уходят от решения различных проблем в своей жизни [7].
Компьютерная зависимость не возникает сама по себе, она вытекает, опосредованно, из компьютерной деятельности.
На сегодняшний день Ю. Д. Бабаева и А. Е. Войскунский выделяют три основных вида компьютерной деятельности:
1) Познавательная – увлеченность познанием в сфере программирования;
2) Игровая – увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета;
3) Коммуникативная – увлечение сетевой коммуникацией или, как крайний вариант «Интернет - аддикция [2].
Злоупотребление перечисленными видами компьютерной деятельности впоследствии приводит личность к различным компьютерным зависимостям, которые выражаются в виде глобальных преобразований психики.
Так, сегодня исследователи различают психологическую зависимость от Интернета – сетеголизм и зависимость от компьютерных игр кибераддикция. Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. [5].
6 Кибераддикция (зависимость от компьютерных игр) подразделяется на группы в зависимости от характера той или иной игры:
I. Ролевые компьютерные игры (максимальный уход от реальности).
II. Неролевые компьютерные игры (стремление к достижению цели – пройти игру, азарт от достижения цели, набора очков).
Необходимо отметить, что на сегодняшний день термин «кибераддикция» уже практически не используется. В связи с массовым приобщением к компьютерным играм учеными был официально введен новый термин, «кибернетическая лудомания».
Итак, кибернетическая лудомания – это форма психологической зависимости, проявляющейся в навязчивом увлечении видео - и компьютерными играми. Данный вид зависимости – широко обсуждаемый и дискуссионный вопрос, а ее статус пока находится на неофициальном уровне [6].
Следующий вид зависимости – это психологическая зависимость от Интернета или сетеголизм. Основным признаком ее проявления является частое и длительное времяпровождение в сети, характеризующееся непрерывным скачиванием музыки, различных программ, общением в чатах и на форумах. Также сетеголики могут заводить бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. Кроме этого, для них характерна самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, равнодушие по отношению к близким и серьезные расходы на оплату услуг провайдера. Помимо основных признаков зависимости от компьютера, у сетеголиков проявляются дополнительные симптомы:
- навязчивое стремление постоянно проверять электронную почту; предвкушение следующего сеанса онлайн;
- увеличение времени, проводимого онлайн;
- увеличение количества денег, расходуемых онлайн.
В основном сетеголики – это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно «остывают» к сети и проводят там меньше времени. Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям [3].
1.2. Содержание и способы профилактики компьютерной зависимости в условиях общеобразовательной школы
«Подростничество» (период от 12 до 17 лет) – это самый трудный и сложный из всех детских возрастов, представляющий собой период становления личности. Вместе с тем это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, - это самопознание, самовыражение и самоутверждение. В начале подросткового возраста у ребенка появляется и усиливается стремление быть похожим на старших детей и взрослых, причем такое желание становится настолько сильным, что, форсируя события, подросток иногда преждевременно начинает считать себя уже взрослым, требуя соответственного обращения с собой как с взрослым человеком. В то же время он еще далеко не во всем отвечает требованиям взрослости [1].
Для подростка характерно подражание взрослым, которое становится управляемым и позволяет удовлетворять потребности его интеллектуального и личностного самосовершенствования.
Выбирая себе занятие по душе, ребенок тем самым удовлетворяет потребность в своей самостоятельности и познавательной активности, а также доказывает себе и окружающим свою неповторимость и уникальность. Как правило, увлечения подростков имеют не учебный характер.
Для выявления особенностей профилактики компьютерной зависимости у подростков, в первую очередь, следует обратиться к толкованию понятия «профилактика».
Итак, по определению Ефремовой Т. Ф., профилактика – это совокупность мероприятий, предупреждающих заболевания и отклонения и направленных на создание здоровых условий труда и быта населения [9].