Файл: Монтаж бурового оборудования.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 155

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Учебное пособие: Вышкомонтажник
МОНТАЖ БУРОВОГО ОБОРУДОВАНИЯ
§ 1. ОСНОВАНИЯ БУРОВЫХ УСТАНОВОК
Современная буровая установка представляет собой сложный комплекс агрегатов. Мощность буровых установок и их отдельных агрегатов зависит от глубины бурения, конструкции скважины и способа ее бурения.

Отечественная промышленность выпускает буровые установки для бурения нефтяных и газовых скважин глубиной до 3000 и 5000 м; грузоподъемность на крюке талевой системы 130 и 200 т с устано­вленной мощностью двигателей соответственно 1500 и 2000 л. с.

Наряду с установками для бурения скважин долотами больших и уменьшенных диаметров выпускаются установки, позволяющие бурить скважины глубиной до 2000—2500 м уменьшенным и малым диаметрами долот. К ним относятся выпускаемые заводом «Барри­кады» установки типа БУ-75 грузоподъемностью на крюке 75 т.

Тип установки для бурения скважины задаваемой конструкции выбирают на основе инженерных расчетов, определяющих возмож­ные максимальные нагрузки на крюке талевой системы, скорости спуско-подъемных операций, необходимые гидравлические мощ­ности и т. п.

Каждому типу буровой установки соответствует своя кинемати­ческая и монтажная схемы, в которые входят различные агрегаты. Однако при всем принципиальном различии установок в их ком­плексе мы встречаем агрегаты, необходимые в любой из компоно­вок. Это вышки, талевые системы, грузоподъемные лебедки, роторы вертлюги, приводные механизмы: шестеренчатые или цепные редук­торы, клиноременные передачи; двигатели и насосы для перекачки промывочных жидкостей. Все они имеют технические характери­стики, весьма отличные как по конструктивному исполнению, так и по габаритам и весам. Но все они должны быть кинематически связаны определенной монтажной схемой, определяющей местополо­жение каждого агрегата относительно друг друга.

Поэтому при монтаже каждой установки приходится выделять отдельно монтаж:

а) каждого агрегата, входящего в комплекс любой буровой установки;

б) узлов и систем управления агрегатами, входящими в комплекс установки;

в) технологических трубопроводов для перекачки промывочной жидкости, топлива, сжатого воздуха и отопления;

г) приводных механизмов;


д) вспомогательного оборудования, необходимого для приготовления и очистки промывочной жидкости, обогрева буровой уста­новки, сохранения запасов горюче-смазочных материалов и т. п.



Разбивка осей фундаментов под ноги вышки.

Ниже мы рассмотрим монтаж отдельных важнейших агрегатов, а также весь комплекс монтажных схем для буровых установок, получивших наиболее широкое распростра­нение.

Получив задание на сооружение буро­вой, производитель работ на указанной гео­логической службой точке и подготовленной площадке проводит разбивку фундаментов под оборудование. Вначале определяется положение фундаментов под ноги вышки. Для этого из заданной точки, как из центра, при помощи шнура или металлической про­волоки откладывается расстояние А (см. рис.), определяемое из зависимости



Найдя положение ног вышки от центра скважины, определяют геометрическое положение осно-ваний под буровую лебедку, ротор, подсвечник, а также опоры под пол машинного сарая, в котором мон-тируется привод буровой установки. Затем в зависимости от возможных нагрузок при проводке скважины выбирается конструк­ция фундамента, как под ноги вышки, так и под все остальные агре­гаты установки.

При небольших глубинах бурения, когда нагрузка относительно невелика, под ноги вышки, буровую лебедку, ротор и подсвечник сооружаются самые элементарные основания, выполняемые либо в виде выкладок из деревянных брусьев, либо в виде деревянных стульев. В обоих случаях снимают растительный грунт, на дно котлована подсыпают и хорошо утрамбовывают песок, а затем укла­дывают несколько рядов брусьев, хорошо скрепленных строитель­ными скобами.

При сооружении основания в виде деревянных стульев все элементы их также надежно скрепляются болтами или скобами, а затем котлован заполняется бутобетоном. Поверх стульев уклады­ваются брусья, которые связываются между собой, образуя деревян­ную раму.

При монтаже оснований на слабых грунтах, допускающих низ­кие удельные давления, сооружаются свайные основания. Соору­жение таких оснований требует предварительной заготовки свай и качественной их забивки. Обычно сваи изготовляются из хорошего круглого леса, при этом ствол ошкуривается, один конец его зате­сывается на конус и оковывается металлическим наконечником. На другой затесанный конец набивается металлическое кольцо для сохранения верхнего конца сваи при нанесении по нему ударов копром или ручной «бабой». Иногда сваи изготовляются из отрабо­танных и списанных бурильных или обсадных труб.



Забивку свай следует вести до «отказа», т. е. когда погружение ее при дальнейшей забивке составляет величину, определяемую условиями, выраженными следующей зависимостью:







где

s — величина погружения сваи до «отказа» в см;

q — вес сваи в кг;

h — высота падения ручной «бабы» или молота копра в см;

п — число ударов «бабы» или молота в одном приеме;

Q — вес ручной «бабы» или падающих частей копра в кг;

а — коэффициент, равный при ручной забивке 20, при механи­ческой забивке 8;

Р — расчетная нагрузка, приходящаяся на одну сваю, в кг.



Основание под ноги вышки, выполненное в виде деревянных стульев с заполнением котлована бутобетоном или утрамбованием грунтов.


При бурении глубоких скважин, когда нагрузки весьма значи­тельны, а по геологическим условиям и задачам предполагается длительный срок бурения, сооружаются бетонные фундаменты под ноги вышки, лебедку, ротор, подсвечники и машинный сарай.

На рисунках приведены основные размеры описанных оснований и показана их конструкция.

Основания под А-образные вышки обычно изготовляются в виде металлических конструкций, собираемых в блоки одного монолит­ного основания, которое нагружается весом буровой установки. Одно из таких оснований для установки БУ-75Бр показано на рисунке

На основания под оборудование и опоры под ноги вышки укла­дывается общая монтажная рама из деревянных брусьев сечением 400Х400, 360X360 или 320X320 мм (ГОСТ 5342-50). На рисунке показана конструкция такой рамы.

Обычно она состоит из четырех основных брусьев длиной 8,5—9 м; два нижних уложены прямо на основания под ноги вышки, а два верхних опираются концами на нижние брусья. Параллельно этим брусьям под ноги вышки укладываются короткие брусья, надежно скрепленные с основанием строительными скобами. Это позволяет увеличить опорную площадь.



Свайное основание под ноги вышки.

Бетонное основание под ноги вышки.



Затем брусья связывают металлическими креплениями - бол­тами и строительными скобами - в общую монтажную площадку; остальные брусья, уложенные на основания под оборудование, показаны на рисунке.

На рамное основание настилается пол буровой, который служит одновременно монтажной площадкой для буровой вышки, лебедки и ротора, а на полу, настланному по брусьям, уложенным в машин­ном сарае, устанавливаются агрегаты привода буровой установки.

В настоящее время для экономии лесоматериалов применяются рамные основания, выполненные в виде металлических конструкций сварных балок, эксплуатация которых дает значительный эконо­мический эффект в сравнении с деревянными брусьями.









Расположение брусьев деревянной рамы под буровую установку.


§ 2. МОРСКИЕ ОСНОВАНИЯ
Значительно сложнее сооружение оснований под буровую уста­новку, монтируемую в море.

Если раньше применялись индивидуальные свайные основания, а затем индивидуальные крупноблочные основания, то в настоящее время широкое распространение получили основания, сооружаемые при морских эстакадах.

Индивидуальные основания для неглубоких скважин в при­брежных участках, где глубина моря не превышает 6—8 м, были предложены еще в 1935 г. инж. Н.С. Тимофеевым. Эти основания сооружаются на 28—30 сваях, при этом под ноги вышки и шахто­вые брусья используются сваи из обсадных труб 143/4". Затем индивидуальные основания были значительно усилены конструк­тивно инж. Б.А. Рагинским.

Эти основания, представляющие собой сооружение из 20 свай, которое заканчивается площадкой 32 X 18 м и причальным устрой­ством, позволяют бурить глубокие нефтяные скважины.

Дальнейшее улучшение конструкций индивидуальных свайных оснований шло в направлении увеличения рабочей площадки, рационального расположения свай с применением пространствен­ных ферм и верхних строении из труб.

Сооружение индивидуальных свайных основании связано со сложными строительно-монтаж-ными работами в открытом море. С плавучих средств ведутся забуривание шурфов под сваи, их установка и цементаж. На сваях при помощи плавучих кранов монти­руются металлоконструкции основания. Все эти работы требуют высокой квалификации монтажной бригады, а темп строительст-ва во многом определяется состоянием погоды и поверхности моря. Необходимо было изменить технологию сооружения буровых в море. В 1946 г инж Л.А. Межлумовым были предложены крупно-блоч­ные основания ЛАМ-1 и ЛАМ-2 для бурения скважин глубиной до 3000 м при глубине моря от 7 до 12
м.

Основание состоит из отдельных крупных блоков 8Х8 м и представляет собой металлическую пространственную конструкцию из четырех телескопических строек, заканчивающихся башмаками, приведенными к внутренней трубе. Это позволяет выставлять блок горизонтально независимо от рельефа дна моря.

К оголовкам стоек прикрепляются металлические несущие фермы, придающие жесткость всей конструкции.

Крупные блоки, изготовленные на заводе, вывозятся в море, где при помощи крана устанавливаются в определенной последова­тельности и закрепляются металлическими связями, образуя единое основание.

Стойки каждого установленного блока цементируются, для чего через внутреннюю телескопическую трубу ведутся забуривание шурфа и последующий цементаж.

В дальнейшем крупноблочные конструкции совершенствовались: сокращался расход металла благодаря более рациональным металло­конструкциям и упрощались монтажные работы. Таким крупноблочным основанием явилось морское основание, предложенное инж. Межлумовым, Оруджевым и Сафаровым и получившее название МОС. Эти основания выпускаются в нескольких модификациях для различных глубин моря - до 8, 14 и 22 м.

Каждое основание представляет собой комплект крупных блоков, состоящий из трех шестиопорных блоков, одного четырехопорного и четырех промежуточных секций, а также пешеходного моста, связывающего общую рабочую площадку с четырохопорным блоком.




Блоки основания МОС.

а — МОС-1; б — МОС-2; в — МОС-3.




Морское основание МОС-3-120 в плане.


Крупные блоки представляют собой металлоконструкцию, имеющую шесть или четыре опорные телескопические стойки, связанные в надводной части металлическими фермами, а в подводной - гибкими диагональными металлическими связями и распорками. Монтаж крупных блоков ведется также при помощи плавучего крана, собирающего монтажное основание (см. рис.).

Закрепление опорных телескопических стоек в морском дне ведется при помощи шурфов, которые забуриваются через внутреннюю трубу стойки. После бурения в скважину на стальном тросе спускаются два закрепленных между собой патрубка, явля­ющихся анкерами опорной стойки. Затем скважину промывают и целиком цементируют.