Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 52
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….5
1. Понятие государственного механизма………………………………….7
1.1. Понятие и основные характеристики механизма
государства ………………………………………………………………......7
2. Органы государства и их классификация……………………………….13
2.1. Представительные органы государственной власти……...…………13
2.2. Исполнительные органы государственной власти…………..............15
2.3. Судебные органы государственной власти…………………..............18
2.4. Правоохранительная деятельность в системе
разделения властей………………………………………………….............19
Заключение…………………………………………………………………....22
Список использованных источников………………………………………24
Введение
На определенном этапе развития общества возникает потребность в его специфической, отдельной организации. Теряя социальную однородность, общество делится на части, которые отличаются местом и ролью в системе общественного производства и разделения материальных благ, способом жизни, духовной культурой и др. В каждой из таких общественных групп кроме общих интересов, появляются и специфические интересы. Возникает потребность в согласовании, координации таких интересов, в регулировании отношений между различными частями общества. Именно эта потребность и стала причиной возникновения организации, основным предназначением которого является обеспечение единства, целостности общества. Такой организацией и есть государство. Государство- это организация политической власти доминирующей части населения, с помощью которой обеспечивается его целостность и безопасность, осуществляется руководство и управление обществом.
Государство реально действует, проявляет себя как система, совокупность специальных органов, коллективов людей, осуществляющих управление делами общества от его имени и в пределах предоставленных полномочий. Такие коллективы действуют постоянно и, как правило, на профессиональной основе, что выделяет их из общества и ставит над обществом. Граждане могут принимать то или иное участие в делах государства, но в конечном итоге оно, его органы несут персональную ответственность за эффективность своей работы.
Таким образом, под механизмом государства понимают систему специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляются государственное управление обществом и защита его основных интересов. Механизм является важнейшим составным элементом любого государства.
Актуальность данной курсовой работы заключается в том, что любой политический режим невозможен без субъектов его осуществления, которыми являются аппарат власти, государственные органы, учреждения, организации, должностные лица.
Объект исследования – система отношений связанных с функционированием механизма государства. Предметом исследования являются особенности механизма современного государства.
Целями и задачами данной работы являются:
1) дать ответ на вопрос, что же такое механизм (аппарат) государства, определить его характерные признаки;
2) проанализировать классификацию органов государства;
Теоретическую основу исследования составляют такие работы авторов как: Бабаев В.К, Гавриков В.П., Кулапов В.Л., Матузов Н.И., Малько А.В., Протасов В.Н., Лонь С.Л.
1. Понятие государственного механизма
1.1. Понятие и основные характеристики механизма
Государство как сложная социальная система со своими элементами - публичная власть, граждане, территория и границы, общие дела, бюджет и налоги, правовой порядок, официальное участие в мировом сообществе выявляет свой потенциал в процессе жизнедеятельности. Государственное воздействие на основные сферы общества, на граждан и социальные общности должно быть целенаправленным и эффективным.
Управление государственными делами требует высокой организованности и компетентности, профессионализма. Оно предполагает непрерывность функционирования государства, которое должно своевременно решать стратегические и тактические задачи и объединять для этого усилия многих организаций и масс людей, рационально использовать ресурсы общества
Как же этого можно добиться?
Путем обеспечения строгой структурной и функциональной связи всех элементов государства. Речь идет о своего рода «скелете» государства о его опорной конструкции, без чего нельзя добиться устойчивости государства его целеустремленного воздействия на политические, экономические и социальные процессы. Сказанным объясняется использование понятия «механизм государства» для отражения соответствующих государственно-правовых явлений, процессов и действий.
В отечественной теории и практике XХ в. понятие «механизм государства» стало применяться в 1920-1930-х гг. после выдвижения известного лозунга о механизме диктатуры пролетариата. Его суть - партия как ядро власти через государство и негосударственные организации (профсоюзы и др.) проводили свой политический курс. Налицо попытка демократизировать партийное руководство и расширить массовую базу государства.
В 1960-1980-х гг. появляется концепция политической организации или политической системы общества.
В юридической литературе чаще всего понятие «механизм государства» отождествляется с понятием «государственный аппарат» в широком смысле, охватывающем все виды государственных органов.
Такой подход был общепринятым в 1950-1980гг., и он обнаруживается в научных трудах последних лет. Так, механизм современного российского государства рассматривается как пронизанная едиными, законодательно закрепленными принципами, основанная на разделении властей и располагающая необходимыми материальными придатками система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства.
При таком понимании специфика данного явления и соответствующего ему понятия исчезает.
Близкое понимание допускалось авторами при трактовке механизма осуществления государственной власти. Акцент был сделан на трех основных каналах участия граждан в осуществлении власти непосредственно, через представительные органы и путем профессионализма.
Основным орудием государственной власти считается государственный аппарат и государственные органы как его структурно оформленные звенья.
Вместе с тем государственный механизм трактовался и в другом смысле, а именно как совокупность государственных органов, организаций, вооруженных сил, материальных средств государственной власти?
Здесь налицо более широкий «набор элементов», но отсутствует системообразующий признак и неясно соотношение механизма государства и госаппарата. Более того, увлеченность функциональными характеристиками и доктриной разделения властей приводит отечественных и зарубежных авторов к игнорированию данного понятия в контексте «государства» и «понимание государственного механизма в узком смысле как совокупности органов государства дополняется его трактовкой в широком смысле как совокупности государственных органов и организаций» [4].
В современных условиях понятие «механизм государства» находит свое место в понятийном ряду теории государства и права. Правда, оно используется преимущественно в отечественной юридической науке, а не зарубежной.
Исследователи иностранного государства чаще всего выделяют такие понятия, как государственная власть, институты государства, форма государства, формы правления?. И тем не менее для обогащения понятийного аппарата и отражения специфики государственного развития нашей страны вполне оправданно использовать данное понятие.
Вполне объяснимы вопросы: каково его содержание? Какие явления государственной жизни оно позволяет познавать?
Попытаемся дать ответ.
Государство нельзя рассматривать как застывшую, статичную систему. Оно действует, функционирует и развивается как единая система со своими элементами. Думается, понятие «механизм государства» служит системообразующим для восприятия его как целостного явления. Оно позволяет как бы связывать элементы государства в структурно-функциональный «узел» и придавать им динамический смысл.
Механизм государства есть структурно оформленная система средств государственного воздействия на общественные процессы. В нем есть следующие элементы: государственные органы;
- публичные службы и корпорации;
- процедуры принятия государственных решений;
- ресурсное обеспечение;
- государственные служащие.
Думается, в таком подходе к механизму государства полнее отражаются государственные явления и рычаги устойчивого функционирования государства. При всей важности государственных органов, образующих государственный аппарат, ими нельзя ограничивать объем данного понятия. Одним наиболее весомых доказательств служат конституционные характеристики государства.
В отечественных конституциях всегда закреплялись система органов государства, основы управления государственными организациями, государственные планы и бюджеты. В действующей Конституции РФ установлены основы организации государства, принципы осуществления государственной власти, компетенция федеральных государственных органов, порядок введения налогов, управления государственной собственностью, утверждения и исполнения бюджета, федеральных программ. В конституциях и уставах субъектов РФ регулируются вопросы организации власти, их финансов, бюджета налогов.
В конституциях иностранных государств чаще всего содержатся нормативные характеристики государства
, власти и видов государственных органов. Это органы законодательной, исполнительной и судебной власти, институты президента и монарха.
Тем не менее применяются и другие конституционные понятия. Так, в Конституции Республики Молдова есть разд. II «Публичные власти», в нем гл. VIII посвящена публичному управлению. В Конституции Польши в разд. VI регулируется статус Совета Министров и правительственной администрации, в разд. VII — территориальное самоуправление, в разд. IX--статус Верховной Палаты контроля. В Конституции Греции есть разд. VI «Администрация». В Конституции Австрии есть ст. 18 и 20 о государственном управлении, где кроме государственных структур упоминаются учреждения публичного права (ст. 23). В третьем разделе выделены подразд. 3 (Федеральные органы безопасности): 4 (Федеральная армия (с ее традиционными и иными функциями));B 5 (Федеральные школьные органы). Раздел пятый посвящен Счетной палате. В Конституции Бельгии ч. VI посвящена государственным вооруженным силам. В Конституции ФРГ в ст. 12а2 регулируются вопросы призыва в вооруженные силы, федеральную пограничную службу, в ст. 87а3 и 8761- статус вооруженных сил.
Возникновению и развитию механизма государства присущи некоторые общие закономерности. Изменения в нем могут носить революционный характер, когда приход к власти новых политических сил при- водит к слому старого и созданию нового механизма, причем всех его элементов.
Реформы чаще всего направлены на планомерные изменения отдельных элементов государственного механизма, как во Франции и Польше последних лет применительно к территориальному устройству и построению региональных структур.
Эволюционный путь означает постепенные изменения тех или иных составных частей механизма государства.
Зарубежный опыт в целом поучителен государственно-правовой преемственностью, что менее характерно для России.
Государственный механизм призван функционировать эффективно и бесперебойно, иначе решение политических, экономических и социальных задач не будет результативным, и государство станет слабеть. Для этого необходимо соблюдение следующих важных условий:
- обеспечивать стабильность власти и устойчивость конституционных институтов;
- последовательно выполнять функции, возложенные на государственные органы;
- правильно использовать методы правового регулирования в экономической, социальной и политической сферах; например, оправданны три формы государственно-правового регулирования экономической жизни-утверждение единых экономических правил для всех субъектов, установление различных правовых режимов для отдельных групп хозяйствующих субъектов, использование индивидуальных административных актов управления и поиск их гиб- кого соотношения;