Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 53
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кроме того, специфическими властными полномочиями обладают государственные органы, осуществляющие контрольно-надзорную и интерпретационную деятельность (прокуратура, Счетная палата РФ, Конституционный Суд РФ). В частности, прерогативой Конституционного Суда РФ является толкование Конституции РФ, а также рассмотрение нормативных правовых актов, принимаемых и действующих на территории РФ, на предмет их соответствия Конституции РФ. Причем если нормативный акт признается неконституционным, то он утрачивает юридическую силу, а не соответствующие Конституции РФ международные договоры не подлежат введению в действие и применению [1].
Особое место в государственном аппарате занимают должностные лица-представители государственной власти -государственные чиновники, управомоченные самостоятельно выступа от имени государства, принимать волевые решения, обеспечив реализацию этих решений при помощи государственных гарантий и санкций, в том числе при помощи механизма государстве принуждения.
2.4. Правоохранительная деятельность в системе разделения властей
В системе исполнительной власти выделяется группа органов, осуществляющих функции по поддержанию правопорядка и обеспечению безопасности человека, общества и государства и наделенные в связи с этим полномочиями на применение государственного принуждения к лицам, создающим такие угрозы. К правоохранительным органам относятся:
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД)
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС)
Министерство юстиции Российской Федерации [3]
Правоохранительные органы обладают рядом признаков, отличающих их от других органов государственной власти:
1)Являются государственными учреждениями, действующими в межотраслевой сфере – деятельность правоохранительного органа имеет межотраслевой характер, т.е. не ограничивается какой-то определенной отраслью управления;
2) Правовой статус правоохранительного органа регулируется специальным законом – по каждому правоохранительному органу принят и действует федеральный закон, определяющий порядок его организации и функционирования.
3) Обладают полномочиями по применению государственного принуждения – для осуществления своих полномочий по поддержанию правопорядка и обеспечению законности правоохранительные органы наделены полномочиями по применению принуждения, т.е. они обладают арсеналом принудительных средств, обеспечивающих соблюдение законности и восстановление нарушенного правопорядка;
4) Свои полномочия реализуют через правоприменительную деятельность – применение принуждения к конкретным лицам осуществляется только в форме правоприменительной деятельности, т.е. правоохранительный орган в каждом случае применения принуждения выносит индивидуальные правовой акт;
5) Находятся под прямым контролем судебной власти – деятельность правоохранительного органа, направленная на ограничение прав человека, находится под непосредственным (оперативным) или последующим судебным контролем [9].
На основании вышесказанного, можно дать следующее определение: Правоохранительные органы – это находящиеся в системе исполнительной власти государственные учреждения, обладающие полномочиями по применению мер принуждения в целях предупреждения и пресечения правонарушений, а также привлечения к юридической ответственности лиц, совершающих или совершивших правонарушения в любой сфере государственного управления.
Заключение
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Понятие государственного аппарата рассматривается в широком смысле этого слова или в узком смысле. В широком смысле государственный аппарат отождествляется с понятием механизма государства, в узком смысле государственный аппарат понимается как система исполнительно-распорядительных органов государства.
Государство для выполнения своих функций создает систему государственных органов (механизм государства), которые в совокупности образуют государственный аппарат. Он представляет собой надлежаще организованный, четко слаженный сложный политический механизм, который включает в свой состав многочисленные и разнообразные органы. Каждый из органов имеет определенную структуру, полномочия, задачи и цели, на достижение которых направлена их деятельность, и действует в строго определенных рамках.
В широком смысле государственный аппарат охватывает все органы государства, включая представительные органы, судебные и управленческие. В узком смысле под государственным аппаратом понимаются только органы государства, наделенные административной властью, то есть управленческие, исполнительные органы.
Для органов государства характерны следующие признаки, которые позволяют отличать их от других органов:
1) правовая основа деятельности, то есть организация, структура, функции, задачи и цели, компетенция государственных органов определяется действующим законодательством;
2) наличие властных полномочий, в том числе применения в необходимых случаях принуждения;
3) действуют от имени государства;
4) издание обязательных для исполнения актов (нормативно-правовых и правоприменительных) в пределах установленной для них компетенции;
Система органов государства, так же как и их внутренняя структура, не является застывшей, с изменением функций государства изменяется и система его органов, а с изменением задач, возложенных на тот или иной орган, может подвергнуться изменениям и структура органа.
На систему государственных органов значительное влияние оказывают форма правления и государственное устройство.
Как правило, государственный орган создается под определенные функции и при наличии правовых оснований для образования конкретного органа. Кроме того, органы государства должны располагать соответствующими материально-техническими и финансовыми средствами для выполнения возложенных на них функций - экономических, технических, информационных, идеологических, организационных.
Все государственные органы образуют иерархически построенную систему, то есть они находятся в определенных отношениях подчинения и действуют на основе принципа «разрешено только то, что прямо закреплено в законе». Иначе говоря, они не могут выполнять те функции или использовать те полномочия, которые прямо не предусмотрены в акте об их образовании и компетенции.
Следовательно, одностороннее ослабление законодательной, исполнительно-распорядительной или правоохранительной деятельности с неизбежностью ведет к невыполнению всего комплекса задач государства.
Таким образом, механизм современного государства представляет собой ту материальную силу, которая способна и должна обеспечить гармоничное развитие общественной жизни, охранять законные интересы своих граждан и их объединений, выступать гарантом стабильной, разумной политики на международной арене.
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// СПС «КонсультантПлюс»
2.Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъ-ектов Российской Федерации» от 06.10.1999 № 184-ФЗ //СПС «КонсультантПлюс»
3.Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 (ред. от 01.01.2015 г.) «О структуре федеральных органов исполнительной власти»//СПС «КонсультантПлюс»
4. Теория государства и права 4-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов Под ред. Бабаева В.К. Подробнее 2022 - 582c : Издательство «Юрайт»
5. В. П. Теория государства и права : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. П. Гавриков. – М.: Издательство «Юрайт», 2019. - 454
6. Кулапов, В. Л. Теория государства и права: Учебник / В.Л. Кулапов, А.В. Малько; 2018. - 384: Издательство «Юрайт»
7. Матузов, Н. И. Теория государства и права : Курс лекций / под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2019. - 640. : Издательство «Юрайт»
8.Протасов, В. Н. Теория государства и права :. – М. : Издательство «Юрайт», 2022. - 455 с.
9.Лонь С.Л. статья о «Правоохранительной деятельности в государстве» ; «КиберЛенинка»