ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нравственных качеств и эстетических чувств, воли, формирование внутреннего побуждения к учению. Насколько это было возможно, учитывая начальную ступень обучения, в программе и учебниках реализован подход, отвечающий выдвинутому Л.В. Занковым теоретическому представлению о начальном обучении. В частности, еще на ранних этапах исследования проблемы обучения и развития Л.В. Занков подчеркивал мысль о том, что не всякое усвоение знания приводит к развитию. Поэтому, подбирая материал к уроку, нужно осмысливать, как он будет работать на развитие, а какой материал окажется нейтральным. Л.В. Занков придавал большое значение разносторонности материала, из анализа которого может постепенно складываться, пусть небольшое вначале, влияние на общее развитие ребенка. Именно в условиях разностороннего обдумывания материала ребенок продвигается по пути его многогранного восприятия и приучается не к однобокому рассмотрению материала, а к видению его с разных сторон. Благодаря такому учению образуются многосторонние связи знаний, а в конечном итоге - их система. Системность знаний есть самая существенная характеристика из всех признаков общего развития младшего школьника. В теоретическом представлении Л.В. Занкова о начальном образовании прежде всего отражено своеобразие содержания. Как писал Л.В. Занков, начальное обучение должно дать учащимся общую, целостную картину мира на основе науки, литературы и искусства. Именно этот подход позволит представить о Методологической основой комплект является фундаментальное психолого-педагогическое исследование проблемы "Обучение и развитие", которое проводилось в течение нескольких десятилетий под руководством действительного члена АПН СССР профессора Л.В. Занкова. Одним из важных практических результатов этого исследования стало создание новой системы начального обучения, направленной на достижение оптимального уровня общего развития младших школьников. Основой созданной системы обучения являются новые дидактические принципы, сформулированные и обоснованные руководителем исследования и сотрудниками его лаборатории:
продвижение в развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых. Сформулированная в рамках новой дидактической системы концепция методической системы начального обучения и выдвинутые в ней типические свойства многогранности, процессуальности, коллизий и вариантности являются основой методических подходов, использованных в комплекте. Главными задачами изучения математики в системе являются: достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника - его ума, воли, чувств, нравственной сферы; формирование представления о математике как науке, способствующей познанию окружающего мира через обобщение и идеализацию реально происходящих в нем явлений; овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой. общую картину мира как системное, целостное миропонимание.
14. Основные методические составляющие программ по математике. Сравнительный анализ
Правильно выше описанные программы сведите в таблицу _ чем отличаются цели, методы, как рассматриваются темы и тд
Основы курса математики начальной школы, разработанного авторским коллективом под руководством М.И. Моро, были заложены еще в тот период, когда осуществлялся переход к восьмилетнему, а затем к десятилетнему обязательному обучению, потребовавший изменения целей начального обучения. Главной задачей стало создание условий для повышения уровня математической подготовки учащихся к дальнейшему обучению математике. Изменение задач повлекло за собой серьезные изменения в содержании начального курса математики. Так, в нем более широко стали представлены вопросы теории. Курс математики уже не мог быть ограничен только арифметическим материалом, и в него был включен алгебраический и геометрический материал. Основное содержание обучения
представлено разделами (блоками):
Числа и величины
Арифметические действия
Текстовые задачи
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Геометрические величины
Работа с информацией ( этот новый раздел изучается на основе содержания всех других разделов курса математики) Последние 4 блока являются новыми блоками. Первые три из них выделены за счет перераспределения арифметического и геометрического материала. Важность изучения предметного содержания раздела «Работа с данными» уже неоднократно подтверждалась международными и отечественными исследованиями в области оценки качества математического образования. Достаточно высокие результаты выполнения заданий данной тематики, показанные российскими четвероклассниками в этих исследованиях, позволяют обоснованно говорить о том. Что такой материал доступен для освоения учениками начальной школы.
15. Сравнительный анализ содержания арифметического материала начального курса математики по различным УМК (Три программы по выбору студента)
Вода какая-то – вам нужно взять 3 программы, например
- Школа России – как в ней рассматривается математический материал, пример заданий
- Гармония …
- Перспектива
Вариативность начального образования является отличительной чертой развития педагогической науки и практики настоящего времени. Количество программ и соответствующих им учебных комплектов быстро растет, и сегодня существует девять целостных моделей обучения. Согласно статистическим данным, использование различных образовательных моделей по регионам РФ таково: традиционная обновленная программа - «Школа России» - 60-90%, «Школа 2100» - 15-25%, система Занкова – 5-12%, «Начальная школа 21 век» - 5-10%, «Гармония» - 3-5%, «Перспективная начальная школа» - 3-5%, система Эльконина-Давыдова – около 2%, «Планета знаний» - около 1%. В 1968 г. был объявлен конкурс на создание учебника по математике начальной школы, из всех предложенных учебников был выбран и утвержден в качестве единого – учебник, написанный авторским коллективом под руководством М.И. Бантовой и М.И Моро. Этот учебник в дальнейшем перерабатывался (20 изданий), его стали называть традиционным. Долгие годы он был единственным для обучения математике в начальной школе. Но в последние годы стали публиковаться учебники других авторов и они стали «альтернативными». Некоторые из них были написаны еще в 70-е годы ХХ века – учебники системы Л.В. Занкова, другие изданы в 90-е годы – учебники Н.Я. Виленкина и Л.Г. Петерсон, учебники Н.Б. Истоминой. А.М. Пышкало отмечает, что традиционный курс математики для начальных классов характеризуется определенной последовательностью: число-величина. Основное внимание в нем сосредоточено на выработке навыков устных и письменных вычислений и на их применении к решении текстовых задач. Та же последовательность изучаемых понятий характерна и для ряда альтернативных курсов. Однако основная направленность методики обучения математики в этих системах другая: ее цель интеллектуальное развитие ребенка. В 70-е годы ХХ века альтернативными назывались системы, в которых был принят другой порядок изучения математических понятий: В системе В.В. Давыдова: Величина – отношение – число. В учебниках К.И. Нешкова, А.М. Пышкало, В.Н. Рудницкой: Множество – отношение – число- величина. В учебниках Н.Я. Виленкина, Л.Г. Петерсон – Величина+множество-отношение-число. В системе Л.В. Занкова для четырехлетней системе обучения использовались учебники И.И. Аргинской для трехлетней школы, дополнительно к этим учебникам используются тетради на печатной основе авторов Е.П. Бененсона Л.С. Итиной. Ориентировочное программное распределение тем в этих пособиях составлено на основе анализа «Программы для начальных классов 1-3 по системе Л.В. Занкова» и статьи И.И. Аргинской «Математика в системе общего развития». В системе В.В. Давыдова существует несколько вариантов учебников математики для н/кл различных авторских коллективов: учебники А.М. Захаровой, Т.И. Фещенко, учебники В.В. Давыдова, С.Ф. Горбова, Г.Г. Микулиной, О.В. Савельевой. Наиболее распространенным явл-ся учебник Э.И. Александровой, он включен в федеральный перечень учебников для н/школы. Программ. Давыдова» и статьи Э.И. Александровой «Особенности нового курса математики в нач/школе». В данной программе развивающее обучение связано с усложнением
арифметического и алгебраического материалов, а также ознакомление с элементами теории множеств и математической логики. В системе «Гармония» авторами учебников по математике являются Н.Б. Истомина, И.Б.Нефедова. разработаны и выпущены учебники и тетради на печатной основе. В учебниках Истоминой основное внимание отводится формированию приемов умственных действий сравнения, обощения, классификации, аналогии и др.методические приемы работы над задачами очень разнообразны и направлены на формирование обобщенных умений решать задачи, на умение рассуждать, логически правильно обосновывать свои решения. В системе «Школа 2000»-«Школа 2100» (научные руководители А.А. Леонтьев и Л.Г. Петерсон) автором учебника является Л.Г. Петерсон. Это курс является частью единого непрерывного курса математики, но в основу положены принципы развивающего обучения, гуманизации и гуманитаризации математического образования. Разработан и выпущен учебно-методический комплект в виде «учебник-тетрадь» для 1-4 кл. В основу данной системы положены личностно-ориентированные, культурно-ориентированные и деятельностно-ориентированные принципы обучения. В образовательной системе «Школа 2100» авторами учебника математики являются Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. В основу данной системы заложена реализация технологического подхода, анализ программ, методических рекомендаций и дидактических материалов позволяет сделать вывод, что в данном курсе предусмотрена системная работа по формированию вычислительных умений и навыков. В системе «Начальная школа ХХI» авторами учебника математики являются Н.В. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Разработаны и выпущены учебники для нач/шк 1-4 в сопровождении соответствующих тетрадей. Объем изучения нумерации и арифметических действий в них едины, разница только в распределении по годам обучения. Все альтернативные программы содержат значительно больший объем геометрического материала, чем традиционный учебник, при этом значимым отличием является работа с объемными телами и инструментами для построения фигур на плоскости.
16. Сравнительный анализ содержания алгебраического материала начального курса математики по различным УМК (Три программы по выбору студента)
Нужно не в общем размыто, а рассмотреть конкретные УМК, как например я рекомендую вам в вопросе 15 (Перспектива, Гармония, Школа России) и провести анализ АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛА с примерами, хоть скрины из учебника – как в разных программах дается один и тот же материал
Изучение понятия прямоугольника в учебниках математики для начальной школы. В учебниках Л. Г. Петерсон для четырехлетней школы (2006 г) понятие прямоугольник изучается следующим образом:
В первом классе предлагаются задачи:
измерь длины сторон: изображен прямоугольник, на сторонах которого надпись длина и ширина; учащиеся должны сделать вывод о равенстве соответствующих сторон.
начерти в тетради прямоугольник со сторонами 5 см и 3см.
(способ построения не указан)
Во втором классе рассматриваются задачи:
какие геометрические фигуры ты видишь на чертеже. Назови их. Нарисуй в тетради по клеточкам фигуры, равные данным (по каким признакам ребята определяют прямоугольник не ясно); после прохождения темы прямой угол вводится определение прямоугольника, после определяется ширина и длина прямоугольника. В учебниках В. В. Давыдова и др для четырехлетней школы (2005г) понятие прямоугольник рассматривается, начиняя со второго класса и только после введения темы прямой угол. Предлагаются задачи: на листе бумаги построй четырехугольник, у которого все углы прямые. Ты уже знаешь, что такой четырехугольник называется _____.
раскрась красным цветом все прямоугольники …
Задачи, позволяющие сформировать понятие «Прямоугольник в начальной школе» Для формирования геометрических представлений работа должна проводится следующим образом: свойство фигур учащиеся выявляют экспериментально, одновременно усваивают необходимую терминологию и навыки; основное место в обучении должны занимать практические работы учеников, наблюдения и работы с геометрическими объектами. Оперируя разнообразными предметами, моделями геометрических фигур, выполняя большое число наблюдений и опытов, учащиеся подмечают наиболее общие их признаки (не зависящие от материала, цвета, положения, массы и т. п.) Подборка задач, позволяющая сформировать представление о прямоугольнике, выявить существенные признаки прямоугольника.
-
обучение на высоком уровне трудности (с соблюдением ее меры); -
ведущая роль теоретических знаний; -
быстрый темп изучения материала; -
осознание процесса учения;
продвижение в развитии всех учеников, в том числе самых сильных и самых слабых. Сформулированная в рамках новой дидактической системы концепция методической системы начального обучения и выдвинутые в ней типические свойства многогранности, процессуальности, коллизий и вариантности являются основой методических подходов, использованных в комплекте. Главными задачами изучения математики в системе являются: достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника - его ума, воли, чувств, нравственной сферы; формирование представления о математике как науке, способствующей познанию окружающего мира через обобщение и идеализацию реально происходящих в нем явлений; овладение знаниями, умениями и навыками, предусмотренными программой. общую картину мира как системное, целостное миропонимание.
14. Основные методические составляющие программ по математике. Сравнительный анализ
Правильно выше описанные программы сведите в таблицу _ чем отличаются цели, методы, как рассматриваются темы и тд
Основы курса математики начальной школы, разработанного авторским коллективом под руководством М.И. Моро, были заложены еще в тот период, когда осуществлялся переход к восьмилетнему, а затем к десятилетнему обязательному обучению, потребовавший изменения целей начального обучения. Главной задачей стало создание условий для повышения уровня математической подготовки учащихся к дальнейшему обучению математике. Изменение задач повлекло за собой серьезные изменения в содержании начального курса математики. Так, в нем более широко стали представлены вопросы теории. Курс математики уже не мог быть ограничен только арифметическим материалом, и в него был включен алгебраический и геометрический материал. Основное содержание обучения
представлено разделами (блоками):
Числа и величины
Арифметические действия
Текстовые задачи
Пространственные отношения. Геометрические фигуры.
Геометрические величины
Работа с информацией ( этот новый раздел изучается на основе содержания всех других разделов курса математики) Последние 4 блока являются новыми блоками. Первые три из них выделены за счет перераспределения арифметического и геометрического материала. Важность изучения предметного содержания раздела «Работа с данными» уже неоднократно подтверждалась международными и отечественными исследованиями в области оценки качества математического образования. Достаточно высокие результаты выполнения заданий данной тематики, показанные российскими четвероклассниками в этих исследованиях, позволяют обоснованно говорить о том. Что такой материал доступен для освоения учениками начальной школы.
15. Сравнительный анализ содержания арифметического материала начального курса математики по различным УМК (Три программы по выбору студента)
Вода какая-то – вам нужно взять 3 программы, например
- Школа России – как в ней рассматривается математический материал, пример заданий
- Гармония …
- Перспектива
Вариативность начального образования является отличительной чертой развития педагогической науки и практики настоящего времени. Количество программ и соответствующих им учебных комплектов быстро растет, и сегодня существует девять целостных моделей обучения. Согласно статистическим данным, использование различных образовательных моделей по регионам РФ таково: традиционная обновленная программа - «Школа России» - 60-90%, «Школа 2100» - 15-25%, система Занкова – 5-12%, «Начальная школа 21 век» - 5-10%, «Гармония» - 3-5%, «Перспективная начальная школа» - 3-5%, система Эльконина-Давыдова – около 2%, «Планета знаний» - около 1%. В 1968 г. был объявлен конкурс на создание учебника по математике начальной школы, из всех предложенных учебников был выбран и утвержден в качестве единого – учебник, написанный авторским коллективом под руководством М.И. Бантовой и М.И Моро. Этот учебник в дальнейшем перерабатывался (20 изданий), его стали называть традиционным. Долгие годы он был единственным для обучения математике в начальной школе. Но в последние годы стали публиковаться учебники других авторов и они стали «альтернативными». Некоторые из них были написаны еще в 70-е годы ХХ века – учебники системы Л.В. Занкова, другие изданы в 90-е годы – учебники Н.Я. Виленкина и Л.Г. Петерсон, учебники Н.Б. Истоминой. А.М. Пышкало отмечает, что традиционный курс математики для начальных классов характеризуется определенной последовательностью: число-величина. Основное внимание в нем сосредоточено на выработке навыков устных и письменных вычислений и на их применении к решении текстовых задач. Та же последовательность изучаемых понятий характерна и для ряда альтернативных курсов. Однако основная направленность методики обучения математики в этих системах другая: ее цель интеллектуальное развитие ребенка. В 70-е годы ХХ века альтернативными назывались системы, в которых был принят другой порядок изучения математических понятий: В системе В.В. Давыдова: Величина – отношение – число. В учебниках К.И. Нешкова, А.М. Пышкало, В.Н. Рудницкой: Множество – отношение – число- величина. В учебниках Н.Я. Виленкина, Л.Г. Петерсон – Величина+множество-отношение-число. В системе Л.В. Занкова для четырехлетней системе обучения использовались учебники И.И. Аргинской для трехлетней школы, дополнительно к этим учебникам используются тетради на печатной основе авторов Е.П. Бененсона Л.С. Итиной. Ориентировочное программное распределение тем в этих пособиях составлено на основе анализа «Программы для начальных классов 1-3 по системе Л.В. Занкова» и статьи И.И. Аргинской «Математика в системе общего развития». В системе В.В. Давыдова существует несколько вариантов учебников математики для н/кл различных авторских коллективов: учебники А.М. Захаровой, Т.И. Фещенко, учебники В.В. Давыдова, С.Ф. Горбова, Г.Г. Микулиной, О.В. Савельевой. Наиболее распространенным явл-ся учебник Э.И. Александровой, он включен в федеральный перечень учебников для н/школы. Программ. Давыдова» и статьи Э.И. Александровой «Особенности нового курса математики в нач/школе». В данной программе развивающее обучение связано с усложнением
арифметического и алгебраического материалов, а также ознакомление с элементами теории множеств и математической логики. В системе «Гармония» авторами учебников по математике являются Н.Б. Истомина, И.Б.Нефедова. разработаны и выпущены учебники и тетради на печатной основе. В учебниках Истоминой основное внимание отводится формированию приемов умственных действий сравнения, обощения, классификации, аналогии и др.методические приемы работы над задачами очень разнообразны и направлены на формирование обобщенных умений решать задачи, на умение рассуждать, логически правильно обосновывать свои решения. В системе «Школа 2000»-«Школа 2100» (научные руководители А.А. Леонтьев и Л.Г. Петерсон) автором учебника является Л.Г. Петерсон. Это курс является частью единого непрерывного курса математики, но в основу положены принципы развивающего обучения, гуманизации и гуманитаризации математического образования. Разработан и выпущен учебно-методический комплект в виде «учебник-тетрадь» для 1-4 кл. В основу данной системы положены личностно-ориентированные, культурно-ориентированные и деятельностно-ориентированные принципы обучения. В образовательной системе «Школа 2100» авторами учебника математики являются Т.Е. Демидова, С.А. Козлова, А.П. Тонких. В основу данной системы заложена реализация технологического подхода, анализ программ, методических рекомендаций и дидактических материалов позволяет сделать вывод, что в данном курсе предусмотрена системная работа по формированию вычислительных умений и навыков. В системе «Начальная школа ХХI» авторами учебника математики являются Н.В. Рудницкая, Т.В. Юдачева. Разработаны и выпущены учебники для нач/шк 1-4 в сопровождении соответствующих тетрадей. Объем изучения нумерации и арифметических действий в них едины, разница только в распределении по годам обучения. Все альтернативные программы содержат значительно больший объем геометрического материала, чем традиционный учебник, при этом значимым отличием является работа с объемными телами и инструментами для построения фигур на плоскости.
16. Сравнительный анализ содержания алгебраического материала начального курса математики по различным УМК (Три программы по выбору студента)
Нужно не в общем размыто, а рассмотреть конкретные УМК, как например я рекомендую вам в вопросе 15 (Перспектива, Гармония, Школа России) и провести анализ АЛГЕБРАИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛА с примерами, хоть скрины из учебника – как в разных программах дается один и тот же материал
Изучение понятия прямоугольника в учебниках математики для начальной школы. В учебниках Л. Г. Петерсон для четырехлетней школы (2006 г) понятие прямоугольник изучается следующим образом:
В первом классе предлагаются задачи:
измерь длины сторон: изображен прямоугольник, на сторонах которого надпись длина и ширина; учащиеся должны сделать вывод о равенстве соответствующих сторон.
начерти в тетради прямоугольник со сторонами 5 см и 3см.
(способ построения не указан)
Во втором классе рассматриваются задачи:
какие геометрические фигуры ты видишь на чертеже. Назови их. Нарисуй в тетради по клеточкам фигуры, равные данным (по каким признакам ребята определяют прямоугольник не ясно); после прохождения темы прямой угол вводится определение прямоугольника, после определяется ширина и длина прямоугольника. В учебниках В. В. Давыдова и др для четырехлетней школы (2005г) понятие прямоугольник рассматривается, начиняя со второго класса и только после введения темы прямой угол. Предлагаются задачи: на листе бумаги построй четырехугольник, у которого все углы прямые. Ты уже знаешь, что такой четырехугольник называется _____.
раскрась красным цветом все прямоугольники …
Задачи, позволяющие сформировать понятие «Прямоугольник в начальной школе» Для формирования геометрических представлений работа должна проводится следующим образом: свойство фигур учащиеся выявляют экспериментально, одновременно усваивают необходимую терминологию и навыки; основное место в обучении должны занимать практические работы учеников, наблюдения и работы с геометрическими объектами. Оперируя разнообразными предметами, моделями геометрических фигур, выполняя большое число наблюдений и опытов, учащиеся подмечают наиболее общие их признаки (не зависящие от материала, цвета, положения, массы и т. п.) Подборка задач, позволяющая сформировать представление о прямоугольнике, выявить существенные признаки прямоугольника.