Файл: 1. Теоретические аспекты проблемы развития мышления в среднем дошкольном возрасте 5.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 254

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Игровые действия. Загадывание, отгадывание, продажа и покупка предметов.

4. Что игрушка рассказывает о себе?

Дидактическая задача. Учить детей умению описывать предмет, выделяя его наиболее характерные признаки; развивать связную речь.

Игровые правила. Вынимать игрушки по одной из коробки; рассказывать все об игрушке, что знаешь и видишь (другие дети дополняют).

Игровые действия. Поиск предмета, одинакового с описанным. Кто первым нашел, тот берет следующую игрушку для описания.

5. Кто скорее соберет?

Дидактическая задача. Учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку и дисциплинированность.

Игровые правила. Собирать овощи и фрукты только в соответствии со значком на корзинке (на одной приклеена картинка «яблоко», на другой — «огурец»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и не ошибется.

Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.

6. Игры с логическими блоками Дьенеша

Дидактическая задача: способствуют развитию логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач: умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам.

Игровые правила:

  1. Перед ребенком выкладывается несколько фигур, которые нужно запомнить, а потом одна из фигур исчезает или заменяется на новую, или две фигуры меняются местами. Ребенок должен заметить изменения.

  2. Все фигурки складываются в мешок. Попросите ребенка на ощупь достать все круглые блоки (все большие или все толстые).

  3. Все фигурки опять же складываются в мешок. Ребенок достает фигурку из мешка и характеризует ее по одному или нескольким признакам. Либо называет форму, размер или толщину, не вынимая из мешка.

  4. Выложите три фигуры. Ребенку нужно догадаться, какая из них лишняя и по какому принципу (по цвету, форме, размеру или толщине).

  5. Найди все фигуры, которые не такие, как эта по цвету (размеру, форме, толщине).

  6. Найди такие же фигурки по цвету, но не такие по форме или такие же по форме, но не такие по цвету.

  7. Продолжи цепочку, чередуя детали по цвету: красная, желтая, красная, желтая (можно чередовать по форме, размеру и толщине).

  8. Выкладываем фигуры друг за другом так, чтобы каждая последующая отличалась от предыдущей всего одним признаком: цветом, формой, размером, толщиной.

  9. Выкладываем цепочку, чтобы рядом не было фигур одинаковых по форме и цвету (по цвету и размеру; по размеру и форме, по толщине и т.д.).

  10. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру, но разные по форме и т.д.

  11. Выкладываем цепочку, чтобы рядом были фигуры одинакового цвета и размера, но разной формы (одинакового размера, но разного цвета).

  12. Каждому блоку нужно найти пару, например, по размеру: большой желтый круг встает в пару с маленьким желтым кругом и т.д.

  13. Выкладываем перед ребенком 8 блоков, и пока он не видит, под одним из них прячем «клад» (монетку, камешек, вырезанную картинку и т.п.). Ребенку надо задавать наводящие вопросы, а отвечать можно только "да" или "нет": «Клад под синим блоком?» - «нет», «Под красным?» - «нет» (ребенок делает вывод, что клад под желтым блоком, и расспрашивает дальше про размер, форму и толщину). Затем клад прячет ребенок, а взрослый задает наводящие вопросы.

  14. По аналогии с предыдущей игрой про клад можно спрятать в коробочку одну из фигур, а ребенок будет задавать наводящие вопросы, чтобы узнать, что за блок лежит в коробочке.

  15. С одной стороны выкладывается 3 блока, с другой 4. Спросите ребенка, где блоков больше и как их уравнять.

  16. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другой формы (цвета, размера).

  17. Предлагаем таблицу из девяти клеток с выставленными в ней фигурами. Ребенку нужно подобрать недостающие блоки.

  18. В игре в домино фигуры делятся между участниками поровну. Каждый игрок поочередно делает свой ход. При отсутствии фигуры ход пропускается. Выигрывает тот, кто первым выложит все фигуры. Ходить можно по-разному: фигурами другого цвета (формы, размера).

  19. Ребенку предлагается выложить блоки по начерченной схеме-картинке, например, нарисован красный большой круг, за ним синий маленький треугольник и т.д.

  20. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: машинка, паровоз, дом, башня.

  21. Взрослый убирает в коробку только прямоугольные блоки, а ребенок все красные, затем взрослый убирает только тонкие фигуры, а ребенок – большие и т.д.

  22. Ребенку надо подбирать блоки по карточкам, где изображены их свойства.
    цвет обозначается пятном


  • величина - силуэт домика (большой, маленький).

  • форма - контур фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный).

  • толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Ребенку показывают карточку с изображенным на нем одним  свойством или несколькими. Например, если ребенку показывается синее  пятно, то нужно отложить все  синие фигуры; синее пятно и  двухэтажный домик – откладываем  все синие и большие фигуры; синее пятно, двухэтажный домик  и силуэт круга – это синие  круги – толстые и тонкие и  т.д.

Затем задания  с карточками постепенно усложняются.
Настольно-печатные игры

7. Парные картинки

Дидактическая задача. Воспитывать у детей наблюдательность; умение находить в предметах, изображенных на картинках, сходство и различие; активизировать словарь детей: похожие, разные, одинаковые.

Игровые правила. Отбирать только одинаковые картинки. Выигрывает тот, кто не ошибется.

Игровые действия. Поиск одинаковых картинок.

8. Собери картинку

Дидактическая задача. Учить детей составлять целую картин¬ку из отдельных частей (10—12 частей); воспитывать интерес к Советской Армии, желание играть в воинов — защитников нашей Родины.

Игровые правила. Кто первым соберет картинку, тот получает соответствующую эмблему воина.

Игровые действия. Соревнование — кто первым соберет целую картинку из частей, назовет воина (летчика, моряка, танкиста).

9. Домино

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о средствах передвижения: автомобили, поезда, самолеты, вертолеты, теплоходы, катера, отмечать их особенности; продолжать воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

Игровые правила. Выигрывает тот, кто первым заканчивает подбор картинок, положит их по правилу: самолет, к самолету, автомобиль к автомобилю, катер к катеру — и ни разу не ошибется; он получает фишку — красный кружок.

Игровые действия. Поиск нужных картинок, соблюдение очередности.

10. Лото

Дидактическая задача. Разрозненные знания детей о транспорте, пионерах, школе, домашних животных, о семье, систематизировать; активизировать речь детей, упражнять в правильном назывании предметов, употреблять обобщающие слова: транспорт, домашние животные, школа, семья, пионеры.



Игровые правила. Правильно отбирать предметы и закрывать ими клетки на больших картах, на которых изображены улица города, пионерский лагерь, семья, школа, домашние животные.

11. Охотник и пастух

Дидактическая задача. Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных; учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные; воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.

Игровые правила. Отбирать и помещать на фланелеграфе только те картинки, которые нужны охотнику или пастуху. Кто раньше отберет все картинки, тот и выигрывает.

Игровые действия. Поиск нужных картинок; соревнование; использование фланелеграфа.

12. Что лишнее?

Дидактическая задача. Учить детей замечать ошибки в использовании предметов; воспитывать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.

Игровые правила. Закрывать картонкой только ту картинку, которая лишняя. Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.

Игровые действия. Находить и закрывать ненужные предметы.

Словесные игры

13. Что сажают на огороде

Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Игровые правила. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровые действия. Кто ошибся, тот платит фант, который потом отыгрывает.

14. Узнай по описанию

Дидактическая задача. Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровые правила. Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Игровые действия. Игровая ситуация — получение подарка с различными предметами, загадывание, отгадывание. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

15. Какой предмет?

Дидактическая задача. Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Игровые правила. К одному слову нужно подобрать много предметов. Кто больше вспомнит слов, тот и выигрывает.

Игровые действия. Группировка предметов; поощрение победителей.

Описание хода игр представлено в приложении 2.




2.3. Анализ результатов и выводы




Для определения роли дидактических игр в развитии мышления детей среднего дошкольного возраста нам необходимо было сравнить уровни развития мышления в констатирующем и контрольном экспериментах. Результаты диагностики представлены в приложении 1. Эффективность занятий с использованием дидактических игр может быть определена с помощью критерия достоверности различий. Если значение критерия будет меньше критического, то различия считаются значимыми, что будет указывать на развивающую роль дидактических игр.

Различия уровней развития мышления в констатирующем и контрольном экспериментах представлены в таблице.

Таблица

Таблица. Различия уровня развития мышления в констатирующем и контрольном экспериментах




Эксперимент

Среднее значение

Уровень достоверности различий (Uэксп)

Наглядно-образное

констатирующий

1,25

36

контрольный

2,55

Способность к обобщению

констатирующий

1,4

30

контрольный

2,7

Наглядно-действенное

констатирующий

2,2

69

контрольный

2,95

Логическое

констатирующий

0,65

39

контрольный

1,95

Динамика наглядно-образного мышления, диагностируемого и помощью методики исключения лишнего, представлена на рисунке 1.


Рисунок 1. Динамика развития наглядно-образного мышления
Согласно таблице и рисунку, средний уровень наглядно-образного мышления у детей до проведения развивающих занятий составлял 1,25 балла из трех максимальных, а после формирующего эксперимента он соответствовал 2,55 балла.

В начале эксперимента никто из детей не смог самостоятельно выделить лишний предмет. 8 детей (40%)