Файл: Предмет, метод и принципы административного права 6 Административное право, как наука 6.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 112

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Содержание




Введение 3

Глава 1. Предмет, метод и принципы административного права 6

1.1. Административное право, как наука 6

1.2.Предмет и метод административного права 10

1.3. Принципы административного права 15

Глава 2. Система и место административного права в правовой системе России 18

2.1. Источники административного права 18

2.2. Система административного права 22

2.3. Место административного права в правовой системе России 26

Заключение 30

Список использованных источников и литературы 32


Введение



Актуальность исследования обусловлена следующим. Административное право в настоящее время определено как самостоятельная отрасль права, представляющая повышенный интерес для исследователей по причине наличия ряда дискуссионных вопросов в отношении предмета и метода.

Изменение современных воззрений относительно объема и статуса прав человека и гражданина, допустимости воздействия на правоотношения со стороны государства, а также ряд иных вопросов становятся причиной дискуссий. Значимые изменения произошли вследствие признания допустимости применения на территории России Конвенции о защите прав человека и основных свобод, вследствие чего обязательную силу стали иметь решения Европейского суда по правам человека, под действием которых изменилась не только правоприменительная практика, но и воззрения на административное право как на науку.

Спорным до настоящего времени остается вопрос об области правового регулирования, о предмете административного права. Как следствие возникает потребность в проведении исследований.

Административное право Российской Федерации является одной из основных отраслей российского права. Еще в советское время административное право занимало довольно значительное место. В своем развитии советское административное право прошло пять периодов:

  • становление советского права (1917—1920 гг.);

  • новая экономическая политика (1921—1930 гг.);

  • закрепление командно-административной системы управления (1931—1940 гг.);

  • Великая Отечественная война (1941—1945 гг.);

  • совершенствование законодательства об административной ответственности (1946—1991 гг.).1


В предмет регулирования административного права включаются общественные отношения, возникающие в области государственного управления. Ведущая роль данной отрасли права в системе российского права предопределена не только потребностью в реализации правоохраны, где широко применяются меры административного принуждения, но и значимостью позитивной регламентации общественных отношений.

Цель настоящей работы состоит в исследовании административного права как отрасли российского права.

Указанная цель может быть достигнута посредством решения следующих задач исследования:

  • изучить предмет административного права;

  • охарактеризовать метод административного права;

  • рассмотреть принципы и функции административного права;

  • осветить источники административного права;

  • изучить систему административного права;

  • охарактеризовать место административного права в правовой системе России.

Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в области предмета регулирования административного права.

Предмет настоящей работы - нормы административного и иного законодательства России, правоприменительная практика, теоретические исследования, посвященные административному праву как отрасли российского права.

Методологическую основу данного исследования составляют общенаучные методы познания объективной действительности. В ходе исследования применялись исторический, системный, функциональный и другие методы научного исследования.

Теоретическую основу исследования составляют труды таких авторов как С.Н. Братановский, А.В. Винницкий, Н. Ю. Давыдова, А.Н. Жеребцов, В.Н. Закопырин, С.М. Зубарев, П.И. Кононов, Э. Г. Липатов, О.Н. Ордина, Д.В.Осинцев, О.В. Соболев, Р.Л. Хачатуров, В.С. Четвериков, и других исследователей.

Нормативной базой исследования являются Конституция Российской Федерации2, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях3 и иные нормативные правовые акты.

Эмпирическую базу настоящей работы составляют судебные акты Конституционного Суда Российской Федерации.

Структуру настоящего исследования составляют введение

, две главы основной части, заключение и список использованных источников.

Глава 1. Предмет, метод и принципы административного права

1.1. Административное право, как наука



Правовые науки, отраслевое деление которых появилось достаточно давно, в целом представляют собой научную доктрину о правовой регламентации тех или иных общественных отношений.

Выделение самостоятельных отраслей права базируется, как отмечают Н.В. Сильченко и С.В. Поленина, на основных принципах развития права. В первую очередь они выделяют принципы преемственности и обновления права, а также «принципы использования национального исторического опыта и опыта развития других правовых систем4.

Безусловно, основополагающие принципы развития права в целом имеют значение для формирования самостоятельных отраслей права. Особенно актуальным представляется принцип обновления права, поскольку современные реалии непосредственно влияют на создание новых норм права, а также предопределяют необходимость выделения отраслей, деления их на подотрасли, что в конечном итоге приводит к конкретизации правового регулирования в целом.

В первую очередь право – это государственная воля общества на данном этапе его развития, которая обусловлена экономическими, социальными, духовными и иными условиями его существования. С этой точки зрения административное право можно определить как государственную волю, реализуемую путем создания ном права и их применения через делегирование соответствующих полномочий властным органам. Право можно рассматривать как совокупность норм, закрепленных в нормативных правовых актах, то есть систему официально признаваемых и действующих в данном государстве юридических норм в их материалистическом понимании.

Соответственно административное право можно рассматривать как отраслевые нормы, регламентирующие определенную группу отношений, в которые вовлекается государство, действуя через уполномоченные органы и должностных лиц. У каждой отрасли есть свой основной институт или совокупность институтов, которые закрепляют общеотраслевые принципы права, а также устанавливает содержание и объем правового регулирования общественных отношений, что составляют объект данной отрасли.


Административное право как наука является составной частью российской правовой науки. Традиционно оно рассматривается как система научных представлений об отрасли права, о предмете регулирования. Теоретические представления об отрасли права – это основа для формирования правовых норм как инструментария регулирования отношений в обществе.

Понятие науки административного права является комплексным. Оно включает не только административное право как самостоятельную отрасль, но и закономерности его становления и развития, а также прогнозы в отношении последующего совершенствования, категориальный аппарат.

Административное право содержит положения об определенных нормах и правилах поведения, но отдельно регламентирует ответственность, возможность воздействия на правонарушителей, что можно определить как специфическую черту, присущую не всем отраслям права, а только тем, где речь идет о публично-правовых отношениях.

Современное административное право базируется на представлении о том, что правоотношения в обществе должны выстраиваться под управлением, которое базируется на нормах права.

Согласно теории А.И. Елистратова, как отмечает А.А. Беженцев, административное право как наука об управлении предполагает построение правоотношений между государством в лице органов и государственных служащих, и гражданами. При этом, основной акцент следует сделать на правах и свободах самого человека как основополагающих в аспекте ограничения правомочий государства с целью исключения возможного произвола5.

Подобный подход сохранился в настоящее время с учетом того, что наше государство определено как правовое, где права и свободы человека являются приоритетными, а государственное управление должно быть ориентировано на создание условий, при которых эти права и свободы будут надлежащим образом обеспечиваться, где будут созданы условия для защиты прав гражданина в случае их неправомерного нарушения со стороны кого бы то ни было.

Соответственно, основная цель современного административного права – это построение такой системы государственного управления, которая бы не только формально основывалась на нормах права, но и фактически была бы ориентирована на соблюдение прав, что возможно только в условиях надлежащим образом проработанности положений законодательства.

Признание приоритетности прав и свобод человека и гражданина – это основное и наиболее значимое отличие современного административного права от административного права советского и имперского периодов. Изменение доктрины административного права повлияло и на изменение положений законодательства, в котором появились нормы о допустимости оспаривания решений, действий и бездействия государственных органов, их должностных лиц. Иными словами, административное право изменилось в аспекте изменения подхода к определению статуса участников административных правоотношений за счет признания, пусть зачастую формального, равенства граждан и государственных органов. При этом в определенной мере равенство является условным, потому что функционирование государства обеспечено признанием допустимости властного принуждения, применения силового воздействия в условиях неподчинения законным требованиям и нарушений закона. За гражданами право на силовое воздействие фактически не признается. Исключение – отдельные случаи самозащиты.