Файл: Предмет, метод и принципы административного права 6 Административное право, как наука 6.doc
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 115
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1.3. Принципы административного права
Принципы административного права – это основные, исходные положения, юридически закрепляющие объективные закономерности, на которых основываются административно-правовые нормы, правоотношения, механизм реализации прав и обязанностей субъектов административного права, в целом осуществление государственного управления.14
Роль принципов состоит в том, что
-
Они определяют предмет, социальную направленность и важнейшие отраслевые особенности административно-правового регулирования; -
Они помогают наиболее точно понимать смысл правовых норм и правильно их толковать и применять; -
Они учитываются при обнаружении пробелов и противоречий в законодательстве.
Принципы административного права закреплены на законодательном уровне и имеют общеобязательный характер. Основополагающее значение имеют те принципы, которые закреплены в Конституции Российской Федерации.
Данными принципами являются следующие:
-
приоритет личности и ее интересов в жизни общества (данный принцип является основополагающим для административно-правового регулирования, т.к. именно в процессе реализации исполнительной власти права и свободы становятся реальными и гарантированными, обеспечивается их защита); -
принцип разделения властей (административно-правовое регулирование осуществляется с учетом данного принципа; он обеспечивает самостоятельность каждой ветви власти, но в то же время их взаимодействие друг с другом.); -
принцип законности (данный принцип означает, что исполнительные органы должны строго соблюдать законодательство Российской Федерации при применении административно-правовых норм); -
принцип гласности (данный принцип означает, что нормативно-правовые акты, затрагивающие права и свободы граждан, должны быть официально опубликованы, иначе они не имеют юридической силы ); -
принцип ответственности (данный принцип предполагает не только реальное наступление административной ответственности за нарушение требований общеобязательных норм, но и дисциплинарную ответственность должностных лиц как за неправомерное применение норм административного права, за недобросовестное исполнение своих обязанностей); -
принцип федерализма (в данном случае здесь роль играет тот факт, что административное и административно-процессуальное законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации ее субъектов);15
Глава 2. Система и место административного права в правовой системе России
2.1. Источники административного права
Под источниками административного права понимаются различные официально-документальные формы законодательного выражения и закрепления норм административного права.
При этом нормы административно-правового характера могут содержаться в нормативных актах иных отраслей права. В частности, многие законы и подзаконные нормативные акты включают в себя одновременно нормы конституционного, гражданского, финансового, трудового, таможенного, административного и иных отраслей права. В России источниками административного права являются нормативные правовые акты, публичные договоры, судебные акты, при этом для них характерна определенная иерархия.
1. Нормативные правовые акты (законы и подзаконные правовые акты).
К ним относится, прежде всего, Конституция РФ и конституции субъектов РФ. К этой категории относятся федеральные конституционные законы, федеральные законы и законы субъектов РФ.
Особое место занимает такой кодифицированный федеральный закон как Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
К подзаконным нормативным правовым актам относятся: постановления палат Федерального Собрания РФ; постановления органов представительной власти субъектов РФ; указы и распоряжения Президента РФ; постановления и распоряжения Правительства РФ; аналогичные акты на уровне субъектов РФ; акты федеральных органов исполнительной власти, государственного управления и аналогичных органов исполнительной власти на уровне субъектов РФ; муниципальные правовые акты.
В качестве источников административно-правовых норм рассматриваются акты высших и центральных органов СССР, если отношения урегулированными ими отношения до настоящего времени не регулируются более современными нормативными актами Российской Федерации при условии, что они не противоречат российскому законодательству.
2. Нормативные публичные договоры, к которым относятся международные договоры и соглашения Российской Федерации, внутригосударственные публичные договоры и соглашения. Международные договоры и соглашения Российской Федерации регламентируют вопросы организации и реализации административно-публичной деятельности в сфере международных отношений. Внутригосударственные публичные договоры и соглашения регулируют вопросы разграничения компетенции и полномочий между органами исполнительной власти, вопросы организации взаимодействия и сотрудничества административных органов в области совместной административно-публичной деятельности.
3. Судебные акты. Следует отметить, что источниками административного права являются акты органов судебной власти, принимаемые в сфере административно-публичной деятельности по результатам рассмотрения дел о соответствии нормативных правовых актов Конституции РФ, конституциям субъектов РФ, федеральным конституционным и федеральным законам. К ним относятся судебные акт Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов.16
Судебные акты правосудия воздействуют на систему административно-правовых норм следующим образом:
1) путем признания противоправными либо не соответствующими Конституции РФ нормы и таким образом прямой либо косвенной их отмены, изменяя их;
2) когда закон предусматривает обязательность какого-либо судебного решения для судов той же либо нижестоящей инстанции.17
Интерес представляет вопрос отнесения к источникам административного права правового обычая. На первый взгляд регулирование правовыми обычаями административно-правовых отношений невозможно в связи с тем, силу того, что административно-правовые отношения характеризуются публично-правовой природой, их осуществление имеет целью удовлетворение государственных и общественных интересов.
По мнению П.И. Кононова, представляется возможным использование в правоприменительной деятельности прямо не предусмотренных административным законодательством, но и не противоречащих ему правил, сформированных в деятельности широкого круга административно-публичных органов. Их можно назвать административно-правовыми обыкновениями (к ним можно отнести, например, практику отмены административно-публичными органами принятых (изданных) ими самими правовых актов). 18
Д.В.Осинцев, О.В. Соболев классифицируют источники административного права следующим образом. Традиционные источники:
-
Нормативный правовой акт. -
Нормативный договор -
Обычай (оформленный высшим органом власти). -
Прецедент. -
Доктрина. -
Догма
Административные источники:
-
Акт общего действия (стандарт) – результат узконаправленной деятельности профессиональных субъектов по установлению критериев пригодности субъекта для реализации публично-значимых функций. -
Режимный акт – результат деятельности однопорядковых либо разнопорядковых субъектов по взаимодействию и (или) сотрудничеству. -
Методика – результат последовательной и пошаговой деятельности по оптимизации работы в пределах отдельной отрасли управления, официальное признание не важно. -
Инцидент – результат нетривиального решения правоприменительной практики, отличающийся от других регламентационных актов. -
Программа – руководящие положения функционирования публичных органов, предусматривающие главные направления определенного периода. -
Административное усмотрение – представления субъекта административной деятельности, применяемые в целях разрешения юридически значимой задачи.19
О.Н. Ордина выделяет основные направления развития отечественной системы административного права:
1) радикальная качественная новеллизиция административного права;
2) интенсификация законотворческой деятельности;
3) налаживание субординационных и координационных связей между имеющимися видами источников административного права — законами, подзаконными актами, нормативными правовыми актами субъектов и подзаконными нормативными правовыми актами муниципальных образований (это позволило упорядочить субординационные связи, лежащие в основании иерархии источников административного права в соответствии с Конституцией РФ);
4) плюрализация источников (форм) права, т.е. увеличение многообразия источников административного права по причине невозможности урегулирования общественных отношений с использованием прежних форм права (включение в систему источников административного права международных актов и международных договоров Российской Федерации, внутригосударственного нормативного договора, актов судебного нормоконтроля);
5) унификация административного законодательства.20
Таким образом, к источникам административного права относятся нормативные акты, нормативные договоры, прецеденты, при этом они могут иметь иную отраслевую принадлежность. При этом дискуссионным является вопрос об отнесении к источникам административного права правового обычая. Как представляется, правовой обычай в качестве источника административного права должен быть санкционирован государством.
2.2. Система административного права
Традиционно система отрасли административного права содержит две составные части — Общую и Особенную, подразделяемые на меньшие подсистемы и административно-правовые институты. Однако по мнению В.С. Четверикова, такое деление практически себя изжило, вместе с тем достойная альтернатива ему до настоящего времени не сформулирована.21
В литературе выделяются такие критерии систематизации системы административного права:
а) статусно-субъектный критерий систематики отрасли - объединение административно-правовых норм, в рамках которого образуется специальный административно-правовой статус лица и механизм его реализации;
б) инструментальный критерий - совокупность специфических правовых средств (административно-правовых норм), посредством которых достигается реализация задач и функций исполнительной власти;