Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (Теоретические основы управления коммерческими рисками).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 460

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. создание резервных фондов – формируется фонд целевого назначения, средства которого используются в случаях неблагоприятного развития ситуации;
  2. локализация риска – создание для целей реализации рискованных проектов обособленных юридических лиц и подразделений, таким образом, чтобы в случаях потери ущербы не отразились на всей организации;
  3. лимитирование – создание системы ограничений на финансовые ресурсы, вовлеченные в рискованные ситуации, на допустимый уровень потерь. Ограничение свободы принятия решений ЛПР, одновременно снимая с него часть ответственности за результат и не позволяя рисковать более установленных границ.

Следующий способ защиты от рисков – страхование. Потенциальный страховой интерес предпринимателей связан с получением покрытия по максимально возможному количеству рисков. Однако страховщик при решении вопроса о принятии ответственности должен исходить из вероятностного характера наступления страхового случая, не зависящего от воли страхователя. Внутренние риски далеко не всегда отвечают этому требованию. Следовательно, при осуществлении предпринимательской деятельности страхованию могут подлежать в первую очередь внешние риски [21, с. 25].

Под страхованием предпринимательских рисков понимается страхование бизнесменом рисков своих убытков и неполучения ожидаемых доходов от застрахованной предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам [16, с. 78].

Страхование предпринимательских рисков представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по выплате страхового возмещения при наступлении страховых случаев, воздействующих на материальные, финансовые ресурсы, результаты предпринимательской деятельности и причиняющих потери дохода, дополнительные расходы и убытки [15, с. 26].

Убытки, как правило, оцениваются на момент их возникновения – с наступлением страхового случая. Договором устанавливается лимит страховой ответственности. Страховое возмещение производится только за те страховые случаи, риски, наступления которых четко определены в договоре.

Одним из специальных видов страхования предпринимательского риска является перестрахование.

Перестрахование – деятельность по защите одним страховщиком имущественных интересов другого страховщика, связанных с принятием последним обязательств по страховой выплате. Оно обеспечивает защиту от крупных или катастрофических рисков [15, с. 27].


Страхование обычно рассматривается как основной способ управления рисками опасностей с малой вероятностью, которые при этом могут оказать значительное влияние на деятельность всей организации [16, с. 79].

Таким образом, можно обобщить, что риск-менеджмент представляет собой часть финансового менеджмента и является системой управления рисками и финансовыми отношениями, возникающими в процессе этого управления. Существует несколько концепций управления рисками (статическая и динамическая), а также способов их уменьшения (диверсификация и распределение риска между участниками предпринимательской деятельности, компенсации и ограничение, страхование) при этом выбор конкретных путей минимизации риска зависит от опыта лица, принимающего решение, и возможностей предприятия. Однако для достижения более эффективного результата, как правило, необходимо использовать не один, а совокупность способов минимизации рисков на всех стадиях осуществления предпринимательского проекта.

2. Коммерческие риски, рассмотренные на примере ГК «Деловые Линии»

2.1 Характеристика предприятия ГК «Деловые Линии»

Группа компаний «Деловые Линии» является одной из крупнейших транспортно-логистических компаний России. «Деловые Линии» предоставляют услуги по доставке сборного груза автомобильным и воздушным транспортом, перевозке грузов еврофурами и малотоннажными автомобилями, контейнерным перевозкам, а также услуги по номенклатурному ответственному хранению. При необходимости клиентам предлагается мультимодальная транспортировка грузов.

Благодаря обширной сети подразделений и собственному современному автопарку «Деловые Линии» обеспечивают оперативную и надежную перевозку грузов по всей России, а также в Армению, Беларусь, Казахстан и Киргизию. Согласно исследованиям InfraNews, на группу компаний «Деловые Линии» приходится 26,1% рынка грузоперевозок, что обеспечивает ей значительный отрыв от конкурентов.

«Деловые Линии» на протяжении многих лет остаются крупнейшим оператором на рынке грузоперевозок. Лидерство обеспечивается не только значительным собственным автопарком, но и разветвленной сетью агентств. По сути, на данный момент группа компаний конкурирует только с DHL, причем в лишь отдельных сегментах. На сегодня у группы компаний крупнейший автопарк среди перевозчиков: порядка 3500 автомобилей, из них 1500 МКТ и более 1900 большегрузов. Средний возраст машин — до пяти лет. Под загрузку до 10 тонн оператор предоставляет малотоннажный транспорт с различными типами кузовов, а до 20 тонн — еврофуры (тентованные, изотермические и рефрижераторные полуприцепы).


Также компания лидирует по общему количеству складских помещений, которые находятся в ее управлении — 575 000 квадратных метров (по данным Knight Frank, 2017 г.).

На данный момент — это отлаженная система с высокими стандартами качества, которая предоставляет своим клиентам весь спектр транспортных и логистических услуг. Все услуги компании можно разделить на три большие группы: доставку сборных грузов, индивидуальные перевозки и складские услуги.

При сборных перевозках грузы собираются у разных клиентов, а затем перевозятся в одном транспорте, что позволяет доставить заказы максимально быстро и экономно. Этот способ перевозки идеален для доставки документов или небольших грузов.

Виды услуг:

  1. Межтерминальная перевозка. Автомобильная транспортировка грузов до 20 тонн между терминалами компании в разных городах России.
  2. Экспресс-перевозка. Ускоренная перевозка автотранспортом, когда дата и время прибытия на терминал известны заранее.
  3. Авиаперевозка. Ускоренная доставка авиатранспортом на большие расстояния по России, а также Армении, Беларуси, Казахстану и Киргизии.
  4. Доставка малогабаритного груза. Транспортировка грузов весом не более 10 килограмм, размером не более 0,54*0,39*0.39 м и объемом не более 0,1 м3. В рамках услуги предоставляется бесплатная упаковка в коробку.
  5. Доставка документов. Отправка бумаг с передачей получателю или возврат отправителю документов, которые заверены получателем.
  6. Доставка в гипермаркеты. Поставки грузов от поставщиков в гипермаркеты и сетевые магазины, в определенный срок и место.
  7. Доставка от адреса до адреса. От адреса отправителя до адреса получателя или до терминалов.
  8. Доставка грузов из Китая и стран Юго-Восточной Азии. Доставка грузов для предпринимателей и юридических лиц, а также услуги по таможенному оформлению.
  9. Международная перевозка в страны ЕАЭС. Автомобильные перевозки в Казахстан, Киргизию, Беларусь и Армению, либо из этих стран в Россию.

Дополнительно предлагаются услуги профессиональной упаковки с выбором упаковочного материала, а также услуга страхования грузов и срока доставки.

Индивидуальные грузоперевозки применяются для перевозки дорогостоящих и редких грузов, либо больших партий товаров. Автомобили перевозят груз напрямую от адреса до адреса — без заезда в терминалы, при этом в машине находится только груз заказчика.

Варианты:

  1. Междугородняя перевозка еврофурой. Груз перевозится от адреса до адреса в одной еврофуре.
  2. Городская и пригородная перевозка еврофурой. Почасовая аренда автомобилей для перевозки по городу.
  3. Контейнерные перевозки. Контейнеры — съемные транспортные приспособления, которые могут использоваться для мультимодальных перевозок.
  4. Прямая машина. Услуга перевозки от адреса до адреса автомобилями от 1,5 до 10 тонн. Предоставляется по всей России и в Казахстане.
  5. Почасовая аренда автотранспорта. Предоставление необходимого транспортного средства на определенное количество часов для перевозки груза по городу или области.

Компания предлагает полный комплекс услуг по хранению и складской обработке товаров:

  1. Номенклатурное ответственное хранение. Сюда входят погрузка-разгрузка, приемка товара, учет по артикулам, адресное хранение и сортировка товара, паллетирование, маркировка и комплектация заказов, оформление документации и другие складские операции.
  2. Безноменклатурное ответственное хранение. Это комплекс складских услуг по хранению груза на складе. Доступны: гибкие сроки хранения, в том числе малые, хранение партии любого объема, приемка товара, погрузочно-разгрузочные работы.
  3. Кросс-докинг. Грузы и товары принимаются напрямую, без размещения в зоне долговременного хранения. В рамках услуги предоставляется перегрузка из одной машины в другую, консолидация груза или распределение по нескольким автомобилям.

Для повышения эффективности работы и снижения издержек разрабатываются собственные логистические схемы. А для перевозки крупногабаритных грузов и грузов, которые требуют особых условий перевозки могут применяться индивидуальные решения [19, с. 108].

Руководитель компании — генеральный директор Фарид Мадани. По версии издания «Деловой Петербург», в 2017 году он был признан лучшим руководителем в логистической сфере. Центральный офис компании расположен в Санкт-Петербурге, а всего по стране работает 240 подразделений в 180 городах. Миссия компании обозначена девизом: «Мы делаем сложное простым», а заявленная цель — стать лидером логистической отрасли.

Компания была основана в 2001 году тремя партнерами, в числе которых — Александр Богатиков. Изначально грузоперевозки осуществлялись только по Северо-Западному региону, однако успешная работа позволила компании вырасти и развиться до крупнейшей сети с представительствами в 90% населенных пунктах России.

Главные достижения ГК «Деловые Линии»:

  1. Показатель сохранности груза — 99,6%.
  2. Показатель исполнения сроков доставки – 99%.
  3. Первое место в рейтинге логистических компаний по версии РБК.
  4. Компания дважды становилась лауреатом ежегодной Национальной премии «Грузовики и дороги» в 2017 и 2018 году.
  5. Лучшая компания для специалистов логистической отрасли по версии независимого рейтинга «Индекс лидерства».
  6. Дважды признана лучшим работодателем года в логистике согласно рейтингу Rabota.ru и «Привлекательным работодателем» по результатам исследования SuperJob.

Итак, В период своей работы группа компаний «Деловые Линии» получила много наград и премий. Она смогла добиться высоких показателей благодаря упорному труду всех сотрудников и внедрению Политики качества, которая действует во всех подразделениях. С 2016 года компания подтвердила качество своей работы и на международном уровне — об этом говорит сертификат соответствия системе менеджмента стандарта качества ISO 9001, который признан более чем в 150 странах мира.


2.3 Основные коммерческие риски предприятия ГК «Деловые Линии»

Научно-технический прогресс и глобализация товарных рынков привели к усложнению цепей поставок сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, а также развитию сетевых структур в логистических системах [4, с. 91]. В подобных условиях необходим поиск эффективных логистических решений, которые способны учесть сложное построение цепей поставок, географическую разобщенность партнеров, многомерность материальных, информационных и финансовых потоков.

Логистическая система в ГК «Деловые Линии» включает в себя множество разнородных элементов, функционирование которых находится под влиянием различных факторов и сопряжено с определенными рисками. Одним из принципов логистики является надежность в выполнении обязательств перед партнерами при выполнении логистических операций на предприятии.

При этом эффективность деятельности предприятия в со­временных условиях зависит не только от результативности внутренних функций и операций, но и от вклада всех участни­ков в цепи поставок [19, с. 81]. ГК «Деловые Линии» является частью цепи поставок для взаимовыгодного партнерства и сотрудни­чества. Поэтому важнейшей задачей логистического менедж­мента для данной группы компания является управление рисками на каждом этапе цепи поставок.

Риск возникает при видах деятель­ности, связанных с движением материальных потоков и управлением запасами в производственной сфере, торговле, транспортировке грузов на разных этапах товародвижении [13, с. 39]. Риск в ГК «Деловые Линии» всегда привязан к логистиче­ским операциям при осуществлении функций логистики.

При эффективном управлении логисти­ческими рисками товар доставляется потребителям с сохранени­ем качества, в правильной комплектации, без непредвиденных затрат времени и финансов.

Транспортировка грузов — довольно длительный период, когда продаваемый товар уже выпал из поля зрения продавца, но еще не попал в поле зрения покупателя [13, с. 40]. Согласно статисти­ке, для ГК «Деловые Линии» наибольший ущерб в процессе транспортировки приходит­ся на кражи и потерю груза, в то же время ущерб от поврежде­ния груза в пути в несколько раз меньше. Следовательно, необходимо оценить риск, постараться его предвидеть и сни­зить до минимума возможные отрицательные последствия.