Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (Теоретические основы управления коммерческими рисками).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 499

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Можно выделить следующие основные характеристики риска ГК «Деловые Линии»: случайный характер событий; наличие альтернативных решений; известны или поддаются определению вероятности исходов и ожидаемые результаты; вероятность возникновения убытков.

При организации транспортировки грузов в международ­ном сообщении существует три основные группы внешних воздействий, носящие, как правило, случайный ха­рактер: механические; климатические и биологические [12 с. 148].

К механическим воздействиям в процессе транспортировки относят удары, толчки, вибрации, статические нагрузки, тре­ние. Риск от климатических явлений, к примеру, гололедица и грязь при доставке автомобильным транспортом. Биологиче­ские воздействия наиболее характерны для пищевых продук­тов, но бывают случаи порчи грызунами пластмассовой изоля­ции проводов.

Риск является объективным явлением в любой сфере чело­веческой деятельности и проявляется как множество отдель­ных обособленных рисков. Для оценки рисков, связанных с возможными ситуациями их проявления, в которых грузовла­делец может понести ущерб, важно установить причины рис­ков и их последствия [10, с. 18].

При заключении торговых сделок в ГК «Деловые Линии» возникает целый ряд рисков, связанных с пространственной отдаленностью между покупателями и продавцами. В экономике различают следую­щие виды рисков: предпринимательский, кредитный, финан­совый и инвестиционный [2, с. 31].

Для ГК «Деловые Линии» в большей степени прису­щи предпринимательские риски, которые связаны с хозяй­ственной деятельностью предприятия и конечным финансо­вым результатом. Это угроза того, что предприниматель понесет потери в виде дополнительных расходов или получит доходы ниже тех, на которые он рассчитывал.

В своей работе ГК «Деловые Линии» может столкнуться со следующими рисками:

  1. Коммерческие риски - нарушение сроков поставки грузов, невыполнение финансовых обязательств одной из сторон логистической цепочки и так далее. Следует отметить, что нарушение сроков может быть вызвано как объективными факторами (забастовки, неблагоприятные погодные условия, начало военных действий), так и неспособностью подрядчика выполнять взятые на себя обязательства (отсутствие оборотных средств). С высокой вероятностью можно сказать, что невыполнение финансовых обязательств одной из сторон приведет к простою груза. Как следствие, расходы, связанные с обслуживанием данного простоя, приведут к значительному повышению стоимости транспортировки;
  2. Хозяйственно-правовыми – гражданской ответственностью, которая возникает вследствие нанесения ущерба физическим или юридическим лицам в процессе логистических действий, в том числе и третьей стороне. В данной категории рисков следует учитывать халатность самих грузовладельцев, которые игнорируют требования подготовки грузов к перевозке вследствие желания ускорить или удешевить его транспортировку;
  3. Рисками, связанными с низкой квалификацией контрагентов, задействованных в логистической цепочке, которые могут привести к утрате документов или их задержке, проявляться в халатном отношении к выполнению своих обязанностей и взятых на себя обязательств и так далее. Следует понимать, что практически любой коммерческий груз, как правило, является неотъемлемой частью определенного заранее запланированного хозяйственного процесса. Соответственно, сбой в одном из звеньев цепочки приведет к тому, что нарушится работа всей системы. Низкая квалификация исполнителей в логистической цепочке или их халатное отношение к работе неизбежно приведут к таким сбоям. В связи с этим следует тщательно выбирать подрядчиков;
  4. Рисками хищений, кражи или преднамеренной порчи перевозимого груза, учитывая угон транспортного средства. В данном случае, ответственность большей частью лежит на исполнителе, который обязан принять элементарные меры безопасности при перевозке или терминальной обработке. Однако со своей стороны грузоотправитель также должен следовать здравому смыслу;
  5. Техническими рисками, связанными с эксплуатацией транспорта и технических средств, в большинстве случаев приводят к срыву сроков поставки и увеличению вероятности других рисков. Неисправность транспортных средства влечет за собой простои, нарушение сроков доставки груза, порчу груза и, как следствие, нарушение договоренностей;
  6. Экологическими рисками – нанесением ущерба окружающей среде в результате нарушений правил транспортировки, неисправности тары или аварии при перевозке опасных грузов. Нарушение требований к упаковке опасных грузов или неправильное согласование при перевозке негабаритных грузов могут привести к тяжелым экологическим последствиям;
  7. Форс-мажорными рисками, которые характеризуются полной непредсказуемостью (утрата имущества/груза вследствие стихийного бедствия или неблагоприятных условий транспортировки). В большинстве случаев, из-за непредсказуемости рисков данной группы, подрядчик снимает с себя ответственность за них. Необходимо учитывать данный факт и соответствующим образом страховать груз [21, с. 277].

Также следует учитывать, что при транспортировке грузов возможно возникновение комплексных рисков, которые условно можно разделить на связанные и несвязанные. Например, при осуществлении мультимодальных перевозок существует вероятность возникновения на разных этапах рисков, которые никаким образом не связаны друг с другом. В другом случае, возникновение одного риска влечет за собой появление другого. В качестве примера можно рассмотреть ситуацию, при которой низкая квалификация подрядчика может привести к появлению коммерческого риска (нарушению условий поставки).

Отдельно следует выделить транспортный риск, то есть опас­ность потери или порчи товаров в процессе транспортировки. Следует различать транспортный риск во внутренней и меж­дународной торговле, так как в последней условия доставки груза значительно усложняются.

Транспортный риск является частью коммерческого риска для предприятий продавцов, покупателей, пере­возчиков и коммерческих посредников. В локальных транс­портных системах возникают специфические риски, как для грузоотправителей, так и для грузополучателей [11, с. 100].

Итак, можно подвести итог, что риск в деятельности ГК «Деловые Линии» неизбежен, поэтому компания должна выработать политику в области риска. К основным рискам, выявленным в ГК «Деловые Линии» при осуществлении ее коммерческой деятельности относятся: риск невыполнения договорных обязательств; транспортный риск; риск форс-мажорных обстоятельств; риск, связанный с прием­кой услуги; риск, связанный с реализацией услуги на рынке.

2.4 Разработка способов управления и уменьшения коммерческих рисков ГК «Деловые Линии»

Управление риском вполне оправданно считается лучшим способом защиты компании от потерь доходов и прибыли. Принципы управления рисками в логистике основываются на общих подходах к процедурам реагирования и регулирования вероятности проявления угроз [12, с. 68]. Для ГК «Деловые Линии» можно выделить несколько направлений в управлении рисками: политика избегания риска, политика принятия риска, политика снижения степени риска.


Политика избегания риска предполагает полное исключе­ние конкретного вида деятельности, вызывающего потерю. К примеру, отказ группой компаний от организации доставки грузов на определен­ных направлениях. Эта политика наиболее проста, но не всегда эффективна, так как существует вероятность отказа от при­быльных операций в условиях отсутствия достоверной инфор­мации.

Политика принятия риска означает покрытие потерь клиента за счёт собственных средств ГК «Деловые Линии» и уместна при стабиль­ном финансовом состоянии предприятия.

Политика снижения риска предполагает уменьшение ве­роятности и объёма потерь. К методам предупреждения и сни­жения уровня риска при транспортировке относят страхование и диверсификацию.

Страхование позволит ГК «Деловые Линии» компенсировать последствия от­рицательных событий. Заключается в передаче ответственно­сти за результаты негативных последствий проведения опера­ции страховой компании за определённое вознаграждение.

Диверсификация предполагает организационные измене­ния в группе копаний, при которых распределяются риски и снижается их концентрация. Актуальным направлением ди­версификации для транспортной компании является сочета­ние перевозок с сопутствующими услугами, которые оказыва­ются клиентам (складирование, перевалка груза, комиссионирование, таможенная очистка), для чего ГК «Деловые Линии» необходимо развить соответствующую инфраструктуру.

Диверсификация может реализовываться также путем со­здания дочерних предприятий или филиалов. Кроме того, пе­ревозки могут осуществляться в одном географическом районе или в разных географических регионах, на различных фрахто­вых рынках или по разным маршрутам.

Латеральная диверсификация наблюдается при слабой свя­зи между основной сферой деятельности предприятия и ново­введениями. К примеру, предприятие начинает исполнять логистические операции или функции в рамках логистическо­го инсорсинга. В качестве наиболее важного мотива использо­вания этого вида диверсификации является стремление закрепиться в растущей отрасли.

Горизонтальная или концентрическая диверсификация представляет собой расширение деятельности группы компаний в отношении традиционных для нее потребителей с использо­ванием имеющихся логистических каналов.

При вертикальной диверсификации группа копаний осу­ществляет расширение деятельности по восходящим или нис­ходящим потокам на предыдущие или последующие стадии логистической цепи [19, с. 54].


Для эффективной работы ГК «Деловые Линии» необходимо создать систему управления рисками, которая включает в себя четыре этапа:

  1. Анализ основных видов риска, входящих в комплекс рисков группы компаний, определение силы их влияния на дея­тельность ГК, выявление наиболее значимых видов.
  2. Определение уровня рисков и возможной величины потерь для того, чтобы определить устойчивость к рискам основных показателей деятельности группы компаний и целесообраз­ность управленческих воздействий.
  3. Определение эффективных методов управления рисками с целью обеспечения контроля над ситуацией риска и при необходимости выявление источников возмещения воз­можных потерь.
  4. Определение эффективности управленческих воз­действий. Оценка эффективности страхования или других ме­тодов снижения риска.

Любое снижение риска имеет свою цену. Это так называе­мая плата за снижение риска. При страховании платой за сни­жение риска является величина страховых взносов. Следова­тельно, выбирая способ снижения риска, необходимо учитывать его стоимость и целесообразность. Умение управлять потенциальными рисками является настолько же важным, как и умение обеспечивать сам процесс транспортировки груза из точки А в точку Б. При этом, снижение рисков до приемлемого уровня позволяет существенно снизить затраты на транспортировку, избегая непредвиденных простоев и штрафных санкций за невыполнение условий поставки [22, с. 28].

Так же можно выделить специфичные способы снижения риска, характерные именно для логистической компании:

  1. Попытаться взглянуть на логистические процессы глазами рядового сотрудника. Не всегда люди, работающие на нижних уровнях, способны выполнять те распоряжения, которые поступают от руководства. То же касается отношений между заказчиком и подрядчиком;
  2. Внимательно подбирать тару и упаковку (обычно порчи грузов происходит именно из-за ошибки в этом деле);
  3. Определять оптимальные маршруты и графики перевозок в зависимости от характера груза, расстояния и так далее;
  4. Правильно подбирать транспортные средства (в соответствии с характеристиками груза, в том числе требованиями к температурным режимам);
  5. Определить способы контроля за перемещением груза в пути. Это позволит подготовиться к принятию товара и отслеживать его в режиме реального времени, что в свою очередь поможет избежать потерь и недостач;
  6. Обеспечить целесообразным сохранением груза. В этом поможет применение фирменной упаковки, раскрытие которой укажет на нарушение целостности груза;
  7. Обеспечить пломбирования не только кузова грузовика, но и отдельных ее отсеков (существуют пломбы, которые указывают на нарушение температурного режима или расположения груза в пространстве - при наклоне до определенного градуса пломба оказывается поврежденной) [11, с. 48].

Помимо этого, в группе компаний «Деловые Линии» существуют уже разработанные и введенные способы уменьшения рисков. Компания смогла добиться высоких показателей благодаря упорному труду всех сотрудников и внедрению Политики качества, которая действует во всех подразделениях.

У ГК «Деловые Линии» своя система логистических ценностей:

  1. Сохранность, которая обеспечивается тщательным подбором упаковки и бережным обращением с грузом.
  2. Точные сроки, которые гарантируются за счет подбора оптимальных логистических схем, высокой степени автоматизации процессов и эффективному использованию автопарка.
  3. Высокий сервис, который обеспечивается компетентностью сотрудников, круглосуточной поддержкой контакт-центра и различными каналами самообслуживания клиентов.

Еще один из ключевых моментов — автопарк компании, в котором работают только автомобили не старше трех лет. Для сотрудников ГК «Деловые Линии» действуют 3 ключевых принципа качества:

  1. В любой ситуации доброжелательно относиться к клиентам и делать все возможное, чтобы сотрудничество с компанией было комфортным.
  2. Постоянно работать над совершенствованием процессов в рамках своей ответственности.
  3. Всегда ориентироваться на соответствие внутренним стандартам качества.

Управление качеством осуществляется через последовательное повторение этапов:

  1. Планирование задач и целей для улучшения качества.
  2. Организация внутренних процессов по стандартам компании.
  3. Контроль достижения целей.
  4. Улучшение существующих процессов [12, с. 200].

Итак, можно подвести итог, что в целом обеспечение безопасности от коммерческих рисков в ГК «Деловые Линии» напрямую зависит от уровня профессионализма сотрудников, занимающихся логистическими процессами, их способности к анализу и правильной организации работы на всех этапах. Однако избежать рисков полностью невозможно – их можно только уменьшить до приемлемого уровня. А достичь этого удастся, если сначала настроить работу логистической цепи должным образом, применяя несколько стандартных профилактических мероприятий, рассмотренных нами выше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Риск представляет собой объективное свойство хозяйственной ситуации, возникающее по причине вероятностного характера экономической системы и наличия неопределенности. Одним из основных видов предпринимательских рисков является коммерческий риск. Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Риск реализуется исключительно через субъект, принимающий на себя этот риск, выбирающий действие в ситуации из набора альтернатив и несущий ответственность за последствия реализации ситуаций, связанных с риском.