Файл: Коммерческие риски и способы их уменьшения (Теоретические основы управления коммерческими рисками).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 504
Скачиваний: 4
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы управления коммерческими рисками
1.1 Понятие, характеристика и опасности рисков
1.2 Методы идентификации и оценки рисков
1.3 Способы уменьшения и концепции управления рисками
2. Коммерческие риски, рассмотренные на примере ГК «Деловые Линии»
2.1 Характеристика предприятия ГК «Деловые Линии»
2.3 Основные коммерческие риски предприятия ГК «Деловые Линии»
2.4 Разработка способов управления и уменьшения коммерческих рисков ГК «Деловые Линии»
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательская деятельность в сфере коммерции неизбежно сопряжена с риском. Любые решения в своей деятельности предпринимателю приходится принимать в условиях неопределенности, когда надо из нескольких возможных вариантов выбрать один наиболее оптимальный. Риск - это один из неизбежных, но достаточно важных элементов любой коммерческой деятельности, которая осуществляется под влиянием многих факторов и ориентируется на достижение положительных результатов и требует для достижения этих результатов принятия определенных решений.
Риск присущ любой сфере человеческой деятельности, что связано с множеством условий и факторов, приводящих к положительному или отрицательному исходу принимаемых индивидуумами решений. Исторический опыт показывает, что риск недостаточного получения намеченных результатов особенно стал проявляться в условиях всеобщности товарно-денежных отношений, конкуренции участников хозяйственного оборота. Поэтому с возникновением и развитием капиталистических отношений появляются различные теории риска, а классики экономической теории особое внимание уделяют исследованию проблем риска в предпринимательской деятельности.
Риски оказывают серьезное влияние на многие аспекты деятельности любого предприятия. Наиболее значимое их влияние проявляется в двух направлениях: во-первых, уровень принимаемого риска оказывает определенное воздействие на формирование доходности финансовых операций предприятия – эти два показателя находятся в тесной взаимосвязи. Во-вторых, риски являются основной формой генерирования прямой угрозы банкротства предприятия, так как финансовые потери, связанные с этим риском, являются наиболее ощутимыми. Поэтому практически все финансовые решения, направленные на формирование прибыли предприятия, повышение его рыночной стоимости и обеспечение финансовой безопасности, требуют от руководителя владения технологией выработки, принятия и реализации рисковых решений.
Актуальность работы обуславливается тем, что знания рискового менеджмента является важнейшим условием успешной деятельности каждого специалиста занятого в любой современной организации. Актуальность данной темы обусловлена так же и внешними факторами, такими как усиление глобализации рыночных процессов и вследствие этого довольно жестким ростом конкуренции, индивидуализацией потребительских качеств товаров, вовлечением все большего числа мелких и средних предпринимателей, увеличением количества видов рисков и тяжести их последствий.
Целью данной работы является изучение коммерческих рисков а так же формирование способов их уменьшения в исследуемой организации.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся следующие задачи:
- изучить теоретические основы управления коммерческими рисками;
- рассмотреть коммерческие риски на примере организации ГК «Деловые Линии» и разработать способы их уменьшения
Предметом исследования являются коммерческие риски предприятия.
Объектом исследования в работе является организация ГК «Деловые Линии».
Теоретической и методологической базой курсовой работы является учебная литература отечественных авторов.
1. Теоретические основы управления коммерческими рисками
1.1 Понятие, характеристика и опасности рисков
Риск обычно ассоциируется с некоторыми угрозами или опасностями. То есть однозначно воспринимается как нечто негативное. В коммерческой деятельности риск является обязательным условием получения дополнительной прибыли и неотъемлемой частью хозяйствования. Под термином «коммерческий риск» подразумевают риск, который связан с хозяйственной деятельностью предприятия и с ее конечного финансового результата. Поскольку коммерческий риск напрямую связан с экономическими и финансовыми результатами, его можно отнести к категории финансовых рисков [20, с. 521].
Финансовый риск предприятия представляет собой результат выбора его собственниками или менеджерами альтернативного финансового решения, направленного на достижение желаемого целевого результата финансовой деятельности при вероятности понести экономический ущерб в силу неопределенности условий его реализации [7, с. 6].
Риск возникает в случаях, когда существует несколько альтернативных вариантов событий и нужно выбрать одно из нескольких возможных решений. То есть риск всегда сознателен. Особенностью риска является наличие рискующего, то есть индивида, осуществляющего выбор в рискованной ситуации и несущего последствия своего выбора. Это лицо называют лицом, принимающим решение.
Риск отражает неопределенность исхода каждой конкретной хозяйственной операции и возможные неблагоприятные последствия в случае неуспеха [2, с. 31].
В общем случае, риск можно определить как свойство хозяйственной ситуации, в которой требуется принятие решения и основной характеристикой которого является объективность риска, то есть существование реального риска, вне зависимости от желания и субъективной оценки ситуации лицом, принимающим решение. При этом риску свойственна и субъективность, так как реализация риска возможна только при наличии лица, принимающего решение [7, с. 8].
Так же риск характеризуется наличием неопределенности относительно исхода хозяйственной операции, параметров рынка и так далее. Это является условием существования риска, поскольку при полной определенности риск отсутствует. Как минимум, один из возможных исходов должен быть для лица принимающего решение неблагоприятным или менее предпочтительным [1, с. 21].
Таким образом, основными причинами неопределенности и, следовательно, источниками риска являются [5, с. 7]:
- Спонтанность природных процессов и явлений, стихийные бедствия. Проявления стихийных сил природы, таких как землетрясения, наводнения, бури, ураганы, а также отдельные неприятные природные явления – мороз, гололед, град, засуха и т.д. могут оказать серьезное отрицательное влияние на результаты предпринимательской деятельности, стать источником непредвиденных затрат.
- Случайность. Вероятностная случайность многих социально-экономических и технологических процессов, разнообразие вариантов материальных отношений, в которые вступают субъекты предпринимательской деятельности, приводят к тому, что в схожих условиях одно и то же событие происходит неодинаково, т.е. имеет место элемент случайности. Это означает невозможность однозначного предвидения наступления предполагаемого результата.
- Наличие противоборствующих тенденций, столкновение противоречивых интересов. Проявление этого источника риска весьма многообразно: от войн и межнациональных конфликтов, до конкуренции и простого несовпадения интересов.
- На процесс воспроизводства неопределенности и риска оказывает воздействие вероятностный характер научно-технического прогресса. Общее направление развития науки и техники на ближайший период может быть предсказано достаточно точно. Однако заранее максимально полно определить конкретные последствия тех или иных научных открытий, технических изобретений практически не предоставляется возможным. Технический прогресс невозможно осуществить без риска, что обуславливается его вероятностной природой, так как затраты и особенно результаты растянуты и отдалены во времени, они могут быть предвидены лишь в некоторых широких пределах.
- Существование неопределенности связано также с отсутствием полноты, недостаточной информацией об объекте, процессе, явлении, по отношению к которому принимается решение, с тем, что человек может быть ограничен в сборе и переработке информации, с постоянной изменчивостью данной информации [5, с. 8].
Любой экономический риск характеризуется наличием у лица, принимающего решение выбора, то есть сознательное принятие им риска. Выбор в ситуации, связанной с риском, как правило, основан на сопоставлении характеристик риска и некоторых выгод, которые появляются от принятия на себя этого риска [16, с. 65].
При любых видах ситуации риска или неопределенности существует, по меньшей мере, две альтернативы этого выбора – принять на себя финансовый риск или отказаться от него. В реальной практике таких альтернатив гораздо больше и в зависимости от конкретного содержания условий риска или неопределенности эти альтернативы характеризуются различной степенью сложности и методами выбора. В одних случаях выбор альтернативы действий осуществляется на основе прошлого опыта, в других – на моделировании ситуаций развития событий в будущем, в третьих – просто на интуиции лица принимающего решение [7, с. 7].
В зависимости от тяжести ожидаемых потерь выделяют допустимый и критический риск. Допустимый риск возникает при угрозе потери части прибыли от предпринимательской деятельности, при критическом существует угроза потери части или всего вложенного капитала [22, с. 44].
Риск возникает в случаях, когда вероятный характер ситуации обусловлен действием опасностей и угроз, то есть некоторых объективных обстоятельств, по причине которых существует возможность неблагоприятного развития экономической ситуации. Часто термин «риск» употребляется для обозначения как события, которое является причиной убытков, так и факторов, которые могут повлиять на величину потерь. Опасность является первопричиной, от которой впоследствии могут появиться убытки. Так же существуют влияющие факторы – факторы, которые могут повлиять на результат, могут уменьшить или увеличить воздействие опасности на объект. В узком смысле, управление риском сводится к максимизации прибыли при минимизации уровня риска [20, с. 26].
Одним из основных видов предпринимательских рисков является коммерческий риск. Коммерческий риск - это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Так же коммерческий риск включает:
- Риск, связанный с транспортировкой:
- Риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
- Риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
- Риск форс-мажорных обстоятельств [5, с. 11].
Таким образом, можно подвести итог, что риск представляет собой объективное свойство хозяйственной ситуации, возникающее по причине вероятностного характера экономической системы и наличия неопределенности. Но при этом риск реализуется исключительно через субъект, принимающий на себя этот риск, выбирающий действие в ситуации из набора альтернатив и несущий ответственность за последствия реализации ситуаций, связанных с риском.
1.2 Методы идентификации и оценки рисков
Идентификация риска невозможна без идентификации источников риска, а, следовательно, определения угроз, опасностей и уязвимостей. Угрозой называют возможную опасность. Опасность – это возможность, угроза бедствия, катастрофы, чего-либо нежелательного. Уязвимость – наличие слабости, малой защищенности, внутренний источник риска. Источник риска – это элемент, который сам по себе или в комбинации с другими элементами имеет внутренний потенциал для возникновения риска [19, с. 80].
Процесс оценки рисков включает в себя следующие этапы:
- Идентификация
- Анализ
- Определение степени рисков
Идентификация – первый шаг в процессе риск-менеджмента, суть которого заключается в работе по выявлению и категоризации рисков, которая проводится на каждом уровне организации, для того чтобы определить все источники и типы риска, характерные для определенного продукта или услуги [20, с. 127].
На этапе идентификации рисков организация должна определить:
- источник риска;
- области влияния риска;
- рискованные случаи;
- причины появления рискованных случаев;
- потенциальные последствия риска.
Цель – составить список рисков, основанный на тех рискованных случаях, которые могут предотвратить, ухудшить или сократить степень достижения целей, то есть негативно повлиять на процесс и результат достижения целей [7, с. 81].
Основными методами идентификации рисков является: риск-интервью, метод «мозгового штурма», метод контрольных списков, метод Дельфи и анализ дерева отказов [21, с. 48].
Риск-интервью – это опрос «владельцев рисков» с целью выявления и оценки рисков, входящих в сферу их компетенции. Цель – выявление и качественная оценка рисков единицы исследования. Опрашиваемыми могут быть руководители подразделений, заинтересованные лица, эксперты.
Риск-интервью может проводиться в форме структурированного интервью или полуструктурированного интервью [20, с. 527].
Структурированное риск-интервью – опрос, проводимый с помощью специально разработанной анкеты. Вопросы, не включенные в анкету, не задаются. Полуструктурированное риск-интервью содержит перечень вопросов для ответов в свободной форме или список тем, которые необходимо охватить. Так же существует неструктурированное риск-интервью, которое представляет собой свободную беседу на заданную тему.