Файл: «Учёт безналичных денежных средств на примере ООО «ДИКСИ»».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность исследования обуславливается тем, что организация учета безналичных денежных средств является достаточно трудоемким и рискованным процессом, поскольку даже незначительная ошибка может стать причиной целого ряда нарушений и неточностей, что повлияет на хозяйственный процесс и информацию о финансово-имущественном состоянии предприятия. Денежные средства являются ограниченным ресурсом. Успех предприятия во многом зависит именно от рационального распределения и использования денежных средств. Поэтому организация их учета является весьма актуальным вопросом в современных условиях.

Существенный вклад в изучении вопросов учета безналичных денежных средств внесли: Акатьева М. Д., Аснин Л.М., Бабаев Ю. А., Бахолдина И. В., Кондраков Н. П., Никандрова Л. К., Сапожникова Н.Г., Соколова Е.В., Погорелова М. Я., Щадилова С.Н., Черненко А. и др.

Щадилова С.Н. и Черненко А. главными задачами учёта безналичных денежных средств считают: гарантию их сохранности и верного использования; ведение банковских операций по установленным правилам; любое движение денежных средств должно оформляться верно.

Бабаев Ю. А. к главной задаче в учете безналичных денежных средств относит: соблюдение правильного движения денежных средств и их наличие в местах хранения; денежные средства должны использоваться только по назначению; вовремя полученные сведения о наличии денежных средств; соблюдение финансовой дисциплины и соблюдение сметы.

Целью курсового проекта является изучение действующей практики и разработка мероприятий по совершенствованию бухгалтерского учёта безналичных денежных средств в организации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические основы учета безналичных денежных расчетов;
  • дать организационно-экономическую характеристику организации ООО «Дикси».
  • исследовать организацию учета безналичных расчетов в организации ООО «Дикси»;
  • предложить пути совершенствование учета безналичных денежных средств в организации.

Объект исследования – деятельность ООО «Дикси».

Предмет исследования – учет безналичных денежных средств на предприятии.

При написании курсовой работы были использованы следующие методы исследования: монографический, сравнения, наблюдения, расчётно-конструктивный, аналитический, балансовый метод и др.

В качестве источников информации были использованы нормативно-правовые документы, труды учёных-экономистов, учебники, учебные пособия, справочная литература, материалы СПС «КонсультантПлюс», данные первичного, аналитического и синтетического учёта безличных расчетов, годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности ООО «Дикси».


Практическая значимость заключается в том, что предложенные рекомендации по совершенствованию организации учета безналичных денежных средств можно внедрить не только на исследуемом предприятии, но и на других предприятиях РФ.

1 Теоретические основы учета безналичных денежных средств

1.1 Нормативно-правовые аспекты учета безналичных денежных средств

Бухгалтерский учет в России ведется согласно нормативным документам, которые имеют разный статус. Одни из них обязательны к применению, другие носят рекомендательный характер. В зависимости от назначения и статуса законодательно - нормативные документы можно представить в разрезе четырех уровней.

1. Законодательный уровень - законы и указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, а также акты. Такими документами являются: Налоговый Кодекс РФ (часть 2), Гражданский Кодекс РФ (части 1,2) и Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (от 06 декабря 2011 №402-ФЗ), который является основным. Он был обновлен в 2013 году, что послужило совершенствованием законодательной базы и приближению ее к международным стандартам.

Порядок осуществления безналичных расчетов регулируется:

- Гражданским кодексом Российской Федерации (глава 46 «Расчеты»)[1];

- Положением о правилах осуществления перевода денежных средств, утвержденным Центральным банком Российской Федерации от 19 июня 2012 г. № 383-П;

- Положением о платежной системе Банка России, утвержденным Банком России 29 июня 2012 г. № 384-П[2];

- Положением о платежной системе Банка России, утвержденным Банком России от 06.07.2017 № 595-П[3];

- иными нормативными правовыми документами законодательства Российской Федерации.

Согласно статьи 862 Гражданского кодекса Российской Федерации, безналичные расчеты могут осуществляться в форме расчетов платежными поручениями, расчетов по аккредитиву, по инкассо, чеками, а также в иных формах, предусмотренных законом, банковскими правилами или применяемыми в банковской практике обычаями[4].


В соответствии с пунктом 1.1 Положения № 383-П существует несколько форм безналичных расчетов, которые организация может применять в своей деятельности, в частности это[5]:

- расчеты платежными поручениями;

- расчеты по аккредитиву;

- расчеты инкассовыми поручениями;

- расчеты чеками;

- расчеты в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);

- расчеты в форме перевода электронных денежных средств.

Платежное поручение – это документ, с помощью которого владелец расчетного счета дает распоряжение банку совершить перевод денежных средств на другой указанный счет[6]. Таким способом можно рассчитаться за товары или услуги, выплатить аванс, вернуть заем, совершить государственные платежи и взносы, то есть, фактически обеспечить любое разрешенное законом движение финансов.

Форма платежного поручения, как и все остальные формы документов, по которым осуществляются расчеты, подготовлена и утверждена Центробанком Российской Федерации в Положении № 383-П от 19.06.2012. В нем же представлена и методика, придерживаясь которой заполняется документ, а в приложении № 3 – его утвержденная форма с указанием пронумерованных полей для удобства заполнения. 

Аснин Л.М. дает следующее определение аккредитиву: «…Аккредитив - это поручение банка покупателя банку поставщика об оплате поставщику товаров и услуг на условиях, предусмотренных в аккредитивном заявлении покупателя против представленных поставщиком соответствующих документов…»[7].

Расчёты по аккредитиву – это метод расчетов, при котором банк, являющийся эмитентом, по поручению плательщика принимает условное денежное обязательство отдать получателю некоторые денежные средства. Это денежное обязательство называют аккредитивом. Получатель средств он обязан предоставить документы, которые отвечают условиям аккредитива, чтобы получить платеж[8].

Роль инкассового поручения - произвести оплату каких-либо услуг или работ без непосредственного участия плательщика и его предварительного согласия[9]. Однако такая процедура возможна только в том случае, если между контрагентами заключен соответствующий договор (т.е. включающий пункт об инкассовой оплате). Благодаря данному документу банк получателя товара или услуги осуществляет перевод денежных средств в банк исполнителя или производителя, минуя самих участников сделки. Ни заказчик, ни исполнитель могут не предоставлять в банк никаких платежных поручений и прочих документов, единственное, что происходит: банк плательщика уведомляет своего клиента о переводе денежных средств, а банк получателя – об их зачислении на счет.


Чек – это ценная бумага, в которой содержится распоряжение чекодателя банку произвести заданный платеж чекодержателю. Чекодателями могут быть любые лица, владеющие денежными средствами в банке и способные самостоятельно распоряжаться ими посредством выставления чеков. Чеки бывают денежные и расчетные[10].

Чековая книжка — документ, который требует очень бережного с собой обращения. Она выписывается на конкретное юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, пользование ею сторонними организациями или физическими лицами без нотариально заверенной доверенности со стороны ее держателя строжайше запрещено.

Порядок расчета чеками определен главой 8 Положения № 383-П, согласно которой расчеты чеками осуществляются в соответствии с параграфом 5 главы 46 Гражданского кодекса Российской Федерации и договором. В соответствии с пунктом 2 статьи 877 ГК РФ в качестве плательщика по чеку может быть указан только банк, где коммерсант-чекодатель имеет средства, которыми он вправе распоряжаться путем выставления чеков[11]. При этом отзыв чека до истечения срока для его предъявления не допускается. Кроме того, выдача чека не погашает денежного обязательства, во исполнение которого он выдан.

Чек оплачивается за счет средств чекодателя. В силу пункта 8.3 главы 8 Положения № 383-П банк обязан удостовериться в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом. Так как специальных правил такой проверки Положение № 383-П не устанавливает, то такая проверка проводится в соответствии с правилами, установленными самим банком чекодателя[12]. В частности, банк обязан сравнить подпись на чеке с образцом подписи в банковской карточке коммерсанта, но при этом работники банка не обязаны обладать специальными познаниями для определения подлинности указанной подписи.

Расчеты в форме прямого дебетования - при данной форме безналичных расчетов денежные средства переводятся по требованию получателя. Для этого оператору, выполняющему процедуру, необходим договор с плательщиком, акцепт (согласие) на ее проведение[13]. Такого рода расчеты происходят на базе национальной платежной системы РФ при наличии платежной карты. В договоре либо ином, дополняющем его документе закрепляется акцепт владельца карты на списание с нее денег.

Расчеты в виде перевода электронных денег - в этом случае гражданин предоставляет оператору денежные средства для проведения расчета. Они могут использоваться с личного банковского счета, со счетов организаций, предпринимателей, передающих сумму определенному лицу. Но для этого договор между гражданином и оператором должен предусматривать подобную возможность[14]. Предприниматели и организации имеют право пользоваться лишь средствами со своих банковских счетов.


Для целей бухучета и ведения первичной документации применяются дополнительно Указание Банка России «О расчетах наличными» от 07.10.2013 № 3073-У (в части, устанавливающей лимит, сверх которого расчеты долж-ны быть только безналичными)[15].

2. Постановления правительства РФ - это те ПБУ, которые призваны уточнять Федеральные Законы. К ним относятся выше перечисленные Положения бухгалтерского учета всех трех групп, которые в свою очередь не имеют отраслевой характер, что говорит о значительном недостатке нормативно- правовой базы.

3. Методологический уровень – это внутренние стандарты, нормативные акты ведомств и министерств, которые в целом устанавливают правила организации учета по отраслям, организациям. К таким документам принадлежат рекомендации, инструкции и методические указания по ведению учета, к примеру, это план счетов организации и инструкция к *его применению, приказы по назначению должностных лиц, должностные инструкции сотрудников[16].

4. Организационный уровень - документы этого уровня содержат инструкции по построению бухучета в разрезе отдельных активов и пассивов, учетной политики в отдельных компаниях и являются обязательными для исполнения. Документы из этой группы не могут вступать в противоречия с нормативно-правовыми актами и рекомендациями 1–3-го уровней, но построены на их основе и с целью реализации указанных в них законных норм[17]. Данные документы являются локальными для компаний и утверждаются их руководителями.

Нормативно-правовое регулирование учета безналичных денежных средств представлено в таблице 1.

Таблица 1

Нормативно-правовое регулирование учета безналичных денежных средств[18]

Уровень

Документы

Органы, принимающие документы

I – правовой

Федеральные законы, указы, постановления

Федеральное собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ

II – нормативный

Положения (стандарты) по бухгалтерскому учету

Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ

III методологический

Нормативные акты (отличные от положений), методические указания

Министерство финансов РФ, Федеральные органы исполнительной власти

IV организационно-распорядительный (уровень фирмы)

Организационно-распорядительная документация (приказ, распоряжение и т.п.) в рамках учетной политики хозяйствующего субъекта

Организация