Файл: «Формы государственного устройства» (Федеративное государственное устройство).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Основные формы государственного устройства
Глава 2. Форма государственного устройства Российской Федерации
2.1 Становление и развитие государственного устройства Российской Федерации
2.2 Российская Федерация – федеративное государство
Кроме того, федерациями являются Австралия и Федеративные штаты Микронезии.[6, с.59]
1.3. Конфедерация
Конфедерация представляет собой редко встречающуюся форму государственного устройства.
Конфедеративный тип создания государства появился ещё в 1777 году, на территории современных США. В то время американские штаты вели кровопролитную войну с английскими колонизаторами. Для большей эффективности и организации своих действий некогда разрозненные штаты объединились в один конфедеративный союз.
В данном случае идёт речь больше не о территориальном, а о политическом союзе. В «Статьях Конфедерации» были чётко прописаны все аспекты управления этой территориально-политической машиной. Упор был сделан на независимость каждого члена во внутренней и внешней политике, а также других насущных вопросах. С этого момента можно говорить о появлении термина «конфедерация».[13, с.96]
Конфедерация - это союз независимых государств, созданный для достижения определенных политических целей, обычно временный. Конфедерация является добровольным объединением, где страны сохраняют суверенитет, собственные органы власти и законы, при желании могут покинуть союз.[10, с.269]
В ведение конфедерации при этом передаются какие-то конкретные вопросы. Например, оборона или экономическое сотрудничество.
Центральный орган конфедерации не может непосредственно влиять на граждан, он действует только через страны-субъекты. Чтобы решения органов управления вступили в силу, их должны утвердить центральные органы власти государств-членов.
В современном мире не встретить подобного устройства. Главным принципом являетсядобровольная интеграция ряда стран для совместных решений на время острых военных или политических катаклизмов. [9, с.106]
Некоторые политологи считают, что данной государственной формы не существует в природе.
Как правило, конфедеративное устройство слабо, поскольку:
- наблюдается отсутствие юрисдикции над гражданами;
- органы «совместного» управления лишены возможности немедленного действия;
- длительное обсуждение и согласование каждого вопроса с каждым органом власти государств-членов конфедерации;
- в такой стране нет законодательного рычага политической власти;
- каждый участник оставляет право выйти из озвученного государственного устройства.[8, c.328]
Как и у любой формы государственного устройства, у конфедерации есть отличительные черты. Признаки, характерные для нее:
- каждый член союза имеет право на свободный выход из нее;
- решения принимаются во время обсуждения и по принципу общего согласия;
- существование конфедеративного органа, который состоит из делегатов стран-участниц;
- страны, вошедшие в состав союза, не теряют свой международный статус;
- участники не имеют общей законодательной базы, конституции, финансовой системы и не имеют общей государственной границы.[9, с.125]
Для осуществления согласованной политики государства конфедерации создают наднациональные органы управления. Решения этих общих органов не имеют прямого действия, а вступают в силу лишь после утверждения их центральными органами власти соответствующих государств .[7, c.28]
В конфедерации отсутствует единый высший законодательный орган, единое гражданство, а страны - участницы конфедерации в полном объеме осуществляют международную деятельность. При этом государства конфедерации могут по своей воле покидать ее и расторгать конфедеративный договор. Обычно конфедерации недолговечны: либо они распадаются на унитарные государства, либо перерастают в федерации.[5, с.78]
Долгое время примером конфедерации был Швейцарский союз (1291 – 1798гг., 1815-1848гг.). Швейцарская конфедерация представляла собой объединение 23 суверенных кантонов в целях внешней и внутренней безопасности. Постепенно конфедерация преобразовалась в федерацию: в ведение центральных органов были переданы военный бюджет, армия, назначение дипломатических представителей.[1, с.147]
США на раннем этапе своей истории тоже были конфедерацией, а затем превратились в полноценную федерацию.
Хоть конфедерация и признана бесперспективной, существуют государства, которые очень долгое время развиваются и не составляют серьезную конкуренцию другим государствам. Поэтому при грамотном подходе для блага таких странвозможно комфортное существование в виде союзов.
Глава 2. Форма государственного устройства Российской Федерации
2.1 Становление и развитие государственного устройства Российской Федерации
До 1917 года Россия была унитарным государством.
Федерализм в России возник и развивался по идеологическим схемам большевизма, который рассматривал федерацию,прежде всего, как средство преодоления национального гнета.
В своем развитии российский федерализм прошел приблизительно три пути основных этапа:
1. Создание основ социалистического федерализма (1918 -1936 гг.);
2. Утверждение и развитие фактического унитаризма в государственном устройстве России (1937-1990 гг.);
3. Реформы государственного устройства в процессе обретения независимости и принятия Конституции 1993 г.[7, с.142]
Российская Федерация была провозглашен на третьем Всероссийском съезде Советов в январе 1918 года.
Этим устанавливалось новое государственное устройство не только собственно России, но и всей бывшей Российской империи, на территории которой впоследствии был создан СССР.
Но на первых порах федерации всех бывших окраинных территорий Российской империи не получилось. Была провозглашена независимость Финляндии, Польши, Литвы, Латвии, Эстонии, а Украина, Белоруссия, Туркестан и закавказские республики, также объявленные независимыми, вступили в договорные отношения с Российской Федерацией.[5, с.137]
На российской территории начался хаотичный процесс создания автономий (республик и областей) по национальному или географическому признаку, хотя ясных границ национального расселения не существовало, да и население, в национальном отношении часто было смешанным.
В 1923 году в составе РСФСР находилось 11 автономных республик, 14 автономных областей и 63 губернии и области.
В 1922 году был создан СССР, который был совершенно иным федеративным государством, так как состоял из равных субъектов с правом выхода из него. Первоначально в состав СССР входили РСФСР, Украина, Белоруссия и Закавказская Федерация.
После создания СССР внимание к процессам государственного устройства РСФСР было существенно ослаблено. Ко времени принятия Конституции СССР (1936 г.) и РСФСР (1937 г.) государство стало по существу унитарным. [4, с.55]
В Конституции РСФСР были поименно перечислены шестнадцать автономных республик и пять автономных областей (десять имевшихся национальных округов названы не были). Что касается краев и областей, в которых проживало подавляющее большинство населения страны, то они субъектами Федерации по-прежнему не признавались. Автономные республики стали рассматриваться как не суверенные государства, которые имели свои Конституции, утверждаемые Верховным Советом РСФСР. Весьма неопределенным оставалось положение автономных областей.
Такая ситуация в целом оставалась до начала 90-х годов, когда начался процесс демократизации общества, который оказал решающее влияние на реформирование федеративного устройства России. [3, с.142]
В декабре 1991 года прекратил существование СССР, и Россия стала независимым государством.
В 1991 году все автономные республики стали именоваться республиками в составе РСФСР. Статус республик получили пять из шести автономных областей, за исключением Еврейской автономной области. [14, с.42]
В 1992 году поменялось официальное название государства. Вместо РСФСР стала именоваться – «Российская Федерация – Россия».
10 апреля 1992 года в Конституцию РФ был включен в качестве ее составной части Федеративный договор, подписанный 31 марта 1992 года. Договором существенно расширялись полномочия республик, которые именовались суверенными государствами. Субъектами Российской Федерации были признаны также края, области, города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), автономная область и автономные округа. [11, с.206]
Следующим шагом в развитии федеративного устройства страны стало принятие Конституции РФ 1993 года. Она зафиксировала вхождение в состав РФ – 89 субъектов: 21 республики, 6 краев, 49 областей, двух городов федерального значения, автономной области и 10 автономных округов. [12, с.134]
Конституция РФ 1993 года сделала значительный шаг по выравниванию статуса субъектов РФ. Был закреплен единый подход к определению их предметов ведения и полномочий. Конституция исходит из неделимости государственного суверенитета, поэтому республики стали не суверенными, а просто государствами в составе РФ.
На современном этапе процесс развития Федерации продолжается, в частности в 2004-2008 гг. произошло сокращение субъектов РФ до 83 за счет объединения 6 автономных округов с теми субъектами, в состав которых они входили. К 2009 году в состав РФ входят только 4 автономных округа: Ненецкий, Ямало-Ненецкий, Ханты-Мансийский и Чукотский. [7, с.56]
Подводя итоги изложенному, следует отметить, что исторический опыт формирования федеративной формы государственного устройства России показывает, что ввиду обширной территории страны, пестроты её национального состава, унитарный вариант построения государства, где все решения принимаются исключительно в центре без учёта позиций и интересов регионов, ведёт исключительно к ослаблению суверенной российской государственности. Следовательно, можно прийти к выводу о том, что исторически оправданным и целесообразным способом построения государства является исключительно федеративный принцип, позволяющий успешно сочетать интересы центра и регионов, а также обеспечивающий территориальную целостность государства и единство системы государственной власти. [9, с.509]
В современной России федеративный принцип построения государства служит элементом укрепления демократического политического режима, а также средством развития институтов гражданского общества. Именно федеративная форма государственного устройства служит тем интегрирующим началом, который соединяет в себе интересы государства и жителей конкретных территорий России, обеспечивая поступательное развитие российских регионов, их экономической, политической, социальной и культурной сфер в интересах стабильного функционирования Российской Федерации.
2.2 Российская Федерация – федеративное государство
Основой конституционного строя Российской Федерации является федерализм как принцип государственно-территориального устройства, форма и режим территориальной демократии – самоопределения и самоуправления народов в составе России. [13, с.288]
В ст. 1 Конституции Россия определена как федеративное государство. Российская Федерация как единое, но сложное по своей внутренней структуре государство включает в свой состав 83 субъекта. Разнообразие составляющих Федерацию образований – результат исторического развития России, особенностей ее национального состава. В состав России как Федерации входят республики, края, области, города федерального значения, автономная область (Еврейская) и автономные округа. [6, с.244]
Положения о федеративном устройстве находят отражение во многих статьях Конституции РФ, но наиболее развернуты они в гл. 3 "Федеративное устройство".[2, с.488]
Идеологическую основу российского федерализма составляют конституционные принципы федеративного устройства, которые обусловливают тип федерации, ее структуру, особенности территориального устройства, характер разделения государственной власти между Федерацией и ее субъектами, основы разграничения компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации.
В соответствии с ч. 3 ст. 5 Конституции РФ федеративное устройство России основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. К закрепленным в Конституции РФ принципам федерализма относятся также государственный суверенитет (ст. 4), равноправие субъектов РФ (ч. 1 и 4 ст. 5), единство конституционно-правовой системы (ст. 15), разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами (ст. 71–73). [1, с.4398]