Файл: Методическая разработка по дисциплине Литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 290

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
солдат в парадную форму, не общается с конкретными военными, а смотрит на армию в целом, не вникая в проблемы и заботы своих подданных.

18

Этими же честолюбивыми потребностями руководствуется Александр I, когда торопит Кутузова с началом Аустерлицкого сражения ( Т.1,ч.З, гл.15). Его не интересует готовность русской армии к сражению, опасность большого количества жертв. Он хочет грома литавр, славы, хочет, чтобы о нем говорили как о смелом и талантливом главнокомандующем. У Александра I в изображении Толстого нет и намека на наличие простоты и добра.

б) Эпизод с бисквитами ( Т.3,ч.1, гл.21)

Александр I накануне Бородинского сражения едет в свой дворец. Граждане России напуганы неизвестностью, они нуждаются в слове поддержки своего государя, хотят видеть его спокойствие и уверенность в победе над французами. Поэтому вокруг царского дворца с утра толпы горожан ждут появления Александра I. И вот он появляется, не глядя на подданных, не желая с ними общаться, не чувствуя необходимости их поддержать. Он мечтает об обеде и сразу идет во дворец к столу.

И только любопытство и желание блистать, заставляет Александра I выйти на балкон. Не ради общения с народом, но ради желания покрасоваться и почувствовать свою значимость. И вместо слова поддержки - куски бисквита, из-за которых давят друг друга горожане.

Александр I считает себя выдающейся личностью, и его не смущает рвение подданных заполучить бисквит из его рук («Именные» куски великого челове­ка). За гордыню и равнодушие к народу и осуждает Толстой Александра I.

5) Лжепатриотизм дворян.

а) Перед Бородинским сражением в Слободском дворце Александр I
обращается к дворянам с просьбой о выделении денег и живой силы для
ведения сражения на Бородино. Деньги дворяне готовы дать, а вот вооружать
своих крепостных (солдат) они не намерены: мужики сначала с французами
расправятся, а потом против своих господ могут оружие обратить. Что
дворянам до исхода войны с французами! Главное - собственная
безопасность!

(т.З ,ч.1, гл. 22-23)

б) Во время Бородино патриотизм представителей света в салоне
Друбецкой проявляется в запрете говорить на вечерах по-французски (за
нарушение берутся штрафы), при этом вечера и развлечения на них

продолжаются. )

(т.З ,ч.2, гл. 17)

в) А в Петербурге дамы вообще мечтают о скорейшем прекращении войны пусть даже ценой поражения России, т. к. война лишила их французской моды и развлечений. (т.З ,ч.2, гл. 6)

19

Урок №4. Изображение войн в романе.

Цели: показать истинных и псевдопатриотов, ответить на вопрос : «По чьей воле совершаются события в романе».

Комментарий:

Вопросы для изучения темы:

  1. С кем и на чьей территории ведется война 1805 и война 1812 гг.?

  2. Каковы цели этих войн?

  3. Почему Кутузов спит на Совете перед Аустерлицким сражением и медлит с его началом?

  4. Как ведут себя офицеры на войне 1805 г., во имя каких целей воюют?

  5. Кто и каким образом спасает положение во время Шенграбенского сражения? Во имя каких целей действуют Тушин и Тимохин? Кто истинные патриоты 1812 года?

  6. Кто движущая сила победы в войне 1812 года?

  7. Почему война 1805 года проиграна русскими, а война 1812 года выиграна?

Опорные моменты: 1) Война 1805 года.

Для России это захватническая война, идущая на чужой территории и за чуждые русским солдатам интересы.

Но, несмотря на это, истинными патриотами оказываются именно простые солдаты. Облеченные властью офицеры, стремящиеся к славе и наградам, изображаются как лжепатриоты, не имеющие ни добра, ни простоты.

а) Переправа через реку Энс (т.1,ч 7, гл 68).

По вине безответственных генералов при отступлении по забывчивости не взорван мост через реку Энс, что дает французам возможность преследования отступающих русских. Можно послать двух человек, чтобы те без шума взорвали злополучный мост, но тогда у командования сложится впечатление, что дело было пустячное, за такое не наградят. А если послать человек 20-30, то шума будет много, а значит, операция серьезная, за нее и награду получить не грех. И два офицера -псевдопатриота посылают на дело целый отряд. Шума много - кресты будут, а потери небольшие: один убит и один ранен. Да что офицерам до этих потерь!

б) Шенграбенское сражение.

Как было уже сказано на первом уроке, Толстой оценивает патриотов по целям на войне. И с этой точки зрения настоящими патриотами оказываются Тушин и Тимохин. (Т.1, ч.2, гл. 15, 20-21)

Перед Шенграбенским сражением Тушин нарисован простым, скромным офицером, косноязычным и совсем не героическим. Но во время сражения, когда его батарея осталась без прикрытия и связи со штабом, Тушин не только не потерял самообладания, но правильно просчитал ситуацию, принял

решение обстрелять деревню и удачно завершил операцию. Во время сражения он нарисован как русский богатырь, сильный и уверенный в победе. Он не

20

думает о славе или собственной безопасности, он заботится об исходе общего дела, понимая, что от его действий (а не бегства с поля боя) зависит жизнь солдат, воюющих рядом.

А после сражения Багратион распекает Тушина за потерю двух орудий, а тот молчит, не оправдывается, так как не хочет подвести другого офицера, сорвавшего прикрытие батареи Тушина.

Рота Тимохина. (Т.1, ч.2, гл.20)

Таким же истинным патриотом показан и офицер Тимохин. Не ожидая приказаний сверху, не боясь ответственности или смерти, Тимохин принимает решение отвести отряд в укрытие, а потом в нужный момент вступает в сражение и одерживает маленькую победу над врагом. Тимохин не думает о наградах или славе, он просто понимает, что нельзя прятаться за чужие спины, не действовать - нужно думать о тех, кто воюет рядом с тобой и болеть за общее дело.

2) Война 1812 года.

Эта война - центральное событие романа. Отечественной войной испытываются все масштабные герои произведения. И именно поведение во время войны 1812года выявляет истинный и ложный патриотизм, величие и ничтожество человека.

(Если позволяет время, можно остановиться и на эпизоде начала войны: (Т.З, ч.1, гл.1), на письме Александра I к Наполеону: (Т.З ч.1 гл.З) и на ходе Бородинского сражения: (Т.З, ч.2, гл. 25-35).)

При нехватке времени допустимо заострить внимание на: а) Островненском деле (Т.З, ч.1, гл.15), когда Петя Ростов и француз повели себя не как солдаты, в результате оба испугались, но Ростову -Георгиевский крест.

б) словах князя Андрея о войне: «Сражение выигрывает тот, кто решил его
выиграть» (Т.З, ч.2, гл.25,с.159) и народе: «Французы разорили мой дом и идут
разорять Москву, оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги
мои, они преступники...И так же думает Тимохин и вся армия. Надо их
казнить»(Т.З, с. 160)

в) поведении мужиков, одевших чистое белье перед сражением (готовых на
смерть) и отказавшихся водку пить ( «Солдаты в моем батальоне , поверите ли,
не стали водку пить: не такой день, говорят») (Т.З, с 159).

г) партизанской войне (Т.4, ч.3,гл.1-6, доп. 7-11). («Дубина народной войны
поднялась со всей своей грозной и величественной силой и, не спрашивая

ничьих вкусов и правил, с глупой простотой, но с целесообразностью, не
разбирая ничего, поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор,
пока не погибло все нашествие». (Т.4, с.95)

д) действиях Кутузова во время Бородино (был разговор на 2 уроке),

е) поведении Берга и Наташи в момент отступления из Москвы. (Покупка
шифоньерки Бергом и отданная в ущерб семье Наташей Ростовой подвода под
раненых)

21

Выводы по теме:

1)В романе изображены две войны: 1805 и 1812 годов. И роль первой -контрастировать с Отечественной войной во всем: в целях, в задачах, в значении и значимости. Ненужная и непонятная война 1805 года зиждется на «наполеоновской идее власти», она полна ложного героизма, когда подвиги совершаются во имя самих подвигов. Именно поэтому она заканчивается позорным для России поражением. А в Отечественной войне народ отстаивает свою землю, поэтому только в ней возможны истинный патриотизм и победа.

В противовес самовлюбленному Наполеону, вечно озабоченному производимым им впечатлением, пытающемуся вмешиваться в ход истории, Кутузов вообще ничего не говорит о себе, не играет никакой роли, не красуется и не привлекает к себе внимание. Он не рассчитывает на свой полководческий талант и главным в сражении (и в войне в целом) считает волю народа, желающего освободить свою землю от захватчиков. «Не в силе Бог, но в правде». Это и предрешает победу в 1812 году.

2) Александр I, представители великосветского общества, большинство генералов и офицеров - лжепатриоты, так как воюют ради славы, наград, обогащения, продвижения по службе. Они равнодушны к судьбе России и русского народа.

Истинные же патриоты, движущая сила победы - простые солдаты, которые не ждут оценки своих действий, а воюют потому, что не могут представить Россию под гнетом Наполеона, потому что понимают, что их бездействие может стоить жизни таким же простым солдатам, как они сами, воюющим рядом, что от действий каждого зависит исход общего дела.

Урок №5. Идейные искания Андрея Болконского

Цель: Проследить по сюжету романа изменение представлений о счастье Андрея Болконского, показать истинность счастья героя в единении с народом.

Комментарий: В начале урока уместно вспомнить, что мы уже знаем о семье Болконских. Это непохожая на другие дворянская семья, где в первую очередь
думают о чести и достоинстве, а уж потом о комфорте жизни. Николай Андреевич требователен к себе и другим, не сидит сложа руки: читает, размышляет, пишет, сам занимается хозяйством, сам воспитывает и обучает дочь Марью ( « дочь не должна быть похожа на глупых легкомысленных светских дам »). Он не любит высший свет за суетливость, лживость и чинопочитание, поэтому почти постоянно живет в деревне. Превыше всего для Николая Андреевича служение Отечеству, поэтому он понимает и принимает решение сына ехать на войну 1805 года. Он любит сына, но в напутствие говорит ему не об осторожности, а о чести фамилии: «Помни, однако, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет...А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно». Вот такие ценности заложены в сознании Андрея Болконского, может поэтому поиски себя он и начинает со служения (как ему кажется) Отечеству.

22

Вопросы, на которые ищем ответы при заполнении таблицы:

  1. Что раздражает А.Болконского в жизни великосветского общества?

  2. С какой целью отправляется Андрей на войну 1805 года?

  3. Почему Аустерлицкое сражение Болконский называет своим Тулоном?

  4. В какой момент сбывается мечта о славе?

  5. Почему изменяется представление Андрея о счастье после Аустерлица?

  6. Каков смысл жизни князя после возвращения домой?

7.Почему Пьеру удалось убедить Андрея расстаться с затворнической жизнью?

8. Какую цель преследует Болконский, вступая в комиссию Сперанского?

9. Кто и как помогает Андрею увидеть фальшь Сперанского и членов его
комиссии?

  1. Что привлекает Андрея в Наташе, почему Наташа становится смыслом его жизни?

  2. С какой целью А. Болконский отправляется на войну 1812 года?

  3. Почему Андрей не может простить Наташу и Анатоля до войны 1812 года, а после Бородинского сражения способен на прощение?

13 .Какая истина открылась Болконскому в момент Бородинского сражения?

С пересказом сюжета и комментариями идет заполнение таблицы:

№ п.

Жизненные события

Этапы идейных исканий Андрея

1

Андрей недавно (по любви) женился, жена ждет ребенка. Болконский ведет жизнь великосветского вельможи: балы, театры, общение с нужными людьми и т. п. Т.1,ч.1,гл.3,4,6.

Пустая жизнь вельможи героя раздражает, Андрею кажется, что он способен на большее, чем развлекаться в свете и заботиться о своей жене. У Болконского есть тайная мечта: он мечтает о славе, подобной наполеоновской, надеется совершить подвиг во имя людей и Отечества.

2

Андрей едет на войну 1805 г. Во время Аустерлицкого сражения подхватывает знамя убитого знаменосца и увлекает отступающих рус­ских в атаку. Андрей ранен. Стремительность движения и боя сменяется покоем. Болконский очнулся, когда бой уже закончен: над лежащим Андреем высокое спокойное небо, а по полю

Болконский счастлив: вот он - его звездный час, сбылась мечта о славе. (Шаг в сторону полюса Наполеона - тяга к великости)

После ранения, придя в сознание, при взгляде на небо Андрей прозревает: « Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал...Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец. Да! Все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба ». Слава не стоит жизни. Есть более важные ценности ( просто жить, дышать, быть ), чем война и