Файл: Учебник Под общей редакцией д т. н., профессора Е. А. Мешалкина Москва 2003 удк ббк г.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 1806

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
различных компрессорах.

По назначению компрессоры делятся на воздушные, кислородные, азотные, угле кислотные и т. д.

277





Классификация кислородных и воздушных компрессоров


кислородные I I воздушные


По принципу действия


ротационные I I поршневые


По числу цилиндров


одноциллиндровые


двухциллиндровые I многоциллиндровые


По числу ступеней сжатия


одноступенчатые


двухступенчатые


многоступенчатые


По частоте вращения вала


тихоходные (до 100 об/мин)


быстроходные ( более 100 об/мин)


По способу охлаждения


По способу установки







278

Рис. 10.1. Классификация компрессорного оборудования

Так как физические и химические свойства газов различны, их учи­тывают при разработке и конструировании компрессоров. Например, газо­образный медицинский кислород, находящийся под высоким давлением, быстро окисляет черные металлы, а при контакте с маслами дает взрыв (в замкнутом объеме) или загорание (в открытом объеме). Поэтому детали кислородных компрессоров изготовляют из специальных сталей, сплавов цветных металлов и применяют специальные смазки, которые не взаимо­действуют с чистым кислородом.

По принципу действия компрессоры делятся на поршневые, рота­ционные, центробежные, осевые и др.

В пожарной технике поменяются в основном поршневые кисло­родные и воздушные компрессоры.

По числу цилиндров компрессоры делятся на одноцилиндровые, двухцилиндровые и многоцилиндровые.

По числу ступеней сжатия — на одно-, двух- и многоступенчатые.

При последовательном соединении цилиндров количество ступе­ней сжатия определяется числом одновременно работающих цилиндров.

При параллельном соединении цилиндров компрессор будет одноступенчатым, при этом увеличивается лишь его производительность.
Число ступеней сжатия при этом не зависит от количества работающих цилиндров.

Для безопасности работы компрессора (предотвращения возмож­ного взрыва в результате большой температуры нагрева отдельных частей компрессора), наиболее рационального использования энергии и обеспе­чения нормального режима работы наиболее эффективными являются двух- и многоступенчатые компрессоры (до семи ступеней) с давлением нагнетания более 50 МПа (500 кгс/см2). После каждой ступени сжатия газ охлаждается в специальном холодильнике до температуры сжатия.

Существует деление компрессоров также по следующим признакам:

по частоте вращения вала — тихоходные (до 100 об/мин) и быстро­ходные (более 100 об/мин);

по способу охлаждения — водяные и воздушные;

по способу установки (базе) — стационарные и передвижные.

В состав компрессорной установки должны входить:

рабочая часть компрессорной установки;

шланг высокого давления для зарядки баллонов;

запасные части и принадлежности (ЗИП);

эксплуатационные документы (руководство по эксплуатации, паспорт).

В рабочую часть компрессорной установки должны входить:

компрессор;

приводной мотор (двигатель);

комплект фильтров;

блок осушки и очистки воздуха от вредных примесей;

блок управления и контроля;

279

подсоединительные трубопроводы.

Характеристики воздуха, подаваемого компрессорной установкой в баллоны дыхательных аппаратов, должны соответствовать значениям, приведенным в табл. 10.1.

Таблица 10.1

Показатель

Значение

Содержание окиси углерода, мг/дм3, не более

0,03

Содержание углеводородов (суммарно), мг/дм3, не более

0,1

Содержание двуокиси углерода, %, не более

0,06

Содержание окислов азота, %, не более

0,0016

Содержание кислорода, %, не менее

21,0

Влажность воздуха при зарядке до 20 МПа, мг/м3, не более

50

Влажность воздуха при зарядке до 30 МПа, мг/м3, не более

35


Степень сжатия (Е) показывает отношение развиваемого давления компрессором (Рр) к начальному давлению в транспортном баллоне (Р6) и определяется по формуле:

р

Е=— (10.1)

гб

где Р — рабочее давление, развиваемое компрессором в момент окончания дожатия, МПа (кгс/см2);

Р6 — давление в транспортном баллоне в момент окончания дожатия ком­прессором, МПа (кгс/см2).

Степень сжатия показывает максимально возможное повышение давления в наполняемых баллончиках по сравнению с давлением в транс­портном баллоне.

Помимо этого, кислородные компрессоры могу служить в качестве дожимающих при зарядке воздушных баллонов в случае, если воздушный компрессор не обеспечивает требуемое рабочее давление.

10.2. Кислородные компрессоры 10.2.1. Устройство и принцип действия

Для заполнения кислородных малолитражных баллончиков, в настоящее время, применяются кислородные дожимающие компрессора КДК-10.

Компрессор КДК-10 (рис. 10.2, 10.3) выполнен в виде, моноблока, состоящего из блока сжатия, рамы и кожуха, а также кислородных ком­муникаций (трубопроводов), соединяющих пневмосистемы блока сжатия с системой управления.

На раме 1 (рис. 10.2) установлены и закреплены болтами электро­двигатель 2, бак 13 блока охлаждения и механизм движения 7.

Рама 1 представляет собой сварную несущую конструкцию из шве­ллеров, в нижнюю часть которой устанавливаются при подготовке ком­прессора к работе виброгасящие регулируемые по высоте опоры 16. Сис-

280

Основные технические характеристики

компрессора

Таблица 10.2 КДК-10

Показатель




Значение

Подача, л/мин




по

Рабочее давление, МПа (кгс/см2)




25±1 (250±10)

Число ступеней сжатия, шт.




2

Степень сжатия, (Е)




10+1

Тип двигателя




АНР-904-4УЗ

Мощность, кВт




2,2

Масса, кг




120


тема охлаждения компрессора включает блок охлаждения, рубашку ох­лаждения цилиндра и трубопроводы. Блок охлаждения предназначен для охлаждения кислорода после сжатия его в цилиндрах I и II ступени. Он представляет собой герметичный бак 13, в котором размещены два тепло­обменника 6 и насос 3, закрепленный на крышке бака. Теплообменники омываются водой при ее циркуляции, вызванной работой насоса.

Трубки 4, 6 (рис. 10.3) присоединяются к цилиндрам, крышке бака и индикатору охлаждения, натягом на штуцера системы охлаждения «а».

Кислородные межступенчатые коммуникации блока сжатия вклю­чают трубопроводы 2, 3, 5, 7, клапаны 9, 10, предохранительное устрой­ство 1 с влагоотделителем.



Рис. 10.2. Блок сжатия КДК-10: 1 — рама; 2 — двигатель; 3 — насос; 4 — двигатель;

5 — бачок; 6 — тепло-обменник; 7 — механизм движения; 8 — смазкоуказатель; 9

— пробка; 10 — винт; 11 — пробка; 12 — ремень; 13 — бак; 14 — стойка; 15 — болт;

16-опора

281





/ / ■/ 4




Рис. 10.3. Блок сжатия КДК-10:

1 — устройство предохранительное; 2 — трубопровод; 3 -трубопровод;

4, 6 — трубки технические поливинилхлоридные; «а» — штуцера систем

охлаждения; 5 — трубопровод; 7 —трубопровод; 8 — указатель; «б» — штуцер

трубопровода нагнетания; 9 — клапан нагнетательный; 10 — клапан всасывающий

По принципу действия компрессор относится к типу поршневых дожимающих многоступенчатых компрессоров.

Наполнение баллонов осуществляется за два приема: перепуск из транспортного баллона через компрессор в малолитражный баллон и дожатие до заданного рабочего давления в блоке сжатия компрессора.

Перепуск кислорода (рис. 10.4) из транспортных баллонов в напол­няемые малолитражные рабочие баллоны производится при открытых вентилях баллонов 1, 17 и открытых вентилях на панели 3, 9, 15.

Давление перепуска измеряется манометрами 8', 8", 11, которые после выравнивания давления в баллонах 1 и 17 покажут одно и тоже значение.

Сжатие кислорода в баллонах 17 до заданного рабочего давления производится путем включения механизма движения 20 и закрытия вен­тиля перепуска 9. Кислород от вентиля 3 через клапан 4' поступает в цилиндр
1 ступени 5, где сжимается плунжером Ш 22 мм до определенного давления и выталкивается через клапан 7' в змеевик теплообменника 19'. Клапан 4' при этом герметично закрыт.

Охлажденный кислород по трубопроводу через клапан 4" поступает в цилиндр II ступени 10, где происходит вторичное сжатие его плун­жером Ш 15 мм, а затем через клапан 7", змеевик 19" повторного охлаж-

282



Рис. 10.4. Гидропневмокинемятическая схема компрессора КДК-10:1 — баллон

транспортный; 2 — фильтр; 3 — вентиль всасывания; 4' и 4" — клапана

всасывающие; 5 — цилиндр I ступени; 6 — индикатор охлаждения; 7', 7" — клапаны

нагнетательные; 8', 8" — манометры МТ-3 — 250-К-СД-П; 9 — вентиль перепуска;

10 — цилиндр II ступени; 11 —манометр ЭКМ-2Ух400; 12 — клапан обратный; 13 —

клапан влагоотделителя; 14 — клапан предохранительный; 15 — вентиль

нагнетания; 16 — клапан сброса; 17 — баллоны малолитражные кислородные; 18

— блок охлаждения; 19' и 19" — змеевики; 20 — механизм движения; 21 — насос;

22, 23 — электродвигатель

дения, влаготоделитель 13, обратный клапан 12 и вентиль нагнетания 15 поступает в баллоны 17.

Контроль давлений всасывания (в транспортном баллоне), после I ступени сжатия и нагнетания (после II ступени и в баллонах 17) осущест­вляется соответственно манометрами 8', 8" и 11.

Кроме того, электроконтактный манометр 11 обеспечивает отклю­чение механизма движения компрессора при достижении рабочего дав­ления в баллонах 17, которое устанавливается по шкале манометра сиг­нальной стрелкой верхнего предела.

С целью повышения показателей надежности, удобства и безопас­ности при эксплуатации и обслуживании в пневмосистеме компрессора предусмотрены следующие устройства:

клапан предохранительный 14 — для ограничения давления в системе компрессора и наполняемых баллонов;

клапан обратный 12 — для предотвращения утечки кислорода из баллонов 17 при понижении давления в системе компрессора;

влагоотделитель 13 — для отбора влаги из кислорода с последующим удалением ее из системы с помощью вентиля;

283

вентиль сброса 16 — для удаления кислорода (сброса давления) на участке системы между вентилем 15 и вентилем баллона 17 при отсоединении последних. При этом вентили баллонов 17 и вентиль 15 должны быть закрыты.

Охлаждение компрессора осуществляется водой, подаваемой из бака