Файл: 2. Психология современному учителю (6 часов) Психологическое благополучие рассматривается как.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 314
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А.С. Белкин различает следующие технологии витагенного метода в преподавании:
- прием ретроспективного анализа жизненного опыта ,с раскрытием его связей в образовательном процессе. Задача педагога состоит в умении диагностировать степень расхождения, несовпадения, противоречия, неприятия между витагенными и образовательными знаниями и, опираясь на систему научных доказательств, раскрыть образовательную ценность жизненного опыт учащихся;
- прием опережающей проекции преподавания, смысл которого заключается в том, чтобы образовательную проекцию наложить на витагенную, что предъявляет повышенные требования к инструментовке. Нельзя говорить: «Скоро вы узнаете что-то новое». Лучше сказать конкретно: «В следующий раз я вам расскажу о том-то, а вы постарайтесь представить, себе, что вы знаете, слышали об этом, с чем вам приходилось сталкиваться в жизни»;
- прием дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели направлен на актуализацию творческого потенциала личности, ее потребности в самореализации. Его формула: «Я предлагаю вам идею, незаконченное произведение, а ваша задача - дополнить, насытить содержанием, опираясь на свой жизненный опыт»;
- прием витагенного одухотворения объектов живой и неживой
природы. Суть его в том, чтобы «очеловечить» объекты живой и
неживой природы, приписывая им человеческие качества, мотивы действия, раскрыть тем самым глубинный смысл образовательных связей, процессов.
- технология творческого синтеза образовательных проекций.
Смысл этого приема заключен в том, чтобы образовательный объект
знания был представлен в проекциях голографии творчески преобразованным, интегрированным. Главная цель этой технологии - формирование у учащихся художественного языка и образного мышления, навыков художественно-голографического отображения знаний [1, c. 13-15].
Говоря о новых технологиях, мы имеем в виду не только технические средства, но и новые формы и методы обучения, а также новый подход к процессу обучения. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д. Необходимо отметить, что при выборе технологии обучения нужно учитывать не только собственные предпочтения, а, прежде всего, следует ориентироваться на возраст, способности, интересы и психологические особенности обучаемых. Ориентируясь на них, педагог может выбрать наиболее приемлемый и результативный метод.
Выбор технологии каждым конкретным учителем основывается на анализе педагогической ситуации. На определение технологии обучения обязательно скажутся, например, количество времени, отведенного на учебный предмет, отдельную тему; уровень подготовленности обучающихся, их возрастные особенности; материальная оснащенность образовательного учреждения; уровень подготовленности самого учителя.
Преподавателям нового поколения рекомендуется уметь квалифицированно выбирать и применять именно те технологии, которые в полной мере соответствуют содержанию и целям изучения дисциплины, способствуют достижению гармоничного развития обучаемых с учётом их индивидуальных особенностей.
Предложения по изменению сценария по схеме:
сделать акцент на уроке на приеме дополнительного конструирования незаконченной образовательной модели направленной на актуализацию творческого потенциала личности ребёнка , ее потребности в самореализации по формуле: «Я предлагаю вам идею завершить построение изображений, начатых голландским художником Мориом Корнелиусом Эшером, создавая картины, используя при этом виды движений: поворот, параллельный перенос, осевую и центральную симметрию. Так же Вы можете закончить начатое Эшером произведение, насытив его содержанием, опираясь на свой жизненный опыт», развитии творческого художественно- эстетического восприятия окружающих нас предметов и мира в целом;
Технология/форма, которую предлагаю использовать воссоздание произведения Эшера с помощью бумажных цветных картинок (фигуррок) с помощью поворота на определённый угол ( для первой группы учащихся), просмотрите видео ролик ( ссылка https://vk.com/video-29233152_456245152 ) и объясните принцип работы проектора для создания художественно-голографического изображения ( для второй группы учащихся)
Фрагмент сценария урока с использованием выбранной технологии/формы
Технологическая карта урока
Ф.И.О. Шарифулина Елена Николаевна
Должность: учитель математики
Место работы: МОУ Урусовский ЦО»
Предмет: геометрия, 9 класс, урок по теме «Поворот»
Тема урока | Поворот | ||
Тип урока | Урок нового материала | ||
Цель урока | Познакомить учащихся с поворотом Доказать, что поворот есть движение Научить учащихся осуществлять поворот фигуры | ||
Задачи урока | Образовательные: познакомить учащихся с понятием поворот выработать умение применять полученные знания при решении конкретных задач. Развивающие: сформировать навыки самостоятельной работы с информацией; учить анализировать информацию, обобщать, делать выводы; Воспитательные: - развитие творческого художественно- эстетического восприятия окружающих нас предметов и мира в целом воспитывать уважительное отношение к мнению других, умение слушать и слышать окружающих; способствовать формированию и развитию культуры учащихся, повышению уровня познавательного интереса к предмету; формировать понимание того, что математика - это мощный инструмент познания окружающего мира, полезная и нужная «гимнастика ума»; формировать позитивную психологическую атмосферу в классе. | ||
Планируемые результаты | Научиться использовать полученные знания при решении задач. Овладеть профессиональными компетенциями: Информационной: обладание информационными ресурсом и технологиями, критичное отношение к полученной информации Коммуникативной: умение взаимодействовать с окружающими людьми и событиями, приобретение навыков работы в группе, проявлять желание добиваться успеха в своей деятельности. Социально – трудовой: способность вырабатывать навыки решения поставленных задач и участвовать в их реализации. Уметь самостоятельно приобретать новые знания. | ||
Образовательные ресурсы | Компьютер, проектор, презентация. | ||
План урока | Организационный момент Актуализация знаний, целеполагание и мотивация. Изучение и закрепление нового материала. Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание. | ||
Методы обучения | Проблемный диалог, фронтальная работа, индивидуальная работа. | ||
Формы обучения | Интерактивный, словесные, наглядные, практические, репродуктивный методы обучения. | ||
Основные понятия и умения | Отображение плоскости на себя, положительный и отрицательный угол поворота, центр поворота | ||
Планируемые результаты | |||
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |
сформировать знания учащихся по изучаемой теме, использовать полученные знания при решении конкретных задач. | Регулятивные: принимают и сохраняют цели и задачи учебной детельности Познавательные: умеют принимать решения в условиях неполной и избыточной информации, осознанно владеют логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать и соблюдать очерёдность действий, сравнивать полученные результаты, выслушивать партнера, корректно сообщать товарищу об ошибках; задавать вопросы с целью получения нужной информации; организовывать взаимопроверку выполненной работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. | смыслообразование (каков смысл изучения данной темы); нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||
Организационный | Приветствует учащихся | Приветствуют учителя | ||
Актуализация знаний | Ребята, мы все с вами очень разные. Кто-то хорошо считает, кто-то прекрасно пишет сочинения, кто-то поёт, кто-то рисует. Давайте сегодня попробуем определить кто из вас «Мыслитель», а кто «Художник» Для этого пройдём небольшой тест: Переплетите пальцы рук. Большой палец правой руки или левой руки оказался у вас сверху? Запишите результат буквами «Л» или «П». Скрестите руки на груди (поза Наполеона). Кисть какой руки оказалась сверху? Запишите результат. Изобразите «бурные аплодисменты». Ладонь какой руки у вас сверху? Запишите. Подведём итоги, учитывая, что результат «ЛЛЛ» соответствует художественному типу личности, а «ППП» - типу мыслителя. (Эти различия связаны с функциональной асимметрией мозга человека: у «художников» более развитое правое полушарие и преобладает образное мышление, у «мыслителей» - соответственно – левое полушарие и логическое мышление). Какой же тип мышления преобладает у вас? Поднимите руки, у кого по результатам теста «ППП»…, а у кого «ЛЛЛ»? Несколько «мыслителей» и несколько «художников», большинство – личности, которым свойственно и логическое и образное мышление. Вот и познакомились ближе: вы – с собой, а я – с вами. Давайте используем результаты нашего опыта следующим образом, а именно: сегодня вы будете работать в группах. Первая группа «Художники», вторая – «Мыслители» А теперь перейдём к уроку. А пока, проверка д/з, где есть задания и для «художников» и для «мыслителей» | | ||
Проверка Д/З | Проверка д/з ( по теме «Параллельный перенос») организуется в виде математического диктанта Постройте образ треугольника АВС при параллельном переносе на вектор a В результате параллельного переноса вершины квадрата АВСД переходят соответственно в вершины квадрата А1В1С1Д1. Найдите координаты точек В1, С1, Д1, если А(1;-2), А1(5;6), В(4;2), С(0;5), Д(-3;1) Ответ: В1(8;10), С1(4;13), Д1(1;9) | Учащиеся выполняют задание в тетради. 1 человек у доски(за доской решается №2) | ||
Новый материал Закрепление изученного материала Домашнее задание | 1.Вступление. (см. Презентация СЛАЙДЫ 1-7) 2. Ввести понятие поворота 3.Вводится понятие «поворот по часовой стрелке» (отрицательный угол поворота) и «поворот против часовой стрелки» (положительный угол поворота) 4. Записывается алгоритм построения поворота 3.Доказать, что поворот есть движение (СЛАЙД 8). Вопрос учащимся: - Как вы думаете, является ли поворот движением? Обоснуйте свой ответ Задача: Слайд 9. Задача: СЛАЙД 10 Докажите, что при повороте квадрата вокруг точки пересечения его диагоналей на угол 900 квадрат отображается на себя (задача № 1169 учебника). Обобщите данный вывод для некоторых других правильных фигур (например, треугольника и шестиугольника) Самостоятельное решение задач по уровням: I уровень (для «Художников»): работа с цветными распечатками картин Эшера, проверка решения с помощью презентации II уровень ( для «Мыслителей»): подготовьте устный журнал – обзор по применению темы «Поворот» в реальной жизни, используя видео ролик ссылка https://vk.com/video-29233152_456245152 ) П. 121, вопросы 16, 17 стр. 297 №№ 1166(б), 1167, 1168 (дополнительно) Наш урок подошёл к концу. Притча Шел мудрец, а навстречу ему три человека, которые везли под горячим солнцем тележки с камнями для строительства. Мудрец остановился и задал каждому один и тот же вопрос. У первого спросил: “Что ты делал целый день?” И тот с ухмылкой отвечает, что целый день возил проклятые камни. У второго спросил: “ А что ты делал целый день?” А тот ответил: “А я добросовестно выполнял свою работу”. А третий улыбнулся, его лицо засветилось радостью и удовольствием: “ А я принимал участие в строительстве храма!” Запомните эту притчу. На все окружающее нас, можно смотреть разными глазами, выражать разными словами, но из любой ситуации должны сделать вывод, двигающий нас вперед! Выберите фразеологизм или пословицу, которая характеризует вашу работу на уроке. Объясните свой выбор.
Урок окончен. Спасибо! | Дети вместе с учителем выполняют задание: 1.Построить образ отрезка АВ при повороте вокруг точки О на 600 против часовой стрелки. 2.Построить образ АВС при повороте вокруг точки А на 450 по часовой стрелке Учащимся даётся 3-5 мин на обдумывание, а затем заслушиваются варианты ответов. Работа с учебником: стр. 295 , (доказательство, что поворот является движением) Выполняют задание в тетради (можно использовать цветные карандаши) Обдумывание, обсуждение и доказательство своего решения. Самостоятельное решение задач. Ребята I группы должны заметить некоторую «особенность» после выполнения построения. Обсудить. Сделать вывод. Ребята 2 группы могут представить свои выводы в виде презентации (2-3 слайда) Дети анализируют свою работу на уроке, выбирают фразеологизм или пословицу, отвечают на вопрос «Почему»? | ||
|
образовательные
• знать определение поворота и уметь доказывать, что он является движением;
• строить образы простейших фигур при повороте;
развивающие
• развивать умение сравнивать, выявлять закономерности, обобщать;
воспитательные;
• воспитывать потребность в доказательных рассуждениях, аккуратность при
выполнении рисунков
Рекомендации: Включать в этап урока проверку домашнего задания. Обратить внимание на рефлексию: краткость и емкость анализа работы класса, поиск способов саморегуляции и сотрудничества. Запись домашнего задания на доске; методические советы по выполнению домашнего задания.
Ценностно-смысловая позиция учителя (4 часа)
1. Адаптивная функция, которую реализует педагог в процессе образования, связана:
О с установлением взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися
® с приспособлением учащегося, воспитанника к конкретным требованиям социокультурной ситуации
О с развитием личности ученика и творческой индивидуальности
О с изучением индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития
О с организацией воспитательной работы с обучающимися
2. Отметьте компоненты философской позиции педагога:
О отношение к образовательному процессу, оптимальному для развития положительного потенциала личности обучающихся в деятельности общешкольного коллектива
® отношение к происходящим в обществе изменениям, которые обусловливают изменения образовательного процесса и системы образования в целом
® ценностное отношение педагога к ученикам
О отношение к родителями (иными законными представителями) обучающихся как субъектам педагогического процесса
® отношение педагога к себе как профессионалу
3. Что лежит в основе неотчуждённого общения с учеником?
О контроль за успеваемостью и дисциплиной каждого обучающегося
® понимание ученика
О регулирование межличностных отношений между обучающимися
О воспитание ученика
О защита прав и интересов обучающихся
4. Выберите правильный ответ. Гуманистический характер профессии педагога заключается:
о в организации социально-значимой, творческой деятельности обучающихся
О в формировании и развитии коллектива класса
® в развитии личности ребенка и его творческой индивидуальности
О в проведении консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся
О в ведении документации (классный журнал, личные дела обучающихся и т.д.)
5. Выберите правильный ответ. В каких нормативно-правовых документах определена государственная политика в сфере
образования в области воспитания и сохранения традиционных для нашего общества ценностей:
О Основы государственной политики регионального развития РФ на период до 2025 года
® Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года
® Стратегия национальной безопасности Российской Федерации
О Прогноз социально-экономического развития РФ на период до 2036 года
® Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации
Практическая работа по теме № 5
«Ценностно-смысловая позиция учителя»
Инструкция к выполнению практической работы
1. Практическая работа рассчитана на 2 академических часа.
2. Вам необходимо выполнить одно инвариантное задание и одно вариативное задание на ваш выбор.
3. Максимальное количество баллов за два задания – 19.
4. Критерии оценивания представлены в каждом задании.