Файл: Социометрический метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе. Слово социометрия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 105
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
4 – частична удовлетворенность, острое желание улучшить взаимоотношения в
классном коллективе
3 – неудовлетворенность жизнью классного коллектива
2 - абсолютная неудовлетворенность жизнью классного коллектива
1 – полное равнодушие, нежелание менять жизнь классного коллектива
6. Социометрическая методика (болгарский вариант)
Обучающихся просят вписать фамилии своих одноклассников, выбранных в 1),2),3)
очередь, в предложенный лист с семью вопросами:
1.Кто в вашем классе добросовестнее всех относится к учёбе?
1)
2)
3)
2.Кто в классе обладает огромными знаниями вне рамок учебного процесса?
1)
2)
3)
3.Кто активнее всех проявляет себя в жизни класса?
1)
2)
3)
4.Кто хорошо умеет сделать что-либо своими руками?
1)
2)
3)
5.Кого бы ты пригласил на свой день рождения?
1)
2)
3)
6.С кем тебе интереснее всего проводить свободное время, общаться?
1)
2)
3)
7.У кого в классе наибольшее число отрицательных черт характера? (Каких?)
1)
2)
3)
Результаты опроса заносят в социометрическую матрицу, где по вертикали
расположены номера по порядку и фамилии учащихся, а по горизонтали только их номера.
Пометки о выборе учащихся делаются напротив их фамилий на пересечении с номерами ими выбранных. Для пометок используются условные обозначения:
1 вопрос-красный кружок
2 вопрос-красный треугольник
3 вопрос-зелёный кружок
4 вопрос- зелёный треугольник
5 вопрос- синий кружок
6 вопрос- синий треугольник
7 вопрос-чёрный квадрат.
7. Социометрическая методика «Цветовая социометрия»
Цель: Исследование эмоционально-непосредственных межличностных отношений
ребенка с окружающими.
Подготовка. Подготовить цветовое поле в виде шахматной доски (5x5 рядовквадратов), состоящей из 13 цветовых и 12 белых квадратов, расположенных:
– 1-й ряд: черный, белый, синий, белый, черный квадраты;
– 2-й: белый, зеленый, белый, зеленый, белый;
– 3-й: синий, белый, красный, белый, синий;
– 4-й – как второй;
– 5-й – как первый.
Подготовить цветные фишки: красного, зеленого, желтого, синего, белого, черного,
коричневого, розового, малинового, серого, оранжевого, фиолетового, сиреневого цветов, каждого – по 3.
Инструкция дается по ходу выполнения задания:
1. «Выбери цвет, который больше всего нравится, и размести фишку на красном
квадрате.
2. Выбери цвета для людей (взрослых, сверстников), которых ты считаешь самыми
близкими (ты их любишь, они любят тебя), и размести фишки на синих квадратиках.
3. Выбери цвета для людей, с которыми ты хотел бы общаться, и положи
соответствующие фишки на зеленые квадраты.
4. Выбери цвета людей, которые тебе не нравятся (часто обижают; причиняют тебе
боль; ты их боишься ), и размести фишки соответствующего цвета на черные квадраты».
Примечания:
1. Не все квадраты могут быть заполнены.
2. Выбор цвета может быть расширен. Например, одним и тем же цветом могут
быть обозначены несколько человек.
3. Если ребенок захочет выбрать большее количество людей (чем четверых), то это
фиксируется в протоколе, а дополнительные фишки размещаются на белых квадратах.