Файл: Социометрический метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе. Слово социометрия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.
Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности
коммуникативных навыков у учащихся.
Задачи диагностического исследования:
-
измерение степени сплоченности-разобщенности в группе; -
выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам
симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);
-
обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с
неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.
Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для
измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищей для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться?») и негативные («С кем бы вы не хотели учиться?»).
Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой
индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор «товарищи для досуга»).
Материалы для проведения диагностики.
Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).
Порядок исследования.
Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая
разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть
важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания,
гарантировать сохранение тайны ответов.
Инструкция для учащихся:
«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.
Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну
индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.
Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:
-
Количество выборов ограничивается 3—5; -
разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает); -
испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.
С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее
первый способ.
С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.
Обработка данных и интерпретация результатов
1. Составление социоматрицы.
Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.
2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».
Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.
I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают
лидеры, набравшие максимальное количество выборов.
II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие
выборов в количестве выше среднего показателя.
III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие
выборов в количестве ниже среднего показателя.
IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и
взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).
Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими.
Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются
двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне,
целесообразно использовать более толстые линии.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который
определяется по формуле: C = M:(n – 1), где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать
отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число
испытуемых.
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является
коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в
общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB = Количество
взаимных выборов/Общее число выборов.
Интерпретация результатов:
Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.
Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.
Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.
5. Социометрическая методика «Наши отношения», анкета «Взаимоприемлимость» для учащихся 1 – 5 классов.
1. Наш класс очень дружный и сплоченный
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
2. Наш класс дружный
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
7. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за
искоренение недостатков
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
8. В нашем классе недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
9. В нашем классе виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только
самыми активными учащимися
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
10. В нашем классе не обращают внимания на нарушителей дисциплины и лодырей.
За свои поступки они отвечают только перед классным руководителем и учителями
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
11. Мы стараемся «не выносить сор из избы», т.е. делаем так, чтобы о наших
поступках как можно меньше знали классный руководитель, учителя
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
12 В нашем классе кто как хочет, так себя и ведет. Мы особенно не обращаем
внимания ни друг на друга, ни на требования учителей.
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
13. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминаний
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
14. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
15. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
16. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
17. В нашем классе не принято помогать друг другу
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
18. В нашем классе отказываются помогать друг другу
7 - абсолютно согласен
6 – согласен во многом
5 – согласен
4 – считаю, что могло быть лучше
3 – во многом не согласен
2 – не согласен
1 – абсолютно не согласен
Коэффициенты:
6 – абсолютная удовлетворенность жизнью классного коллектива
5 –удовлетворенность жизнью классного коллектива