Файл: Социометрический метод как инструмент исследования межличностных отношений в детском коллективе. Слово социометрия.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


межличностных и межгрупповых отношений у учеников 2-11 классов.

Данная методика позволяет косвенно определить уровень сформированности

коммуникативных навыков у учащихся.
Задачи диагностического исследования:

  1. измерение степени сплоченности-разобщенности в группе;

  2. выявление соотносительного авторитета членов групп по признакам

симпатии-антипатии (лидеры, звезды, отвергнутые);

  1. обнаружение внутригрупповых сплоченных образований во главе с

неформальными лидерами.
Методика позволяет сделать моментальный срез с динамики внутригрупповых отношений с тем, чтобы впоследствии использовать полученные результаты для переструктурирования групп, повышения их сплоченности и эффективности деятельности.
Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, и от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора.

Критерий - это вид деятельности, для выполнения которой индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными. C помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для

измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор товарищей для досуга). В зависимости от ориентации критерии делятся на позитивные («С кем бы вы хотели учиться?») и негативные («С кем бы вы не хотели учиться?»).
Подготовка исследования. Обследованию может подвергнуться любая группа лиц любого возраста, начиная от дошкольного, имеющая некоторый опыт взаимодействия и общения. В зависимости от задач, которые призвано решить исследование, от особенностей (возрастных и профессиональных) изучаемых групп формируются критерии социометрического выбора. Критерий — это вид деятельности, для выполнения которой

индивиду нужно выбрать или отвергнуть одного или нескольких членов группы. Он формулируется в виде определенного вопроса социометрического теста. По содержанию критерии могут быть формальными и неформальными, С помощью первых измеряются отношения по поводу совместной деятельности, ради выполнения которой создана группа. Вторые служат для измерения эмоционально-личностных взаимоотношений, не связанных с совместной деятельностью (например, выбор «товарищи для досуга»).

Материалы для проведения диагностики.

Бланк социометрического опроса, список членов группы, социоматрица (Пример заполнения см. в табл.).

Порядок исследования.

Перед началом опроса — инструктаж тестируемой группы (социометрическая

разминка). И ходе него следует объяснить группе цель исследования, подчеркнуть

важность его результатов для группы, показать, как нужно выполнять задания,

гарантировать сохранение тайны ответов.

Инструкция для учащихся:

«Отвечая на вопрос, укажи фамилии одноклассников, которых ты бы выбрал.

Постарайтесь быть искренними в ответах. Исследователи гарантируют тайну

индивидуальных ответов».
Необходимо постараться установить атмосферу доверия в отношениях с группой.

Отсутствие доверия к экспериментатору, подозрения в том, что результаты опроса могут быть использованы во вред испытуемому, приводят к отказу выполнять задание в целом либо к отказу осуществить негативный выбор. После этого приступаем непосредственно к опросу. Ему подвергаются все члены группы. Респонденты должны записать фамилии членов группы, выбранных ими по тому или иному критерию, в опросный лист и указать свою фамилию. В процессе опроса исследователь должен следить за тем, чтобы опрашиваемые не общались между собой, постоянно подчеркивать и напоминать об обязательности ответов на все вопросы. Не следует торопиться, подгонять испытуемых с ответами. В то же время, если испытуемые не имеют списка членов группы, не следует препятствовать визуальным контактам. Фамилии отсутствующих желательно написать на доске.
Возможны три основных способа выбора:

  1. Количество выборов ограничивается 3—5;

  2. разрешается полная свобода выбора (каждый может записать столько решений, сколько пожелает);

  3. испытуемый ранжирует всех членов группы в зависимости от предложенного критерия.

С точки зрения простоты и удобства обработки результатов предпочтительнее

первый способ.

С точки зрения надежности и достоверности полученных результатов — третий.


Обработка данных и интерпретация результатов
1. Составление социоматрицы.



Социоматрица — это таблица, в которую вносятся результаты опроса.

2. На основе социоматрицы возможно построение социограммы, которая делает возможным наглядное представление социометрии в виде схемы — «мишени».

Каждая окружность в социограмме имеет свое значение.

I. Внутренний круг — это так называемая «зона звезд», и которую попадают

лидеры, набравшие максимальное количество выборов.

II. Второй круг — зона предпочитаемых, в которую входят лица, набравшие

выборов в количестве выше среднего показателя.

III. Третий круг — зона пренебрегаемых, в которую вошли лица, набравшие

выборов в количестве ниже среднего показателя.

IV. Четвертый круг — зона изолированных, это те, которые не получили ни одного очка.
Социограмма наглядно представляет наличие группировок в коллективе и

взаимоотношения между ними (симпатии, контакты).

Выборы членов группы отображаются красными стрелками, отклонения — синими.

Возможны варианты взаимных выборов и отклонений, такие случаи отображаются

двухсторонними стрелками. Для того чтобы они выделялись на общем фоне,

целесообразно использовать более толстые линии.
Далее можно вычислить социометрический статус каждого учащегося, который

определяется по формуле: C = M:(n – 1), где С – социометрический статус учащегося; М – общее число полученных испытуемых положительных выборов (если учитывать

отрицательные выборы, то их сумма вычитается от суммы положительных); n – число

испытуемых.
Одним из показателей благополучия складывающихся отношений является

коэффициент взаимности выборов. Он показывает, насколько взаимны симпатии в

общности. Коэффициент взаимности (KB) вычисляется по формуле: KB = Количество

взаимных выборов/Общее число выборов.
Интерпретация результатов:

Высокий уровень сформированности коммуникативных навыков (5 и более выборов, «звёзды») – 3 балла.

Средний уровень сформированности коммуникативных навыков (2 - 4 выбора, «предпочитаемые») – 2 балла.

Низкий уровень сформированности коммуникативных навыков (0 - 1 выборов, «пренебрегаемые») – 1 балл.
5. Социометрическая методика «Наши отношения», анкета «Взаимоприемлимость» для учащихся 1 – 5 классов.

1. Наш класс очень дружный и сплоченный


7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен

2. Наш класс дружный

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
7. У нас в классе принято нести ответственность друг за друга. Все мы боремся за

искоренение недостатков

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
8. В нашем классе недостатки и плохие поступки беспокоят большинство учащихся

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
9. В нашем классе виновные в нарушении дисциплины и лодыри осуждаются только

самыми активными учащимися

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
10. В нашем классе не обращают внимания на нарушителей дисциплины и лодырей.


За свои поступки они отвечают только перед классным руководителем и учителями

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
11. Мы стараемся «не выносить сор из избы», т.е. делаем так, чтобы о наших

поступках как можно меньше знали классный руководитель, учителя

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
12 В нашем классе кто как хочет, так себя и ведет. Мы особенно не обращаем

внимания ни друг на друга, ни на требования учителей.

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
13. В нашем классе принято помогать друг другу без напоминаний

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
14. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
15. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
16. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда заставляет учитель

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен

17. В нашем классе не принято помогать друг другу

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
18. В нашем классе отказываются помогать друг другу

7 - абсолютно согласен

6 – согласен во многом

5 – согласен

4 – считаю, что могло быть лучше

3 – во многом не согласен

2 – не согласен

1 – абсолютно не согласен
Коэффициенты:

6 – абсолютная удовлетворенность жизнью классного коллектива

5 –удовлетворенность жизнью классного коллектива