Файл: «Органы государственного управления» (Сущность принципа разделения властей).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 129

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Статистика законодательного процесса за 2017 год Государственной Думы [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти [сайт]. – URL: http://iam.duma.gov.ru/node/1/5051/20396 (дата обращения: 12.12.2016)

финансированию террористической деятельности был принят закон, обязывающий компании хранить информацию о своих собственниках и предоставлять ее правоохранительным органам.

Широким обсуждение в СМИ и профессиональном сообществе ознаменовалось рассмотрение закона «о новостных агрегаторах», который призван урегулировать деятельность новостных сайтов в сети Интернет, практически приравнивая их к СМИ.

Общественный контроль – одна из важнейших функций гражданского общества, на ее совершенствование направлен законопроект, уточняющий и расширяющий полномочия общественных некоммерческих организаций по контролю за соблюдением прав заключенных. Также существенные изменения коснулись региональных общественных палат, которые благодаря принятию федерального закона теперь работают по единым правилам.

Парламентарии включили в коммунальные расходы услуги на общедомовые нужды, однако введение таких расходов перенесено на 2017 год. Одним из наиболее обсуждаемых стал законопроект, ужесточающий уголовное преследование за изготовление и распространение детской порнографии.

От последствий неблагоприятной экономической ситуации в наибольшей степени страдают многодетные семьи, для поддержания их благосостояния было принято решение о выплате однократных платежей в размере 25 тыс. рублей из материнского капитала.

Не осталась без внимания и миграционная политика. Гражданская война на Украине стала причиной массовой миграции населения на территорию РФ. Новый законопроект упрощает процедуру приобретения гражданами Украины гражданства РФ. Также были уточнены условия для упрощенного получения гражданства индивидуальными предпринимателями и инвесторами.

Вопрос безопасности границ СНГ в виду террористической угрозы и напряженной международной обстановки стоит достаточно остро. Депутаты ратифицировали соглашение, закрепляющее механизмы и порядок сотрудничества стран по защите границ и суверенитетов государств - членов СНГ.

Таблица 2.3 Статистика законодательного процесса за 2017 год Государственной Думы

седьмого созыва1

Показатель

Всего

Ратификации

Количество законопроектов, внесенных в Государственную Думу

22

0

Количество законопроектов, принятых Советом Государственной

Думы к рассмотрению Государственной Думой

68

1

Количество законопроектов, рассмотренных Государственной

Думой в первом чтении

59

0

Количество законопроектов, всего рассмотренных Государственной

Думой (или в первом, или во втором, или в третьем чтении)

63

1

Количество законопроектов, принятых Государственной Думой

только в первом чтении

5

0

Количество законопроектов, принятых Государственной Думой

только во втором чтении

4

1

Количество законов, принятых (одобренных) Государственной

Думой - всего

0

0

из них новых законов (впервые принятых Государственной Думой в

данный период)

0

0

повторно принятых законов (впервые принятых до данного периода и отклоненных (или возвращенных в Государственную Думу без

рассмотрения) Советом Федерации или Президентом РФ)

0

0

Количество законов, отклонявшихся (или возвращавшихся в

Государственную Думу без рассмотрения) из принятых (одобренных) Государственной Думой в данный период - всего

0

0

из них только Советом Федерации

0

0

только Президентом РФ

0

0

и Советом Федерации, и Президентом РФ

0

0

Количество законов, подписанных Президентом РФ, из принятых

(одобренных) Государственной Думой в данный период (впервые или повторно)

0

0

Количество законов, подписанных Президентом РФ в данный

период

0

0


С целью поспособствовать развитию организаций культуры, решено стимулировать деятельность меценатов, предоставляя им налоговые льготы. В результате активных дискуссий, как среди депутатов, так и в профессиональном сообществе в первом чтении был принят законопроект, упрощающий ввоз и вывоз культурных ценностей из страны. Принят «закон о 20 сигаретах», запрещающий продажу сигарет в пачках, содержащих более 20 штук. Такое изменение призвано

1 Статистика законодательного процесса за 2017 год Государственной Думы [Электронный ресурс] // Официальный портал органов государственной власти [сайт]. – URL: http://iam.duma.gov.ru/node/1/5051/20396 (дата обращения: 12.12.2016)

уменьшить потребление табачной продукции. Также депутатами был принят закон, позволяющий ввозить в страну сильнодействующие вещества в лечебных целях.

Также была продолжена работа над законодательством о туризме. Введены новые гарантии соблюдения туроператорами своих обязательств, в том числе существенно увеличены фонды для экстренной помощи туристам.

Если рассматривать более конкретно взаимодействие Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации в сфере законотворчества, то можно выделить несколько ключевых направлений:

  • реализация права законодательной инициативы законодательными органами субъектов Российской Федерации в федеральном законодательном процессе;
  • согласование проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Государственной Думой с органами государственной власти (прежде всего законодательными) субъектов Российской Федерации;
  • согласование общих позиций федерального и регионального законодательных органов по вопросам разграничения полномочий между Федерацией и ее субъектами в рамках различных межпарламентских процедур (парламентских чтений, круглых столов, в деятельности Совета законодателей при Совете Федерации, а также законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Федерации и т.п.);
  • координация планов законопроектной работы Государственной Думы и региональных законодательных органов и др.1

Участие в федеральном законодательном процессе законодательных органов субъектов Российской Федерации выражается и в том, что они дают отзывы на проекты федеральных законов по предметам совместного ведения. Данное полномочие законодательных органов государственной власти субъектов Федерации реализуется в рамках согласования проектов федеральных законов по предметам совместного ведения Государственной Думой Российской Федерации с органами государственной власти субъектов Федерации. Как известно, подобное


1 Курманов М.М. Законодательные проблемы роспуска законодательного органа субъекта Российской Федерации // Представительная власть. 2009. № 9. С.44.

согласование законопроектов широко развито и в зарубежной практике ряда федеративных государств, например в Швейцарии и Германии.

Согласование проектов федеральных законов по предметам совместного ведения с органами государственной власти субъектов Российской Федерации - не только существенная гарантия самостоятельности субъектов Российской Федерации, но и реализация права принятия окончательного решения федеральным законодателем. Процедура согласования не означает права органов государственной власти субъектов Федерации наложить вето на федеральный закон. Учет позиций, установленных в отзывах субъектов Российской Федерации, носит скорее законосовещательный характер и не может вести к установлению каких-либо жестких санкций, что подтверждается правовой позицией Конституционного Суда1. Принятие федеральных законов - прерогатива федерального законодателя (ст. 71, 76 Конституции Российской Федерации). Поэтому поиск механизмов взаимодействия с региональными парламентами и их выбор ведутся самим федеральным законодателем и обусловлены его волей. Однако от того, насколько удачным будет этот выбор, во многом зависит сбалансированный характер отношений и интересов федерального центра и регионов.2

Согласование проектов Федеральных законов - одна из форм координации деятельности органов государственной власти в федеративном государстве и сотрудничество в реализации власти по предметам совместного ведения. Термин "координация" используется в Конституции РФ при определении предметов совместного ведения, и это не удивительно, так как он в сферу деятельности Федерации и субъектов тесно переплетаются.

Участие региональных органов законодательной работы на проекты Федеральных законов по совместному ведению не только способствует более эффективному использованию и приоритетов Федеральных законов в законодательстве субъектов Российской Федерации, а также лучшей ориентации Федерального законодателя в региональных проблемах, требующих

1 Собрание Законодательства Российской Федерации. 2004. № 18. Ст. 1833.

2 Лапатухина Е.С. Указ.соч. С.34.

Законодательного решения. Следует отметить, что установленный единый тридцатидневный срок для согласования всех проектов законов, в том числе комплексные изменения в десятки Федеральных законов, не всегда обеспечивает возможность быстро и точно установить позицию областных властей. Это снижает эффективность процедуры предварительного согласования законопроектов. Таким образом, органы государственной власти субъектов Российской Федерации неоднократно поднимался вопрос о более длительных сроках, согласование проектов Федеральных законов по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.


Взаимодействие Государственной Думы Российской Федерации и законодательных органов субъектов Федерации связано и с осуществлением региональными парламентами собственного «опережающего» регулирования по предметам совместного ведения.

Региональные законодатели неоднократно пользовались правом

«опережающего» законотворчества по предметам совместного ведения. В 90-е гг. данная практика была весьма развита, что позволяло восполнять пробелы федерального законодательства, стимулировало развитие законодательства субъектов Российской Федерации. Например, многие субъекты Федерации приняли в свое время Законы «Об обращениях граждан» еще до принятия Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации1», что позволило обеспечить полноту реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и местного самоуправления.2

В свою очередь, право «опережающего» регулирования не означает, что субъекты Федерации приобретают право устанавливать правила взаимодействия с федеральной властью, ее обязанности и принципы осуществления на территории субъекта Российской Федерации. Но без решения этих вопросов интерес некоторых региональных законодателей к осуществлению данного права заметно снижался.

1 Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 19. Ст.2060.

2 Курманов М.М. Указ.соч. С.44.

Ранее субъекты Федерации нередко шли на превышение пределов своей компетенции. Сегодня эта проблема в целом решена.

В настоящее время высокие темпы развития федерального законодательства позволяют регионам законодательствовать в пределах установленной компетенции. Принятие законов субъектов Российской Федерации во многом обусловлено принятием федеральных законов (особенно в сфере совместного ведения), затрагивающих компетенцию субъекта Федерации. Ответной реакцией со стороны региональных законодателей является приведение своего законодательства в соответствие с федеральными актами, а также правовое обеспечение выполнения новых или измененных полномочий региональных органов.

В рамках деятельности законодательных органов как Федерации, так и ее субъектов создаются системы правового мониторинга. При этом определяются правовые основы мониторинга, создаются предпосылки для его осуществления, разрабатывается механизм организации и проведения мониторинга, проводится мониторинг правоприменительной практики некоторых законов.


Законодательные органы субъектов Российской Федерации не только проводят собственный правовой мониторинг, но и систематически отслеживают результаты мониторингов нормотворчества других субъектов Федерации, проводимых Федеральным Собранием, Министерством юстиции Российской Федерации и другими федеральными органами, на предмет выявления там замечаний и предложений в отношении федерального законодательства. На основании этого готовятся аналитические материалы, позволяющие в последующем своевременно устранять пробелы законодательного регулирования.1

Таким образом, представляется целесообразным расширение сотрудничества Государственной Думы и законодательных органов субъектов Российской Федерации. В рамках реализации принципа разделения властей в Российской Федерации, а именно, в разработке совместных мероприятий по оценке эффективности законодательства, как социального регулятора и оценки эффективности законодательной процедуры. С точки зрения, ее оптимальной

1 Курманов М.М. Указ.соч. С.45.

организации и соответствия современным потребностям развития общества и государства.

Исполнительная власть в Российской Федерации

В современных условиях по конституциям различных стран исполнительная власть принадлежит либо главе государства и правительству, либо только главе государства, либо только правительству. Ими исполнительная власть делегируется органам и должностным лицам низшего ранга. На деле такая градация может и не соблюдаться. Во многих странах глава государства (монарх или президент) лишь формально обладает исполнительной властью, в парламентарных республиках и парламентарных монархиях ее осуществляет правительство (совет, кабинет министров), по «совету» которого, а на деле по указанию президент издает правовые акты. В полу президентских республиках правительство, напротив, подотчетно президенту, в руках которого сосредоточено общее руководство исполнительной деятельностью, хотя по конституции исполнительная власть может принадлежать лишь правительству.

Органы исполнительной власти не ограничиваются только исполнением законов. Они занимаются также распорядительной деятельностью, что необходимо для осуществления исполнительских задач, издают нормативные акты во исполнение законов. Наконец, органы исполнительной власти обладают самостоятельными нормотворческими полномочиями, выходят за границы исполнительно-распорядительной деятельности по применению законов. На основе делегированных парламентом полномочий, обладая самостоятельной регламентарной властью, президент, правительство, министры издают множество нормативных актов, регулирующих важнейшие сферы жизни. Нередко такие акты имеют не меньшее, а большее, чем закон, значение.