Файл: Опорные конспекты по дисциплине основы философии Составила гоголева г. С. Г. Казань, 2014 г. Тема 1 Предмет философии Вопросы Место философии в системе научного познания. Структура и функции философии.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 393
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Труд создал человека. Язык - межчеловеческие связи.
Вывод: Труд, членораздельная речь, регулирование межличностных отношений и нравственные установки, стали ведущими факторами становления человека.
2. Природа и сущность человека.
Термин «природа человека» употребляется для обозначения исходного биологического начала в человеке. Природа человека - это его стойкие, неизменные, общие для все людей анотомо-физиологические черты, и общие задатки и свойства как живого существа. Человеческие качества: разумность, прямохождение, членораздельная речь, овладение культурой и т.д. Большинство философов говорят - человек главная ценность мироздания. Другие - человек зависит от природы.
Материалисты: Человек - часть природы, ее высшая ступень развития.
Благодаря орудейно — предметной деятельности — человек перестает быть частью природы, а мышление и свободная воля делают его творцом второй (очеловеченной) природы, запечатленной в предметах материальной и духовной культуры, в искусственной среде.
Соотношение биологического и социального в понимании природы и сущности человека:
1.Биологизаторская - значение природных врожденных качеств человека, близость к животному миру.
2.Социологизаторская - качества человека определяются социальной средой.
Биологическая природа человека составляет необходимую фазу и предпосылку формирования человеческих качеств, которые становятся действительными только в силу действия социальных фактов.
-
Человек в древнейших религиозных философских учениях.
Древнеегипетская, вавилонская, древнекитайская философские учения - идет стремление выразить внутренний мир человека.
Древнеиндийская философия - человек рассматривался в качестве материала способного приобщаться к высшим внеличностным ценностям.
Индуизм, Буддизм — личность не рассматривается как самоценность. Смысл жизни – достижение тождества души с мировых духом.
Древнекитайская философия - человек и мир это нечто целое, живой организм, в котором все взаимообусловлено и взаимосвязано.
Гомер - его герои имеют самостоятельное мнение и выбор жизненного пути. Нормы человека - честь, слава, стыд. Сократ - главное в человеке разум и внутренний нравственный закон, который определяется знанием. «Познай самого себя».
Добродетельный человек может быть счастливым.
Платон - добродетель это врожденное качество неизменное и одинаковое у всех. «Мудрость, мужество, выдержанность образуют справедливость в ходе воспитания».
Тело – темница души. Душа происходит на небесах, она бессмертна, она знает все.
Аристотель- отверг идею Платона о душе. В природе человека единство душевных и телесных свойств.
3 вида души. 1) Растительная - у всех. живых существ 2) Ощутительная - у животных и человека 3) Разумная – у человека.
В ходе воспитания человек приобретает мудрость, разумность, мужество, благородство и т.д.
Древняя Греция - человек приобретает высшее место в организации вселенной. Бытие человека определяется космическим разумом, а его связь с природой осуществляется посредством души.
В древней Греции - были сформулированы основные проблемы философии человека о его природе и сущности, предназначении, о соотношении души и тела, о разуме.
«Человек - уникальная мера всех вещей» - Протагор - это философское учение о человеке как о микрокосмосе. Человек (микрокосмос) отражает в себе макрокосмос. Заложена идея суеверного разума.
В учениях древних о макро и микрокосмосе вселенная рассматривалась как единое целое,
в котором функционируют законы, доступные пониманию человека. Эти позиции развиваются и современной наукой.
-
Христианство концепция человека.
Античная традиция положила начало христианского подхода к проблеме человека, фундамент которого составила идеалистическая философия Платона (родоначальник идеалистической линии в философии)
Первые века н.э. - время становления христианского учения вообще и о человеке в частности. Особое внимание личности Христа. Предание о его жизни начало христианской концепции Бого - человека. И Христос проповедал людям Евангиле т.е. радостную, благую весть, что он есть.
Спаситель людей от власти дьявола, греха, вечной смерти. Он дает людям вечное спасение – царство Божие. Позднее человек рассматривался как творец бога и как микрокосмос, в глубине которого заключены все тайны бытия.
Человек смыкается с миром природы и через нее - с самим творцом. Рисунок: Шенинна (природа) держит круг (символ верности) Внутри круга человек несущий в себе небеса и землю.
Учение: Христиане ‘терпеливо должны ждать прихода царства божьего. Путь к нему лежит через нравственные самосовершенствование каждого человека. Бедность - идеал христианина.
Карфаген V в.н.э. построена община на принципах равенства, справедливости, общности имущества. Проповедовалось учение Тетрулиана. Главное взаимопомощь и поддержка, добросовестность и исполнение всех установок государства.
А.Августин(354 -430) - теолог западно - христианской Церкви. Ряд его произведений определили философско-религиозное развитие Западной Европы до XII-XIII в. В основе его мировоззрения – бог; знающий причины: устройство всего существующего, судьбу каждого человека и каждой вещи. Единство души и тела.
Ф.Аквинский(1226-1274) – ученик Аристотеля. Единство души и тела. Но душа и вне тела существует. Человек политическое существо.
В христианской антропологии мир человека поделен на 2 сферы 1) бытие - деятельность приближающая к богу.
2) Не подлинное бытие - деятельность в сфере общественных отношений.
Христианство рассматривает человека как храм, как центр, и высшая цель мироздания.
-
Бытие человека как особая тема в европейской философии.
Средние века исследование 3-х способностей души: памяти, разума, воли. Тело темница души.
Возрождение – М.Лютер, Кальвин - протестантизм - за разделение души и тела.
Католическая философия – Иоанн Павел II: тело человека дар, как и душа. Греховно запрещать то, что нужно телу.
Философия обсуждает проблему веры и озарения. Человек имеет акт веры и творческую интуицию. Возникли философские школы: философия интуитивизма, философия психоанализа, философские конкуренции творчества.
Новое время: главная задача школы (педагогика) дать ученикам широкий круг знаний т.к. знание сила (Сократ) которая обеспечивает человеку успех и процветание. На первый план выдвигается интеллектуальный потенциал человека, его познавательные способности.
18 век французская философия заложила основы понимания человека как продукта природных и социальных сил.
Жан Жак Руссо - идеи «естественного человека» «нормального общества» т.е. переустройство общества в интересах человека, его воспитания.
Дени Дидро - при помощи воспитания можно развить и усовершенствовать природные задатки любого человека. Общество должно создать условия для этого.
Те же идеи у философов - просветителях.
Философия просвещения представила возможность изучения природы и природных качеств человека – естествознание, сохранив за собой философское осмысление его социального бытия.
Особое значение в понимании человека приобретает мораль как практическая философия.
Паскаль – «Человек - мыслящий тростник». Главная мысль - трагичность и практичность бытия человека. Спиноза – человек часть природы. Идея «свободного человека» который руководствуется в своей деятельности разумом и побеждает свои страсти.
И.Кант – жизнь человека определяется нравственным законом. Две главные позиции учения – роль морального закона для развития человечества, и роль познавательных способностей человека в процессе познания мира.
18 – 19 век - немецкая классическая философия Гегель, Фейербах активная роль человека в познании.
Гегель - он разработал диалектической метод познания и создал концепцию диалектического развития субъекта: человек – индивид – личность.
Фейербах - основу единства человека и природы составляет тело человека. Дух и тело неразрывны. Главное стремление человека - к счастью. Счастье - это беспрепятственное удовлетворение индивидуальных потребностей. Моральные свойство – простая естественная склонность. Человек человеку - бог
К.Маркс – человек общественное существо. Анализ проблемы отчуждения. Люди относятся друг к другу не как к личности, а как к вещи, это приводит к овеществлению общественных отношений.
Отчуждение ведет к деформации личности. Чтобы преодолеть противоречие между обществом и личностью надо переустроить общество. Он это связывал с переходом к высшему типу сверх связей — коммунизм или ассоциация свободных индивидов, где все подчинено созданию условий для свободного развития личности. При этом личный интерес становится общественным.
Вопрос 2: Сущность проблемы человека.
Историко-философский аспект проблемы человека
Философия-сфера знания, которая облачено в определенные человеческие ценности. Философию интересует мир человеческий, вопросы крутятся вокруг смысла бытия человека в этом мире. Человек-субъект, который способен к изменению вещного мира и самого себя. Представление о человеке постоянно меняется.
В античной философии - образ космоцентричного человека отрыл для европейцев душу, но это понимание человеческой души отличалось от вос-точного понимания. Душой обладают животные, растения, душа пронизы-вает тело, поэтому В понимании древних греков человек мыслит всем телом-"в здоровом теле-здоровый дух"; поэтому древние греки большое значение уделяли тренировке тела.
В дальнейшем понимание души менялось. Платон определял человека, как воплощение бессмертной души. Аристотель: человек-политическое животное (социальная компонента человека). В средневековой философии: образ человека- теоцентричный, человек верит в Бога, человек раб божий, земной мир-момент движения к Богу, заботиться нужно о душе. Фома Аквинский: человек-актер божественных трагедий и комедий. Воля выше интеллекта, выше разума человека- А. Августин. Фома Аквинский: в человеке нет субстанционной основы, кроме разумной души. Человек не может самостоятельно получать знания и открываются в откровениях.
Макиавелли: желания человека ненасытны, природа наделила человека желанием ко всему стремиться, а фортуна благосклонна не ко всем. М. Монтень: все особенности человека отличаются воспитанием, потому что душа сапож-ника и душа монарха от рождения одинаковы.
Человек-это машина, которая будучи при-ведена в движение чувственными ощущениями должна совершить то, что она совершает.
Гольбах: все несчастья человека от незнания законов природы, всё, что в природе происходит за счет сил инерции движения и отталкивания в душе приобретает косность, любовное влечение и т.д. антропоцентричный образ человека, Бог смещается на границу сознания. Что я могу знать? Что я должен делать? На что я могу надеяться? Что такое человек? Философия должна определить сущность человека. Первоначально, человек-предмет сам по себе, предмет на который направлена сила извне. В Новое время выдвигались мысли о том, что человеком человек становится.
Проблема становления человека в условиях развития .Многие философы высказывали сомнение в разумности человека. В человеке сильно животное начало
Н. Бердяев: человек-существо, подчиненное сверхчеловеческому началу, которое нельзя охватить разумом, присутствует творческое начало-человек должен стремиться к Богу через творчество.
Ницше: человек не только творец, но и тварь, чтобы уничтожить тварь нужно освободиться от морали, выдвигающей идеи человека-бога.
Проанализировав сущность человека, можно прийти к выводу, что философская антропология, как и другие антропологические дисциплины, никогда, по всей видимости, не приведут к окончательному, исчерпывающему раскрытию того, что есть человек, к разгадке его тайны.
Проблема человека — одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества.