Файл: Выявление сильных и слабых сторон фирмы Теоретические аспекты исследования сильных и слабых сторон организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования сильных и слабых сторон фирмы
1.1 Понятие и сущность среды коммерческой деятельности фирмы
1.2. Методологические подходы к исследованию сильных и слабых сторон организации
1.3. Сущность и значение SWOT – анализа
2. Анализ сильных и слабых сторон ООО «Юнипарт»
2.1. Краткая характеристика ООО «Юнипарт»
2.2. Анализ сильных и слабых сторон ООО «Юнипарт»
Производство
Отдел закупок
Отдел продаж
Отдел производства
Отдел качества
Генеральный директор
Рис. 2.1 Структура управления фирмы ООО «Юнипарт»
Директор представляет предприятие во всех учреждениях и организациях, распоряжается имуществом предприятия, заключает договора, издает приказы по предприятию, в соответствии с трудовым законодательством принимает и увольняет работников, применяет меры поощрения и налагает взыскания на работников предприятия, открывает в банках счета предприятия.
Мaлый штaт сoтрудникoв не пoзвoляет сoдержaть нa предприятии oтдельную финaнсoвую службу, пoэтoму нa бухгaлтерию вoзлoженa oбязaннoсть пo ведению кaдрoвoй дoкументaции предприятия, a тaкже пo плaнирoвaнию и кoнтрoлю финaнсoвoй деятельнoсти предприятия. Предприятие ведет свой бухгалтерский учет по обычному режиму учета и отчетности. Соответственно весь бухгалтерский учет ведется организацией с соблюдением всех нормативов и законодательства РФ в отношении бухучета организаций.
2.2. Анализ сильных и слабых сторон ООО «Юнипарт»
Анализ стратегического потенциала предприятия должен охватывать практически все сферы его деятельности: менеджмент предприятия, научные исследования и опытно-конструкторские разработки, производство, маркетинг, финансы, кадры.
Под стратегическим потенциалом предприятия понимается совокупность имеющихся ресурсов и возможностей (способностей) для разработки и реализации стратегии предприятия.[14]
Первым компонентом, формирующим стратегический потенциал предприятия, являются его стратегические ресурсы. Стратегический потенциал включает только те ресурсы, которые могут быть изменены в результате реализации стратегии предприятия. Стратегический потенциал предприятия формируют все ресурсы, которые обеспечивают достижение конкурентных преимуществ предприятия и преодоление его конкурентных слабостей. К их числу относят технические, технологические, информационные, кадровые, организационные, управленческие, финансовые ресурсы.
Второй компонент, формирующий стратегический потенциал предприятия, имеющиеся у предприятия возможности (способности) для разработки и реализации стратегии. К ним относятся гибкость производства, обновление продукции, гибкость управления, конкурентоспособность фирмы, доля рынка, инвестиционные возможности. При анализе возможностей предприятия следует избегать субъективных оценок, не соответствующих реальности. Например, у предприятия может сложиться впечатление, что его потребители высоко оценивают уровень качества товара и хорошо осведомлены о товаре и сопутствующих услугах. На самом же деле целевая группа потребителей недостаточно информирована о качественных аспектах товара и не отличает его от конкурирующих товаров, представленных на рынке.
В ходе стратегического анализа необходимо помнить, что стратегический потенциал предприятия существенно зависит от условий внешней среды и подвержен постоянным изменениям.
SWOT – анализ является широко признанным комплексным методом совместного изучения внутренней и внешней среды предприятия. Центр тяжести в данном анализе перемещается от понимания среды к пониманию того, как данное или прогнозируемое состояние среды может влиять на предприятие.
Сокращение SWOT образовано от начальных английских букв:
S – strength (сила);
W – weakness (слабость);
O – opportunities (возможности);
T – threats (угрозы).[15]
Анализ внешней среды предприятия позволил обозначить возможности, предоставляемые внешней средой и исходящие от нее угрозы. Возможности и угрозы обобщены в таблице 2.1.
Таблица 2.1
Перечень возможностей и угроз предприятия
Возможности |
Угрозы |
1 |
2 |
О1 Развитие информационной отрасли |
Т1 Спад производства |
О2 Появление новых рынков сбыта |
Т2 Снижение стабильности в обществе |
О3 Конкурентное преимущество на внутреннем рынке |
Т3 Уменьшение рыночной доли |
Продолжение таблицы 2.1
О4 Получение стабильно высокой прибыли |
Т4 Снижение спроса на продукцию из-за роста цен |
О5 Неудачное поведение фирм конкурентов |
Т 5 Усиление конкуренции |
О6 Совершенствование менеджмента |
Т6 Появление фирм – конкурентов |
О7 Возможность расширения ассортимента продукции |
Т7 Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов |
О8 Совершенствование технологии производства |
Т8 Скачки курсов валют |
О9 Предложение о сотрудничестве со стороны других организацией |
Т9 Изменение покупательских предпочтений |
Т10 Высокие цены на сырье |
|
Т11 Ужесточение законодательства |
|
Т12 Увеличение безработицы |
Анализ внутренней среды предприятия позволил выделить сильные и слабые его стороны, представленные в таблице 2.10.
Таблица 2.2
Сильные и слабые стороны предприятия
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1 |
2 |
S1 Высокая квалификация персонала |
W1 Несоблюдение сроков доставки автозапчастей |
S2 Известность торговой марки предприятия |
W2 Недостатки в организационной политике |
S3 Стабильные деловые связи на внутреннем рынке |
W3 Плохая мотивация персонала |
Продолжение таблицы 2.2
S4 Высокий уровень качества |
W4 Отсутствие широкого спектра дополнительных услуг |
S5 Защита интеллектуальной собственности предприятии |
W5 Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений |
S6 Грамотная сбытовая политика |
W6 Отсутствие гибкой системы оплаты труда |
S7 Монополия в производстве отдельных видов продукции |
W7 Плохая рекламная компания |
S8 Широкий круг предоставляемых услуг |
W8 Высокий уровень цен |
S9 Полная загруженность трудовых (производственных) ресурсов |
|
S10 Приемлемый уровень рентабельности |
|
S11 Достоверный мониторинг рынка |
Для успешного анализа окружения организации методом SWOT важно не только уметь вскрывать угрозы и возможности, но и уметь оценивать их с точки зрения важности и степени влияния на стратегию организации.
По данным анализа внутренней и внешней среды предприятия выполнен SWOT – анализ, результаты которого представлены в таблице 2.3.
Таблица 2.3
Результаты SWOT – анализ фирмы ООО «Юнипарт»
Возможности: О1,О2, …., О9 |
Угрозы: Т1, Т2, …., Т12 |
|
Сильные стороны: S1, S2, ….., S 11 |
«Сила и возможности» |
«Сила и угрозы» |
Продолжение таблицы 2.3
- выход на новые рынки, добавление сопутствующих услуг позволит увеличить наличие финансовых средств; |
- усиление конкуренции, политика государства, инфляция, изменение вкусов потребителей повлияют на проведение стратегии; |
|
- достаточная известность будет способствовать выходу на новые рынки; |
- появление конкурентов вызовет дополнительные расходы финансовых ресурсов; |
|
- квалификация персонала, контроль качества и развития технологий по изготовлению собственных автозапчастей дадут возможность успеть за ростом рынка; |
- известность защитит от возможных товаров – аналогов и добавит преимуществ в конкуренции; |
|
- увеличение объема производства продукции |
- достоверный мониторинг уловит изменения вкусов потребителей |
|
- четкая стратегия позволит использовать все возможности |
- снижение издержек производства |
|
Слабые стороны: W1, W2, …. W8 |
«Слабость и возможность» |
«Слабость и угрозы» |
Продолжение таблица 2.3
- плохая рекламная компания создаст затруднения при выходе на новые рынки – добавление дополнительных сопутствующих услуг; |
- появление новых конкурентов, отсутствие дополнительных услуг и высокий уровень цен ухудшит конкурентную позицию; |
|
- предложение о сотрудничестве со стороны других фирм будет затруднено плохой рекламной компанией ООО «Юнипарт» |
- неблагоприятная политика государства может привести к выходу из отрасли; - плохая мотивация персонала, отсутствие гибкой системы оплаты труда при снижение безработицы может привести к уходу квалифицированного персонала |
Таким образом, рассмотрев возможности ООО «Юнипарт», ее слабые и сильные стороны, проведя анализ угроз, исходящих из внешней среды, и ознакомившись с основными принципами выработки стратегии, можно определить стратегию организации.
2.3. Рекомендации по выбору пути развития ООО «Юнипарт»
Развитие коммерческой деятельности должно быть направлено на максимальное использование предоставляемых возможностей и максимально возможную защиту от угроз.
Поскольку предприятие работает на развивающемся рынке с умеренной конкуренцией, то для него наилучшей будет комбинированная стратегия, нацеленная на решение своих конкурентных преимуществ и предусматривающая более глубокое проникновение и географическое развитие рынка, с последующей вертикальной интеграцией вверх. Это можно сформулировать следующим образом: сначала минимизировать издержки и тем, самым, укрепить свои конкурентные позиции, при этом необходимо освоить оказание нового вида услуг – предложение клиентам наиболее полного качественного спектра услуг по поставке запчастей и комплектующих, а так же услуг автотехобслуживания, добиться наиболее качественного обслуживания клиентов во всех сегментах предоставляемых услуг.
Так же можно предложить стратегию осуществления связей с общественностью – PR-акции.
Данная стратегия подразумевает, прежде всего, создание и распространение печатных рекламно – информационных материалов. Практикуемые и планируемые на будущее виды изданий: каталоги, проспекты, буклеты, листовки, плакаты – постеры (с использованием современных технологий для демонстрации на выставках и семинарах), рулонные плакаты.
Задачи организации при этом:
- повышение качества рекламно – информационных материалов и сопроводительной документации, предоставление в них не только информации непосредственно об основных услугах предприятия, но дополнительных видов услуг и сервиса; - издание рекламной продукции (полноцветных проспектов и буклетов, представительских папок и т.п.) на высоком полиграфическом уровне; - создание качественных рекламных материалов по товарам; - создание номенклатурного каталога товаров компании, содержащего полную характеристику всех моделей по единому стандарту.
Информация в виде компьютеризованных экранных форм (слайдов) все шире используется на выставках, семинарах, круглых столах, совещаниях, во время визитов делегаций других фирм.
Планирование ресурсов на развитие и функционирование сбытовой сети осуществлялось из расчета 5-7% от фактического объема продаж, произведенных в предыдущем году продукции и услуг компании. В соответствии с этим принципом формируется бюджет сбытовой сети организации.
Общие негативные факторы, которые могут повлиять на объемы сбыта продукции являются:- усиление конкуренции со стороны существующих участников рынка, в том числе за счет вывода ими на рынок новых, инновационных и привлекательных в ценовом плане автозапчастей и технологий по их производству; - приход на рынок новых сильных конкурентов; - сбои в логистике снабжения и дистрибьюции продукции; - внезапное непрогнозируемое падение рынка.
Действия компании по уменьшению влияния факторов, которые могут повлиять на сбыт его продукции должны заключаться в следующем: - в постоянном мониторинге рынка и конкурентов; - регулярном обновление модельной линейки; - предложение рынку товаров европейского качества, включая увеличение инжиниринговой составляющей, связанной с созданием современных эффективных систем учета и управления; - удовлетворенности конечных потребителей, клиентов и партнеров; - увеличение доли прямого маркетинга; - развитие систем управления всеми аспектами операционной деятельности.
Особое внимание должно быть уделено размещению статей специального технического характера или социальной направленности (например, о преимуществах работы в компании), поскольку ряд СМИ при публикации подобных материалов готовы предоставлять значительные скидки.
Из проведенного анализа сильных и слабых сторон организации был сделан вывод, что: - компания занимает прочные позиции; - имеет достаточно большое количество постоянных клиентов; - ее сотрудники прекрасно осведомлены о рыночной ситуации и продукции, с которой они работают; - организация обладает собственным офисным и складским помещениями, расположенными выгодно с территориальной точки зрения; - предприятие имеет современное программное обеспечением; - компания обладает возможностями по вхождению на новые региональные рынки, однако, ее позиции на рынке подвергаются угрозам со стороны сильных конкурентов, нестабильной экономической ситуации, а также колеблющегося во времени потребительского спроса на продукцию.