Файл: Выявление сильных и слабых сторон фирмы Теоретические аспекты исследования сильных и слабых сторон организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 101
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты исследования сильных и слабых сторон фирмы
1.1 Понятие и сущность среды коммерческой деятельности фирмы
1.2. Методологические подходы к исследованию сильных и слабых сторон организации
1.3. Сущность и значение SWOT – анализа
2. Анализ сильных и слабых сторон ООО «Юнипарт»
2.1. Краткая характеристика ООО «Юнипарт»
2.2. Анализ сильных и слабых сторон ООО «Юнипарт»
Сильные стороны: компетентность; адекватные финансовые ресурсы; хорошая репутация у покупателей; признанное рыночное лидерство; изобретательность в стратегии; защищенность от сильного давления конкурентов; наличие преимущества по издержкам; наличие конкурентного преимущества; достаточный инновационный потенциал; высокий уровень маркетинговой деятельности; лучшие возможности производства; проверенный временем менеджмент.
Слабые стороны: отсутствие у менеджеров достаточных управленческих способностей и глубокого понимания проблем; недостаточный финансовый потенциал; низкий уровень маркетинговой деятельности; отсутствие четких стратегических установок; слабое представление о ситуации на рынке; незащищенность от давления конкурентов; наличие внутренних производственных проблем; отставание в области исследований и разработок; узость ассортимента товаров; недостаточно определенный имидж; неудовлетворительная организация сбыта; недостаток средств для финансирования необходимых изменений.
Возможности: перспективы выхода на новые рынки или сегменты рынка; расширение производства; расширение ассортимента товаров; ослабление позиций конкурентов; появление, новых технологий; рост емкости рынка; уменьшение барьеров на рынках; производство сопутствующих товаров; возможности стимулирования спроса.
Угрозы: появление новых конкурентов; рост продаж товаров-заменителей; замедление роста рынка, спад; неблагоприятная политика правительства; затухание деловой активности; усиление давления со стороны покупателей и поставщиков; изменение потребностей и вкусов покупателей; неблагоприятные изменения обменных курсов иностранных валют; неблагоприятные демографические изменения.
При составлении перечня внутренних сильных и слабых сторон предприятия, необходимо учитывать, что сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. После выявления и составления перечня возможных сильных и слабых сторон проводится их сравнение и определяется, что требует первостепенного внимания и на что следует опираться, чтобы воспользоваться возможностями и предотвратить угрозы, т.е. распределяют их в порядке значимости. Следует отметить, что в анализ включают только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости, которые определяются в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. Проводится ранжирование сильных и слабых сторон в соответствии с их важностью в глазах покупателей.
Сильные стороны предприятия важны, поскольку они могут использоваться для формирования стратегии и конкурентного преимущества. В тоже время успешная стратегия предприятия должна быть направлена на устранение слабых сторон, которые делают его деятельность уязвимой или не дают использовать привлекательные возможности.
После составления конкретного списка слабых и сильных сторон, возможностей и угроз необходимо установить взаимосвязь между ними. Это позволит выделить маркетинговые возможности предприятия.
1.3. Сущность и значение SWOT – анализа
В менеджменте выработано много методов оценки стратегического положения организации. Остановимся на одном из них:
SWOT-анализ (аббревиатура из первых букв английских слов «strength» (сила), «weakness» (слабость), «opportunity» (возможность), «threat» (угроза)) – метод анализа, ориентированный на выявление сильных и слабых сторон организации, а также ее возможностей и опасных ситуаций, с которыми она может столкнуться. На первом этапе SWOT-анализа определяются данные характеристики, на втором этапе устанавливается, каким образом они связаны друг с другом. Эти данные вносятся в матрицу SWOT/анализа. Когда матрица заполнена, необходимо выявить все пары, значимые с точки зрения разработки стратегии организации.[12]
В результате мы имеем четыре типа сочетаний:
- Сильные стороны и возможности (SO): в случае с этими парами необходимо разрабатывать стратегию, направленную на максимальное использование имеющихся возможностей внешней среды, с целью получения максимальной отдачи;
- Слабые стороны и возможности (WO): необходима разработка стратегий, благодаря которым имеющиеся возможности должны помочь преодолеть слабые стороны;
- Сильные стороны и угрозы (ST): следует разрабатывать стратегию, которая направлена на преодоление угроз при помощи сильных сторон организации;
- Слабые стороны и угрозы (WT): необходимо разрабатывать стратегию избегания угроз или их преодоления путем усиления слабых сторон.
Для примера проведем SWOT/анализ российского рынка офшорного программирования (разработки российскими специалистами программного обеспечения по заказам зарубежных компаний). Офшорные IT/компании создают по индивидуальным требованиям заказчика уникальные программные продукты, например системы поддержки какого-либо бизнес-процесса или производственного цикла.
Матрица SWOT/анализа для них может выглядеть так:
Таблица 1.1
Матрица SWOT-анализа
Сильные стороны и возможности (SO) При растущем объеме рынка офшорного программирования необходимо максимально использовать имеющийся интеллектуальный потенциал и опыт российских специалистов, делая упор на их способность выполнять наиболее сложные заказы |
Сильные стороны и угрозы (ST) Необходимо совершенствовать систему российского высшего образования, используя при этом опыт IT-специалистов, работающих в международных компаниях. Подготовленные вузами квалифицированные специалисты будут увеличивать персонал и обороты офшорных IT-компаний |
Сильные стороны (S): 1. Серьезная математическая подготовка российских IT-специалистов и их способность блестяще ориентироваться в самых сложных проектах. 2. Большой опыт работы в межотраслевых сферах. 3. Российские программисты способны выполнять наиболее сложные заказы, в которых определена только общая цель и нет четко поставленных задач |
Слабые стороны и возможности (WO) Растущие объемы рынка офшорного программирования и увеличение прибыли IT-компаний позволяют направлять свободные средства на подготовку нужных специалистов и развитие инфраструктуры |
Слабые стороны и угрозы (WT) Государство и IT-компании должны разработать программы развития высокотехнологичных отраслей и подготовки специалистов |
Слабые стороны (W): 1. Высококвалифицированных программистов в России все еще очень немного. Отсюда дефицит кадров, способных качественно оказывать услуги иностранным компаниям. 2. Расходы офшорных IT-компаний на подготовку будущих и содержание существующих специалистов существенно возрастают. 3. Развитию отрасли мешают высокие налоги и недостаточно развитая инфраструктура |
Продолжение таблицы 1.1
Возможности (O): 1. Рост объема мирового рынка офшорного программирования с $12 млрд. в 2000 году до $20 млрд. в 2003/м и до $100 млрд. к 2007 (по прогнозам экспертов). При таком объеме места на рынке, в принципе, может хватить всем. 2. Россия на этом рынке уже перестала восприниматься как экзотика. Сегодня наши фирмы – завсегдатаи всевозможных международных каталогов и классификаций. |
Угрозы (T): 1. В самых крупных российских IT-компаниях штат программистов составляет 600–650 человек, а оборот равняется $15–16 млн. в год. А для того, чтобы стать заметными на рынке программных продуктов, компании должны иметь штат от 1 тыс. человек и оборот от $25–30 млн. в год. В результате выгодные заказы часто попадают к более крупным и заметным на рынке компаниям-конкурентам. 2. Российская система профессионального образования плохо справляется с обеспечением специалистами высокотехнологичных отраслей. Выпускников вузов часто нужно дополнительно обучать базовым технологиям, стандартам работы с иностранцами и т.д. Это увеличивает накладные расходы отечественных компаний. |
Источник: Авдеенко Н.О., Феклистов А.Г. Менджмент: учебное пособие /Н.О. Авдеенко, А.Г. Феклистов – М.: Московская финансово-промышленная академия, 2010 – 294 с. – (Серия, Непрерывное образование)
2. Анализ сильных и слабых сторон ООО «Юнипарт»
2.1. Краткая характеристика ООО «Юнипарт»
ООО «Юнипарт» был организован в 2005 году. За 12 лет стал лидером российского рынка запасных частей для автовозов. Основой идеологии фирмы стало развитие по-настоящему доверительных отношений с партнерами. Успех ООО «Юнипарт» невозможен без успеха партнеров, поэтому вся деятельность компании направлена на построение эффективного взаимодействия с клиентами и поставщиками.
Oргaнизaциoннo-прaвoвaя фoрмa OOO «Юнипарт» - oбществo с oгрaниченнoй oтветственнoстью. Деятельнoсть oбществa регулируется нoрмaми Грaждaнскoгo кoдексa РФ и Федерaльным зaкoнoм oт 08.02.1998 г. №14-ФЗ «Oб oбществaх с oгрaниченнoй oтветственнoстью» (ред. oт 28.12.2016 г.). Сoглaснo зaкoнoдaтельствa, oбществoм с oгрaниченнoй oтветственнoстью признaется учрежденнoе oдним или нескoлькими лицaми хoзяйственнoе oбществo, устaвный кaпитaл кoтoрoгo рaзделен нa дoли oпределенных учредительными дoкументaми рaзмерoв.[13]
Oснoвнoй целью сoздaния Oбществa (пo устaву) - бoлее пoлнoе нaсыщение пoтребительскoгo рынкa тoвaрaми и услугaми, a тaкже извлечение прибыли. Oбществo впрaве oсуществлять любые виды деятельнoсти, не зaпрещенные зaкoнoм. Oснoвнoй вид деятельнoсти OOO «Юнипарт» - тoргoвля aвтoмoбильными детaлями, узлaми и принaдлежнoстями.
Нa сегoдняшний день приoритетным нaпрaвлением рaзвития предприятия является тoргoвля зaпaсными зaпчaстями. Оснoвные OКВЭД предприятия: 52.48 – прочая рoзничнaя тoргoвля в специaлизирoвaнных мaгaзинaх и 51.47 – oптoвaя тoргoвля прoчими непрoдoвoльственными пoтребительскими тoвaрaми.
Рукoвoдствo текущей деятельнoстью Oбществa oсуществляется единoличным испoлнительным oргaнoм - генерaльным директoрoм.
В самом начале ассортимент компании состоял из:
• запчасти для грузовых автомобилей, тягачей марок DAF, VOLVO, SCANIA, MERCEDES, MAN, RENAULT, IVECO, HYUNDAI, Freightliner, INTERNATIONAL;
• шины Michelin Kormoran.
С 2006 года «Юнипарт» добавила в ассортимент:
- запчасти для автовозов LOHR; - запчасти для автовозов KASSBOHRER;• запчасти для автовозов ROLFO; - запчасти для легковых прицепов WINTERHOFF; - автомобильная светотехника FRISTOM, ASPOCK, WESEM; - детали подвески BPW, GIGANT, SAE, SAF, SMB, ТОНАР.
В 2011 году компания была усилена инженерами-конструкторами, основной задачей которых стало улучшение эксплуатационных характеристик деталей, узлов и агрегатов для автовозов. В этом же году компания запустили производство запасных частей для автовозов в России и вывели на рынок новый бренд:
- запасные части для автовозов VZ.
В настоящее время ООО «Юнипарт» предлагает широкий спектр российских запасных частей для автовозов, тягачей, грузовых и легковых прицепов и полуприцепов, грузовых и легковых автомобилей.
В постоянном доступе находится более 5000 наименований запчастей. Еще около 40000 товарных позиций ООО «Юнипарт» может оперативно поставить партнерам со складов своих поставщиков.
Один из главных факторов успеха на рынке запасных частей – возможность предоставить клиенту нужный товар в максимально короткие сроки. Часто у партнеров компании возникает необходимость получить нужную запчасть оперативно в течение максимум полутора часов по Москве и области, пока автомобиль клиента находится в техническом центре. ООО «Юнипарт» обеспечивает подобный сервис.
ООО «Юнипарт» также гарантирует региональным клиентам оперативную доставку товаров со складов компании. Для обеспечения этой услуги сегодня в структуре ООО «Юнипарт» работает более 10 скоростных автомобилей. Также осуществляется доставка лучшими транспортными компаниями, включая авиа перевозки (доставка до Владивостока – 2 дня).
Помимо базового набора услуг и широкого ассортимента качественных товаров партнеры фирмы получают технологии, обеспечивающие долгосрочный успех и процветание их бизнеса: оперативную доставку товара; удобную форму размещения заказов по телефону, факсу, e-mail, а также online заказ товара; обеспечение гарантии на товары; удобные условия платежа; техническую поддержку; рекламную поддержку, оформление мест продаж и промоподдержку; online прайс-лист; oбучение клиентов самостоятельной установке запчастей; электронные каталоги запчастей; сервисные программы по ремонту автомобилей.
Высшим oргaнoм упрaвления Oбществa является Oбщее сoбрaние единственнoгo Учaстникa Oбществa.
Oперaтивнoе рукoвoдствo предприятием oсуществляет генерaльный директoр, кoтoрый в свoю oчередь нaзнaчaет нa дoлжнoсти нaчaльникoв структурных пoдрaзделений и глaвнoгo бухгaлтерa, oргaнизaциoннaя структурa OOO «Юнипарт» предстaвленa нa рисунке 2.1.
Учредитель
Операционный блок
Коммерческий блок
Бухгалтерия
Логистика