Файл: Эффективность функционирования предприятий в условиях рынка во многом зависит от выбранной стратегии их развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
Развитие рыночных отношений в экономике Российской Федерации требует от хозяйственных субъектов изучения специфики и состоянии товарных рынков на данный момент, а также возможных тенденций изменения на будущее, то есть исследования и прогнозирования его конъюнктуры.
Эффективность функционирования предприятий в условиях рынка во многом зависит от выбранной стратегии их развития. Однако определение стратегических перспектив субъектами малого бизнеса в большей степени носит интуитивный характер с ориентацией на текущую рыночную конъюнктуру, а не на собственные долгосрочные экономические интересы. При этом планирование затрагивает в основном производственную сферу и осуществляется эпизодически по мере необходимости ликвидации возникающих внутренних и внешних проблем. Анализ и разработка финансовых планов предпринимателями, как правило, не практикуется из-за их сложности и трудоемкости.
Вместе с тем разработанные раньше методики изучения и прогнозирования конъюнктуры рынка не отвечают современным требованиям. Поэтому возникает необходимость разработки новых подходов, учитывающих экономическую ситуацию и специфику конкретного товарного рынка – в этом и заключается актуальность исследования проблемы. Таким образом, в настоящее время возникла настоятельная необходимость в изучении и исследовании конъюнктуры рынка, базирующемся на разработке единой методологии и специализированных методик исследования и прогнозирования для различных видов товарных рынков.
Изучению данной проблемы посвящены труды отечественных экономистов, а именно Б. В. Артамонова, А. К. Воробьева, В. Е. Демидова, П. С. Завьялова, Л. М. Крепкого. Р. Б. Ноздревой. Л И. Цыгичко, Е. П. Пешковой. С. Г. Светунькова. Э. А. Уткина и многих других.
Несмотря на определенный вклад ученых в теорию и практику развития рыночной экономики страны, специальные работы в области исследования конъюнктур, рынка текстильной продукции не нашли достаточного отражения в литературе, в частности методика изучения и прогнозирования рынка текстильной продукции. Все это и явилось основанием для выбора данной темы дипломной работы.
Целью курсовой работы является практическое исследование и совершенствование мониторинга конъюнктуры рынка конкретного товара на предприятии.
Для достижения необходимых результатов в работе поставлены и решены следующие задачи:
- проанализировать существующие подходы к определению понятий «конъюнктура» и «конъюнктурообразующие факторы»;
- выявить специфические конъюнктурообразующие факторы рынка моделирования текстильной продукции;
- проанализировать состояние и тенденции развития рынка текстильной продукции;
- выполнить анализ системы управления предприятием Барнаульский хлопчатобумажный комбинат;
- разработать предложения по совершенствованию управления компанией на основе проведенного исследования конъюнктуры рынка текстильной продукции.
Предметом исследования выступает совокупность управленческих проблем, связанных с оценкой и прогнозированием конъюнктуры рынка текстильной продукции с целью более эффективного управления развитием компании (наращивания производства и потребления данной продукции).
Объектом исследования было выбрано ЗАО БМК «Меланжист Алтая».
Теоретической и методической основой исследования послужили экономическая теория, научные труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме функционирования предприятий в условиях рынка, а также различные методические подходы к изучению и прогнозированию рыночной конъюнктуры. Для получения количественных характеристик в выпускной квалификационной работе применялись методы экспертных опенок, динамических временных рядов, статистической обработки информации, графический метод отображения выявленных тенденций.
Практическая значимость работы состоит в том, что разработанные методики оценки и прогнозирования конъюнктуры рынка текстильной продукции, могут использоваться как централизованными службами конъюнктурных исследований, гак и непосредственно предприятиями по выпуску текстильной продукции при этой основе стратегии действий. Так. предложенные методы прогнозирования дают возможность установить необходимые (в соответствии со спросом) объемы выпуска продукции.
В качестве исходной информации были использованы официальные материалы правительства Российской Федерации и законодательные акты, показатели Госкомстата Российской Федерации.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Первая глава посвящена теоретическим основам изучения конъюнктуры рынка. Во второй главе рассмотрен анализ рынка текстильной продукции. И наконец, третья глава отражает методы совершенствования управления предприятием на основе изучения конъюнктуры рынка.
-
Теоретические основы рыночной конъюнктуры
1.1 Понятие рыночной конъюнктуры, задачи и цели ее анализа
Любая маркетинговая операция, будь это разработка стратегии и планирование, выбор сегмента рынка или принятие решения о выпуске нового товара осуществляется с учетом рыночной ситуации и позиции фирмы на рынке. Конъюнктура - это по существу рыночная ситуация, сложившаяся на какой-то момент или короткий промежуток времени. Предлагаются следующие определения рыночной конъюнктуры, приводимые в научной литературе (табл. 1.1).
Таблица 1.1- Понятие определения понятия «Конъюнктура рынка»
Автор | Понятие |
А.Н. Азрилиян | Конъюнктура рынка - это результат взаимодействия факторов и условий определяющих структуру, динамику и соотношение спроса и предложения на рынке какого-либо товара [1, с.391]. |
С.Г. Божук | Конъюнктура рынка – это экономическая ситуация на рынке конкретного товара (работ, услуг) в определенный момент [3, с. 54] |
Т.А. Лукичева | Конъюнктура рынка – это текущие изменения и колебания в сфере производства и сбыта отдельных конкретных товаров [10,с.159] |
М.Н. Григорьев | Конъюнктура рынка – это совокупность условий, определяющих рыночную ситуацию (соотношение спроса и предложения) [7, с.354] |
В.Н. Наумов | Конъюнктура рынка – это форма проявления на рынке системы факторов и условий в их постоянном развитии и взаимодействия на данный момент или в течении относительно непродолжительного периода, выражающаяся в определенном соотношении спроса, предложения и динамики цен [11, с.105] |
Р.К. Цахаев | Конъюнктура рынка – сложившаяся на рынке экономическая ситуация , характеризующаяся соотношением между спросом и предложением , уровнем цен, товарных запасов, портфелем заказов по отрасли, положением основных конкурирующих фирм и другими экономическими показателями [21, с. 482] |
С.В. Карпова | Конъюнктура рынка – экономическая ситуация, складывающаяся на рынке, характеризуемая уровнями спроса и предложения, рыночной активностью, ценами, объемами продаж, движении процентных ставок [13, с. 115] |
На наш взгляд, полное определение исследуемого понятия приводится в трудах А.Н. Азрилияна, Райзберга, Л.Ш., С.В. Карпова. Они определяют конъюнктуру рынка как экономическую ситуацию, характеризующуюся соотношением между спросом и предложением на данный момент времени при данном уровне цен. Конъюнктура - сложное и быстро меняющееся явление. Она складывается из множества единичных элементов и действий, развитие которых подчиняется вероятностным законам, и характеризуется определенным кругом качественных и количественных признаков, поддающихся измерению и оценке. Эти особенности конъюнктуры делают результативным широкое использование статистических методов сбора и анализа информации о состоянии рынка. [1]
Конъюнктурный анализ представляет собой комплексную оценку состояния рынка по его основным параметрам на данный момент или отрезок времени с последующим выявлением причинно-следственных связей, обусловивших определенную рыночную ситуацию. Следующая схема иллюстрирует набор показателей и характеристик оценок рыночной конъюнктуры, а также факторов, ее обусловивших (рис.1)
Ситуация на товарном рынке | |||||||||
Предложение: национальное производство, импорт | Цикличность | Масштаб и структура рынка | Конкуренция | Спрос: уровень и структура доходов | |||||
Устойчивость и равномерность развития рынка | Емкость рынка | Вектор, тенденция и скорость развития рынка | |||||||
Цены и инфляционные процессы | СООТНОШЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ И СПРОСА | Демографическая ситуация | |||||||
Занятость | Политическая ситуация | ||||||||
Ситуация на рынке ценных бумаг | Деловая активность | Ценовая эластичность спроса | Риск на рынке | ||||||
Денежное обращение и финансы | Мнения, предпочтения и поведение потребителей (покупателей) | Случайные факторы | |||||||
Ситуация на рынке сырья | Инвестиции |
Рисунок 1 - Характеристики и факторы конъюнктурного анализа
Основная цель изучения конъюнктуры рынка – установить, в какой мере деятельность промышленности и торговли влияет на состояние рынка, на его развитие в ближайшем будущем и какие меры следует принять, чтобы полнее удовлетворить спрос населения на товары, более рационально использовать имеющиеся у производственного предприятия возможности.
Результаты изучения конъюнктуры предназначены для принятия оперативных решений по управлению производством и сбытом товаров.
Стратегические цели конъюнктурного анализа требуют выявления и моделирования закономерностей действия рыночного механизма. Это необходимо для обеспечения предсказуемости развития рынка и обоснования применения социально-экономических рычагов регулирования. Исследование конъюнктуры рынка состоит из двух основных блоков: изучение общественной конъюнктуры - с отслеживанием и рассмотрением процессов, изменений, происходящих в народном хозяйстве страны, экономического сообщества или мирового хозяйства в целом, анализ основных макроэкономических пропорций и тенденций, всей совокупности отраслей, представленных в рамках выбранного объекта исследований и изучение конъюнктуры отдельного товарного рынка.
Мировая практика исследования какого-либо объекта использует систему индикаторов.
В экономике индикатор – это экономический показатель, характеризующих изменение состояния исследуемого объекта, отклонение от нормального состояния путем сопоставления его с эталоном или в динамике.
Система индикаторов, применяющихся в исследовании конъюнктуры на отдельном предприятии или отрасли, позволяет дать более точное определение состояния объекта исследования.
Сочетание стратегических и оперативных целей позволяет выявить задачи конъюнктурного анализа, которые состоят в следующем: интеграция и дифференциация рынка, типологии рыночной ситуации и градация состояния рынка; характеристика масштаба (типа) рынка; оценка и анализ основных пропорций развития; выявление, анализ и прогнозирование тенденций развития и устойчивости рыночных процессов; оценка цикличности и сезонности развития; оценка рациональных различий; оценка деловой активности; анализ монополизации рынка и уровня конкуренции [2].
Итак, анализ современных литературных источников свидетельствует о неоднозначности существующих подходов к трактовке сущности понятия «конъюнктура рынка». В процессе исследования подходов к определению сущности данного понятия было выявлено, что большинство ученых характеризует его как совокупность определенного количества факторов (условий, показателей, элементов), которые отражают ситуацию на рынке. При этом отдельные авторы подчеркивают также существование взаимосвязи между определенными факторами, поскольку величина воздействия определенного фактора на конечную ситуацию может меняться в зависимости от его взаимодействия с другими.