Файл: Эффективность функционирования предприятий в условиях рынка во многом зависит от выбранной стратегии их развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Показатели конъюнктуры рынка
Для реализации задач конъюнктуры рынка разработана соответствующая система показателей, включающая в себя (таблица 2)
Таблица 2 – соответствующая система показателей конъюнктуры [4]:
Показатель | Система |
Показатели предложения товаров и услуг | Объема, структуры и динамики предложения, потенциала предложения, эластичности предложения |
Показатели покупательского спроса на товары и услуги | Объема, динамики и степени удовлетворения спроса потребительского потенциала и емкости рынка эластичности спроса |
Показатели пропорциональности рынка | Соотношения спроса и предложения, соотношения рынков средств производства и потребительских товаров, структуры товарооборота, распределения рынка между производителями, оптовыми и розничными продавцами распределения рынка продавцов по формам собственности структуры покупателей по различным потребительским признакам (уровень дохода, возраст и т.д.), региональной структуры рынка |
Показатели перспектив развития рынка | Темп роста и прироста, объем продаж, цены, товарных запасов, инвестиций, прибыли, параметры трендов объемов продаж, цен, товарных запасов |
Показатели устойчивости и цикличности рынка | Коэффициенты вариации объемов продаж, цен и товарных запасов во времени и пространстве, параметры моделей сезонности и цикличности развития рынка |
Окончание таблицы 1.2. | |
Показатели региональных различий состояния и развития рынка | Региональной вариации соотношения спроса и предложения и других пропорций рынка; региональная вариация уровня спроса (в расчете на душу населения) и других основных параметров рынка |
Показатели деловой активности | Состав, наполненности и динамики портфеля заказов числа, размера, частоты и динамики сделок загруженности производственных и торговых мощностей |
Показатели коммерческого (рыночного)риска: | Инвестиционного риска, риска принятия маркетинговых решений, риска рыночных колебаний |
Показатели уровня монополизации и конкуренции | Численности фирм на рынке каждого товара, их распределение, распределения фирм по размеру объема производства, сбыта и продаж, уровня приватизации раздела рынка |
Группа 1 – Данные о промышленном производстве
В упрощенном виде показатели конъюнктуры рынка можно представить в виде схемы:
Показатели, характеризующие конъюнктуру рынка
Группа 2 – Показатели внутреннего товарооборота
Группа 3 – Показатели внешней торговли
Группа 4 – Показатели, характеризующие положение в кредитно-денежной сфере
Группа 5 – Один показатель- дефицит государственного бюджета
Группа 6 – Ценовые показатели
Группа 7 – Показатели деловой активности
Рисунок 2 - Показатели конъюнктуры рынка
То или иное состояние рынка в определенной степени зависит от его потенциальных возможностей. Товарное предложение и спрос представляют собой формы функционирования потенциала рынка.
Потенциал рынка – это прогнозная совокупность производственных и потребительских сил, обусловливающих спрос и предложение. Производственный потенциал выступает в форме возможности произвести и представить на рынок определенный объем товаров (продуктов и услуг).
Ему противостоит потребительский потенциал, который проявляется в виде возможности рынка поглотить (т. е. купить) определенное количество продуктов и услуг. Схема расчета потенциала рынка товаров и услуг состоит в следующем:
1. Определяется число производственных и потребительских единиц;
2. Исчисляются показатели удельной мощности (покупательной способности) соответственно производства и потребления;
3. В формулу вводятся показатели эластичности предложения и спроса от цен, доходов и других факторов рынка.
Можно также выделить долю рынка, которая, по расчетным оценкам, достанется конкурентам (данная поправка рассчитана на оценку потенциала на микроуровне конкретной фирмы). В формулу могут быть также введены показатели, ограничивающие или, наоборот, расширяющие объем производства и потребления.
В общем виде формула потенциала рынка выглядит следующим образом:
(1)
где Ni – единицы производства или потребления;
Wi – показатели мощности единиц (производственной или потребительской);
Э – эластичность спроса или предложения;
Fj – прочие факторы и элементы потенциала;
N – число единиц потенциала.
В развернутом виде схема расчета производственного потенциала (потенциала товарного предложения) на какой-либо период может быть представлена в виде следующей формулы:
(2)
где Q – производственный потенциал рынка, т. е. объем товаров, который может быть произведен и предложен рынку в течение определенного периода;
Ni – предприятия или группа предприятий, производящих данный товар (продукт или услугу);
Wi – мощность предприятия (или средняя мощность по группе);
Di – степень загрузки производственных площадей;
Ri – степень обеспечения ресурсами, необходимыми для реализации производственной программы;
Э – эластичность предложения от цен на сырье и готовую продукцию;
В – внутреннее производственное потребление (по нормативам);
С – часть продукции, которую, по оценкам, будут производить конкуренты;
n – число i-х производственных предприятий.
Потребительский потенциал характеризуется емкостью рынка. Этот показатель близок к объему спроса, но не вполне совпадает с ним. [5]
Емкость рынка – количество (стоимость) товаров, которое может поглотить рынок при определенных условиях за какой-то промежуток времени. Иногда этот показатель определяется с помощью многофакторной прогнозной модели спроса. Этот расчет носит вероятностный, часто многовариантный характер.
Другой метод расчета емкости рынка – построение мультипликативно-аддитивной модели, основанной на нормативных и экспертных показателях. Емкость рынка определяется в разрезе отдельных локальных рынков конкретных товаров и услуг (часто-региональных) по следующей формуле:
(3)
где Е – емкость рынка (количество или стоимость продуктов и услуг, которые могут быть куплены в определенном периоде);
Si – численность i-й группы потребителей;
k – уровень (коэффициент) потребления в базисном периоде, или норматив потребления i-й группы потребителей (нормативы: технологические – для средств производства, физиологические – для продуктов питания, рациональные – для непродовольственных продуктов и услуг); Э – коэффициенты эластичности спроса от цен и доходов; Р – объем нормального страхового резерва товаров; Н – насыщенность рынка – объем товаров, имеющихся в домашнем хозяйстве населения, или средств производства на предприятиях на данный момент времени или за его отрезок; Иф – физический износ товаров; Им – моральный износ товаров; А – альтернативные рынку формы удовлетворения потребностей (в частности, натуральные источники потребления, черный рынок и т. п.), а также потребление товаров-заменителей; С – доля конкурентов на рынке.
Насыщенность рынка – это степень обеспеченности потребителей товарами, определяемая или экспертным путем, или на основе выборочного обследования домашних хозяйств. Для товаров длительного пользования используется балансовый метод расчета:
Нк = Нн + П – В, (4)
где Нк – наличие товаров на конец периода; Нн – наличие товара на начало периода; П – покупка (поступление) товаров за период; В – выбытие товаров за период.
Конъюнктура товарного рынка является составным компонентом общеэкономической конъюнктуры страны и в известной мере мировой конъюнктуры. Однако отдельные (локальные) рынки в рамках общей конъюнктуры могут иметь значительные особенности в своем развитии. Неформальными конъюнктурными оценками являются характеристики покупательских настроений, отражающие тенденции оживленности рынка, и инфляционных ожиданий, предсказывающих изменения цен. Обе эти характеристики базируются на основе опросов как самих потребителей, так и предпринимателей, выступающих на рынке в качестве продавцов [6].
Каждая фирма, готовясь к выходу на рынок, сталкивается с необходимостью дать оценку сложившейся рыночной ситуации. Она разрабатывает конъюнктурный обзор - комплексную оценку рыночной конъюнктуры, выполненную по результатам специальных исследований, о которых будет сказано далее. Альтернативным вариантом может быть обзор описательного характера, составленный по информации, полученной от торговых корреспондентов, а также на основе тангенциальных опросов специалистов.
Общие и частные оценки рыночной ситуации и состояния параметров рынка рассматриваются и принимаются на конъюнктурных совещаниях (простая разновидность мозгового штурма), куда приглашается руководящий состав фирмы и ряд специалистов. В процессе обсуждения точки зрения участников совещания сближаются, и они приходят к единому мнению о ситуации на рынке.
1.3 Характеристика прогнозирования конъюнктуры
Прогнозирование – это научно обоснованные суждения о возможном состоянии и будущем развитии того или иного объекта или отдельных его элементов, а также об альтернативных путях, методах, сроках достижения определённого состояния этого объекта (таблица 3).
Принципами прогнозирования являются: системный подход; научная обоснованность; альтернативность и вариантность; выделение генеральной цели, ведущего звена; отражение объективных закономерностей; достоверность.
Предметом прогнозирования в области конъюнктуры являются следующие показатели: объем материального производства; объем спроса; уровень цен.
Таблица 3 - Содержание и результаты исследований конъюнктуры
Название разделов | Основные освещаемые вопросы |
Введение | Краткая характеристика основных явлений, характерных для рынка в предыдущие 3-5 лет. |
Производство | Динамика рынка в предыдущие 3-5 лет, география, развитие НТП, особенности государственного регулирования. |
Потребление | Объем и динамика рынка в целом и в распределении по основным потребителям; влияние НТП (появление новых технологий, а также товаров - заменителей); Деятельность фирм по совершенствованию ФОССТИС субсидирование потребителей. |
Запасы | Движение запасов у производителей, в товаропроизводящей сети, у потребителей; зависимость уровня запасов от транспортировки товара; размер государственных резервов и их регулирование. |
Торговля | Объем и динамика в целом и в распределении по регионам и крупнейшим продавцам; Доля крупнейших продавцов и покупателей; Регулирование торговли (тарифными и нетарифными методами); Новые формы и методы торговли. |
Цены | Выявление всех рядов цен с подробным описанием реквизитов (качества, условий поставки, сроков поставки, упаковки и пр.); Выбор ориентира или базисной цены, в наибольшей степени отражающей ситуацию на рынке. |
Прогноз | Производство. Потребление. Торговля. Цена |