Файл: Эффективность функционирования предприятий в условиях рынка во многом зависит от выбранной стратегии их развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

      

Цель конъюнктурного прогноза, в маркетинговом исследовании ставится более значительная – прогноз должен быть долгосрочным и перспективным, чтобы фирма сумела, основываясь на этом, разработать и осуществить комплексную и длительную рыночную стратегию и систему мер маркетингового воздействия на рынок. По своему содержанию прогноз аналогичен содержанию и последовательности рыночных исследований, т. е. определяет будущие показатели по емкости рынка, спросу, предложению, конкурентоспособности, эластичности спроса, ценам, включая показатели по производству, внутренней и внешней торговле, денежно-кредитной и финансовой сфере, а также данные по капиталовложениям и заказам, фирменной структуре и т. д. [7]

Также следует иметь в виду, что маркетинг предполагает составление прогноза развития рынка, включающий прогноз общехозяйственной конъюнктуры, оценку перспектив развития уровня потребления, политической стабильности, совокупной степени риска и т. д. Построение и краткосрочного, и долгосрочного прогнозов основано на объективной особенности развития явлений социально-экономической жизни общества, а именно на его инерционности.

Таким образом, прогнозирование конъюнктуры рынка – завершающий этап комплексного исследования рынка, основные результаты которого фирмы используют при планировании своей деятельности. Обычно конъюнктурные прогнозы используются для определения тактических действий на близкую перспективу (не более чем на 1 год), поскольку именно в этих временных можно достаточно точно предсказывать характер изменения товарной конъюнктуры.

При проведении конъюнктурного прогноза важно иметь в виду, что:

1) невозможно получить абсолютно точный прогноз. Поэтому надо стремиться к сведению к минимуму неопределенности, которая присуща каждому прогнозу;

2) необходимо разрабатывать спектр альтернативных вариантов развития рыночной конъюнктуры в зависимости от воздействия тех или иных конъюнктурообразующих факторов;

3) разработка прогнозов должна производиться непрерывно и повседневно.

Определение наиболее вероятных оценок состояния рынка в будущем может осуществляться различными способами (приложение 1).

Основой маркетинга являются комплексные маркетинговые исследования, включающие изучение как внешней маркетинговой среды, рынка и мотиваций потребителя, так и внутренней маркетинговой среды. Такие маркетинговые исследования позволяют выбрать оптимальный рынок сбыта, осуществить планирование, т. е. обоснованное, согласно результатам маркетинговых исследований, предвидение, прогноз развития рыночной ситуации и разработку соответствующих мер маркетингового воздействия на рынок с целью обеспечения эффективности предпринимательской и маркетинговой деятельности фирмы и реализации стратегических направлений предпринимательства.


Маркетинговые исследования создают научно и практически обоснованную базу для принятия квалифицированных решений управленческим аппаратом компании.

Определяющее значение при проведении комплексных исследований рынка имеет наличие большого количества разнообразной информации, т.е. сведений, которые служат объектом обработки, передачи и хранения. Можно выделить три главных источника информации о рынке: данные о производственно-хозяйственной деятельности предприятия и его конкурентах, результаты специальных исследований и наблюдений, общие социально-экономические показатели развития страны, региона и т.п.


Глава 2. Анализ конъюнктуры рынка текстильной продукции
2.1. Общая характеристика ЗАО БМК «Меланжист Алтая»
Полное фирменное наименование Общества: Закрытое акционерное общество Барнаульский меланжевый комбинат «Меланжист Алтая». Общество зарегистрировано Постановлением Октябрьского района г. Барнаула №3645 от 31 октября 2000 года. Общество является юридическим лицом и в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и Уставом.

Для ЗАО БМК «Меланжист Алтая» главная цель — это максимизация прибыли и минимизация убытков. Таким образом, главная цель деятельности Предприятия — хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов участников и трудового коллектива.

ЗАО БМК «Меланжист Алтая» действует на основе полного хозяйственного расчета и самоокупаемости, самостоятельно осуществляет финансирование затрат по обеспечению хозяйственной деятельности, социальному развитию и материальному стимулированию работников за счет собственных средств, всецело отвечает за результаты своей производственно-хозяйственной деятельности и выполнение обязательств перед бюджетом, поставщиками, кредиторами и банками. Основным видом деятельности ЗАО БМК «Меланжист Алтая» является оптовая торговля.

Структура предприятия и его подразделений утверждается директором. Директор назначается на должность собранием участников. Директором производится назначение и освобождение от должности заместителей директора и руководителей структурных подразделений.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия основан на анализе прибыли, так как она характеризует абсолютную эффективность его работы. Бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах ЗАО БМК «Меланжист Алтая» представлен в приложении 2. Основные финансово-экономические показатели деятельности сведены в таблицу 4.

Таблица 4 - Основные технико-экономические показатели ЗАО БМК «Меланжист Алтая» за 2019-2021 гг., тыс. руб.



Показатели



2019 г.



2020 г.



2021 г.

Отклонение, +,-

2020г./ 2019г.

2021г./ 2020г.

1. Выручка

1532007

1641752

1487546

109745

-154206

2. Себестоимость

1179507

1182254

1137809

2747

-44445

3. Валовая прибыль

352500

459498

349737

106998

-109761

4. Прибыль от продаж

210832

298852

233823

88020

-65029

5. Прибыль (убыток) до налогообложения

146521

222332

190857

75811

-31475

6.Текущий налог на прибыль

54107

67734

50116

13627

-17618

7. Чистая прибыль (убыток)

87229

160688

142985

73459

-17703

8. Численность персонала, чел.

113

104

94

-9

-10

9. ФОТ, тыс. руб.

32843

31077

28777

-1766

-2300

10. Объем производства продукции, тыс. руб.

69956

62367

54067

-7589

-8300

11. Рентабельность продаж, %

23,01

27,99

23,51

-

-




Рассчитаем рентабельность продаж, которая определяется делением суммы валовой прибыли на сумму выручки.

352500 / 1532007 x 100% = 23,01% рентабельность продаж за 2019 г.

459498 / 1641752 x 100% = 27,99% рентабельность продаж за 2020 г.

349737 / 1487546 x 100% = 23,51% рентабельность продаж за 2021 г.

Суммы выручки, себестоимости, валовой прибыли, прибыли от продаж, прибыли до налогообложения, чистой прибыли отражены в таблице на основании данных отчетов о финансовых результатах ЗАО БМК «Меланжист Алтая» за 2019-2021 гг. Наглядно финансовые результаты представлены на рисунке 3. Таблица 4 и рисунок 3 свидетельствуют о том, что за 2021 год годовая выручка равнялась 1487546 тыс. руб. За 2019-2021 гг. отмечено уменьшение выручки, составившее 44461 тыс. руб.



Рисунок 3- Финансовые результаты ЗАО БМК «Меланжист Алтая» 2019-2021 гг., тыс. руб.

Объем производства в 2021 г. по сравнению с 2020 г. уменьшился на 8300 тыс. руб. Численность персонала тоже уменьшилась на 10 чел., фонд оплаты труда тоже уменьшился на 2300 тыс. руб. Анализ хозяйственной деятельности позволяет выявить соответствие внутренних резервов и возможностей организации обеспечению конкурентных преимуществ и удовлетворению будущих потребностей рынка. Особенностью современного анализа является соответствие внешним требованиям и стратегическим задачам организации
2.4. Изучение конъюнктуры рынка текстильной продукции
Общий объем мирового рынка продукции текстильной промышленности оценивается экспертами в $450 млрд. При этом потребление текстильной продукции, одежды и обуви стабильно растет на 2 – 4% в год. По прогнозам специалистов к 2020 году рост составит около 12%. Текстильная промышленность имеет наибольший удельный вес в объеме производства легпрома – около 45 – 50% (более полутора млрд. долл. в стоимостном выражении).

Для краткосрочного конъюнктурного прогноза необходимо учитывать все факторы - от временных и случайных до циклических, уделяя при этом основное внимание спросу, предложению и цене.  Объем спроса или платежеспособной потребности в каждый конкретный момент составляет некоторую долю емкости рынка. Разница между емкостью рынка и объемом спроса как раз и определяет степень перспективности того или иного продукта на рынке. Емкость рынка V может быть подсчитана на основе данных промышленной и внешнеторговой статистики следующим образом:


V=G+Z+I-E,

где G - производство товара; Z - остатки товарных запасов; I - импорт товаров; E - экспорт товаров.

Применительно к любому рынку продукции легкой промышленности определить показатель остатков товарных запасов Z крайне сложно: торговые фирмы обычно неохотно делятся такой информацией, скрывая ее под видом коммерческой тайны. Вместе с тем, этот показатель с высокой степенью достоверности можно оценить, используя метод экспертных оценок. Отметим, что реально складывающаяся емкость рынка может и не отражать его потенциальной емкости, которая определяется личными и общественными потребностями.

Один из надежных методов определения покупательских предпочтений - анкетирование потенциальных покупателей. Анкеты экспертного опроса должны содержать все важнейшие характеристики товара. Затем по каждой характеристике устанавливаются три уровня значимости: важно, желательно, значения не имеет, и в соответствии с выделенными уровнями определяются три группы потребителей.

Ниже мы рассмотрим показатели, отражающие сложившиеся у потребителей привычки в приобретении одежды из текстиля, а также некоторые другие характеристики выделившихся потребительских сегментов. Опрос был проведен в Москве в мае 2008 года. Для измерений по показателю «место покупки» использовался один вопрос и два блока ответов, первый из которых отражает приверженность покупателей к конкретному месту покупки одежды и в этом смысле дает понять, какая доля потребителей является постоянными покупателями относительно используемого места покупки (диагр. 1). Как видим, в соответствии с приведенными данными большинство покупателей не являются постоянными клиентами какого-либо одного торгового предприятия. Следовательно указанная выше  приверженность невелика, и покупки совершают в основном случайным образом. С одной стороны, это говорит о том, что пока еще более выгодно продвигать свою продукцию в максимальное количество розничных точек. Время четкой стратификации торговых предприятий «по карману и интересам» еще не настало. С другой стороны, 22% процента покупателей такую приверженность показали. При этом отметим, что около 20% покупателей из их числа приобретают одежду марок  UnitedColoursofBenetton, Большевичка, Versace, Lior, HugoBoss. В связи с этим мы можем уверенно говорить о том, что на покупательскую аудиторию оказывает существенное влияние сеть фирменных магазинов этих марок.