Файл: Методические рекомендации по применению практикума по биологии.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 350
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Дидактический материал
для организации и проведения практикума по биологии
на уровне среднего общего образования в условиях
естественно-научного профиля
Методические рекомендации по применению практикума по биологии.
Профилизация образования в современной школе влечёт за собой изучение отдельных предметов на более глубоком и детальном уровне. Изучение предметов естественно-научного цикла неразрывно связано с проведением лабораторных и практических занятий, т.к. наука биология относится к эмперическим наукам. Объяснить процесс, доказать то или иное предположение, описать явление порой, бывает очень трудно, не имея минимальных знаний в области естественных наук. Систематическое вовлечение учащихся в биологический практикум позволяет приобрести: знания по предмету, навыки исследователя, представления о научном методе познания и реально помогает выпускнику справиться с конкурсными испытаниями по окончанию школы.
Предложенный дидактический материал имеет огромное практическое значение для учителей и обучающихся. Материал четко структурирован по изучаемым темам. Предлагается алгоритм проведения работы, благодаря этому у учителей сокращается время на организационные мероприятия. Имея перед глазами индивидуальный маршрут практического занятия между учителем и учеником возникает понимание предъявляемых требований. Алгоритм выполнения работы позволяет ученику сократить время на выполнение работы и больше времени отвести не на оформление а на исследовательскую или анализирующую деятельность.
В данном пособии реализуется дифференцированный поход к выполнению учебной задачи. Дети с высокой мотивацией по предмету могут использовать различные источники поиска учебной информации, а вот для менее заинтересованных обучающихся предлагается в приложении справочный материал, которым можно воспользоваться.
Выполнение лабораторных и практических работ требует наличие определённой материально-технической базы, но даже при хорошем материально-техническом оснащении многие биологические объекты и процессы не доступны для непосредственного изучения. В дидактическом материале ученики смогут найти изображения необходимых объектов и процессов.
Важной составляющей успешно выполненной исследовательской работы является умение обобщить проделанную работу для этого практически каждая методичка содержит не только задания, определяющие самостоятельные практические действия учащихся, но и вопросы для анализа, размышления, а также дополнительные пояснения в связи с рассмотренным материалом. Такая структура маршрутного листа не только поможет грамотно сформулировать выводы, но и отработать навыки полного и грамотного ответа на вопросы 2 части ЕГЭ.
Дидактический материал составлен в соответствии с рабочей программой по биологии для учащихся с углубленным изучением биологии к учебнику П.М Бородина, Л.В. Высоцкой, Г.М. Дымшица. Биология (общая биология), учебник для 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений; профильный уровень; части 1и 2. – М.; Просвещение. - 2017.
Тема. Введение
Практическая работа №1 «Анализ информации о новейших достижениях биологии в СМИ».
Тема. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ
Тема 1. Молекулы и клетки
Лабораторная работа №1«Устройство световых микроскопов и техника
Лабораторная работа №2 «Обнаружение биополимеров в биологических объектах»
Лабораторная работа №3«Каталитическая активность ферментов»
Лабораторная работа №4 «Причины денатурации белков на примере яичного белка»
Тема 2. Клеточные структуры и их функции
Лабораторная работа №5 «Физиологические свойства клеточной мембраны»
Лабораторная работа №6 «Строение клетки. Размеры внутриклеточных структур».
Лабораторная работа №7 «Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений, животных, бактерий и грибов».
Тема 3. Обеспечение клеток энергией
Практическая работа №2 «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза»
Практическая работа №3 «Сравнение процессов брожения и дыхания»
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке
Лабораторная работа №8 «Изучение морфологии хромосом млекопитающих»
Лабораторная работа №9 «Сравнение процессов митоза и мейоза»
Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов
Лабораторная работа №10 «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».
Раздел II
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ
Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости
Лабораторная работа № 11 «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Тема. Введение
Практическая работа №1
Тема: «Анализ информации о новейших достижениях биологии в СМИ»
Цель:проанализировать информацию о новейших достижениях биологии в СМИ, дать критическую оценку предложенной информации, отработать навыки создания презентаций.
Оборудование:интерактивная доска, проектор.
Ход работы
1. Найти информацию о достижениях биологии в СМИ.
2. Приготовить сообщение, презентацию
3. Рассказать о достижениях биологии в настоящее время.
4. Внесите в таблицу полученную информацию.
№ п/п | Достижения биологии | Источник информации |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
6. Сделайте вывод по работе.________________________________________'>________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел 1. БИОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ: КЛЕТКА, ОРГАНИЗМ
Тема 1. Молекулы и клетки
Лабораторная работа № 1
Тема: «Устройство световых микроскопов и техника микроскопирования»
Дата:_____________________________
Цель: закрепить навыки работать с микроскопом и умения изготовления временных микропрепаратов.
Оборудование: микроскопы, лабораторное оборудование, листья герани, клетки плесневых грибов.
Ход работы 1. Изучить устройство светового микроскопа и освоить технику работы с ним. Пользуясь методической разработкой, изучите устройство светового микроскопа и правила работы с ним.
2. Приготовьте микропрепарат листа пеларгонии или клеток мукора.
3. Зарисуйте увиденное в микроскоп.
Сделайте вывод по работе.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 2
Тема: «Обнаружение биополимеров в биологических объектах»
Дата_______________________
Цель: обнаружить присутствие в биологических объектах белков, углеводов и липидов.
Оборудование : яичный белок, гидроксид натрия, сульфат меди, раствор крахмала, раствор йода, ацетон.
Ход работы
-
В пробирку №1 внести 5 капель 1% - го яичного белка, три капли 10% раствора гидроксида натрия и 1 каплю 1% раствора сульфата меди и перемешивают. Содержимое пробирки приобретает сине - фиолетовое окрашивание, следовательно ________________________________________ -
В пробирку №2 внести 10 капель 1% - го раствора крахмала и одну каплю 1% раствора йода. Наблюдается сине - фиолетовое окрашивание, следовательно ____________________________________________________ -
В сухую пробирку №3 налить 10 капель ацетона; в стаканчик положить желток куриного яйца. Помешивая палочкой, по каплям прилить 40 мл горячего спирта. Когда раствор остынет, отфильтровать его в сухую пробирку. Фильтрат должен быть прозрачным. При добавлении реактива выпадает белый осадок, следовательно _______________________________ -
Результаты занесите в таблицу
№ пробирки
Результат
Обнаруженный биополимер
№1
№2
№3
-
Ответьте на вопросы; в чем заключается сходство и различие обнаруженных органических веществ? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Каковы причины различия и сходства? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сделайте вывод по работе. __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа №3
Тема: «Каталитическая активность ферментов»
Дата___________________
Цель: сформировать знания о роли ферментов в клетках, закрепить умение работать с микроскопом, проводить опыты и объяснять результаты работы.
Оборудование: свежий 3%-ный раствор пероксида водорода, пробирки, пинцет, ткани растений (кусочки сырого и вареного картофеля).
Ход работы
1. Приготовьте пять пробирок, и поместите в первую пробирку кусочек сырого картофеля, во вторую измельченного сырого картофеля, в третью — кусочек вареного картофеля, в четвертую — кусочек сырого мяса, в пятую — кусочек вареного мяса. Капните в каждую из пробирок немного пероксида водорода.
2. Пронаблюдайте явление, возникшее в результате проникновения в клетки молекул пероксида водорода и взаимодействие их с ферментом каталазой.
3. Сравните процессы, протекающие во всех пробирках.
4. Внесите в таблицу полученные результаты.
№ пробирки (указать ее содержимое) | Что происходит на тканях в пробирках |
| |
| |
| |
| |
| |
5. Дайте ответы на вопросы: а) какие внутримолекулярные связи разрушились в ферменте каталазе при варке картофеля и мяса, и как это отразилось в опыте?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ б) как влияет измельчение ткани на активность фермента?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Сделайте вывод по работе.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________