Файл: Методические рекомендации по применению практикума по биологии.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 353
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Примечание. Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2О2 препятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляяН2О2 на воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2: 2 Н2О2 2 Н2О2 + О2
Лабораторная работа №4
Тема: «Причина денатурации белков на примере яичного белка»
Дата _______________
Цель: закрепить знания о причинах денатурации белков
Оборудование: вода, яичный белок, спиртовка
Ход работы
1. Прилить воду к яичному белку.
2. Встряхнуть до образования однородного раствора.
3. Оценить свойства белка (прозрачность, растворимость, агрегатное состояние). Заполните таблицу
4. Отлить раствор в пустую пробирку.
5. Зажечь спиртовку и нагреть полученный раствор белка.
6. Оценить свойства белка (прозрачность, растворимость, агрегатное состояние). Заполните таблицу.
Состояние раствора яичного белка | Прозрачность | Растворимость | Агрегатное состояние |
До нагревания | | | |
После нагревания | | | |
Сделать вывод в тетради:
а) Что явилось причиной денатурации?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Что произошло в результате денатурации?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в) Обратима ли данная денатурация?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Г) Какие ещё факторы вызывают денатурацию белка?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Денатурация - свойство белка менять свою структуру при изменении внешних факторов.
Тема 2. Клеточные структуры и их функции
Лабораторная работа №5
Тема: «Физиологические свойства клеточной мембраны»
Дата___________________
Цель:изучить физиологические свойства клеточной мембраны, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.
Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.
Ход работы
-
Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки. -
Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Объясните наблюдаемое явление.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? __________________________________________________________________________________________________________________________________ Чем можно объяснить такое направление движения воды?
__________________________________________________________________________________________________________________________________ Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?
__________________________________________________________________________________________________________________________________ Какое свойство цитоплазматической мембраны обеспечивало данный процесс?
__________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Сделайте вывод по работе
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 6
Тема: «Строение клетки. Размеры внутриклеточных структур»
Дата__________________
Цель: закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой, определять размеры внутриклеточных структур.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов, животных, рисунки клеток различных организмов Ход работы Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов и клеток животных.
-
Рассмотрите рисунок «Различные формы клеток одноклеточных и многоклеточных организмов» (см. Приложение) -
Сопоставьте увиденное с изображением объектов на рисунках. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды. -
Сравните между собой эти клетки.
Название клеток
Рисунок клетки
Особенность строения клетки
-
Ответьте на вопросы; в чем заключается сходство и различие клеток?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Каковы причины различия и сходства разных организмов?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
-
Сделайте вывод по работе. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 7
Тема: «Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений, животных, бактерий и грибов».
Дата___________________________
Цель: закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток растений, животных, грибов и бактерий сравнивать их между собой.
Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов, животных, бактерий, рисунки клеток различных организмов.
Ход работы
1.Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов, клеток животных и бактерий.
2.Сравните строение клеток эукариот и прокариот.
3. Данные занесите в таблицу.
Признаки для сравнения | Прокариотическая клетка (бактерия) | Эукариотическая клетка (растений, животных, грибов) |
1.Ядро 2. Генетический материал 3. Клеточная стенка 4. Мезосомы 5. Мембранные органоиды 6. Рибосомы 7. Цитоскелет 8. Способ поглощения веществ клеткой 9. Жгутики 10. Пищеварит. вакуоли | | |
5.Сделайте вывод по работе _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 3. Обеспечение клеток энергией
Практическая работа № 2
Тема: «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.
Цель: сравнить процессы фотосинтеза и хемосинтеза
Оборудование: материал учебника
Ход работы
1. Повторите параграфы учебника 11 и 12 «Биология» под ред. В.К.Шумного.
2. Сравните процессы фотосинтеза и хемосинтеза, заполнив таблицу.
Признаки для сравнения | Фотосинтез | Хемосинтез |
1.Определения данных процессов 2. Какие организмы участвуют 3. Источник энергии 4. Исходные вещества 5. Конечные вещества
| | |
3.Сделайте вывод по работе.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________