Файл: Методические рекомендации по применению практикума по биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 353

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Примечание. Пероксид водорода – ядовитое вещество, образующееся в клетке в процессе жизнедеятельности. Принимая участие в обезвреживании ряда токсических веществ, он может вызвать самоотравление (денатурацию белков, в частности, ферментов). Накоплению Н2Опрепятствует фермент каталаза, распространенный в клетках, способных существовать в кислородной атмосфере. Фермент каталаза, расщепляяН2Она воду и кислород, играет защитную роль в клетке. Фермент функционирует с очень большой скоростью, одна его молекула расщепляет за 1с 200 000 молекул Н2О2: 2 Н2О2 Н2О+ О2

Лабораторная работа №4

Тема: «Причина денатурации белков на примере яичного белка»

Дата _______________

Цель: закрепить знания о причинах денатурации белков

Оборудование: вода, яичный белок, спиртовка

Ход работы

1. Прилить воду к яичному белку. 
2. Встряхнуть до образования однородного раствора.
3. Оценить свойства белка (прозрачность, растворимость, агрегатное состояние). Заполните таблицу
4. Отлить раствор в пустую пробирку.
5. Зажечь спиртовку и нагреть полученный раствор белка.
6. Оценить свойства белка (прозрачность, растворимость, агрегатное состояние). Заполните таблицу.


Состояние раствора яичного белка

Прозрачность

Растворимость

Агрегатное состояние

До нагревания







После нагревания






Сделать вывод в тетради:

а) Что явилось причиной денатурации?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б) Что произошло в результате денатурации?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Обратима ли данная денатурация?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Г) Какие ещё факторы вызывают денатурацию белка?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Денатурация - свойство белка менять свою структуру при изменении внешних факторов.


Тема 2. Клеточные структуры и их функции
Лабораторная работа №5

Тема: «Физиологические свойства клеточной мембраны»

Дата___________________

Цель:изучить физиологические свойства клеточной мембраны, закрепить умения работать с микроскопом, проводить наблюдение и объяснять полученные результаты.

Оборудование: микроскопы, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, стаканы с водой, фильтровальная бумага, раствор поваренной соли, репчатый лук.

Ход работы

  1. Приготовьте препарат кожицы лука, рассмотрите клетки под микроскопом. Обратите внимание на расположение цитоплазмы относительно клеточной оболочки.

  2. Удалите с микропрепарата воду, приложив фильтровальную бумагу к краю покровного стекла. Нанесите на предметное стекло каплю раствора поваренной соли. Наблюдайте за изменением положения цитоплазмы.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Фильтровальной бумагой удалите раствор поваренной соли. Капните на предметное стекло 2-3 капли воды. Наблюдайте за состоянием цитоплазмы.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Объясните наблюдаемое явление.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ответьте на вопросы: куда двигалась вода (в клетки или из них) при помещении ткани в раствор соли? __________________________________________________________________________________________________________________________________ Чем можно объяснить такое направление движения воды?

__________________________________________________________________________________________________________________________________ Куда двигалась вода при помещении ткани в воду? Чем это объясняется?

__________________________________________________________________________________________________________________________________ Какое свойство цитоплазматической мембраны обеспечивало данный процесс?

__________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Сделайте вывод по работе

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Лабораторная работа № 6

Тема: «Строение клетки. Размеры внутриклеточных структур»

Дата__________________

Цель: закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой, определять размеры внутриклеточных структур.

Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов, животных, рисунки клеток различных организмов Ход работы Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов и клеток животных.

  1. Рассмотрите рисунок «Различные формы клеток одноклеточных и многоклеточных организмов» (см. Приложение)

  2. Сопоставьте увиденное с изображением объектов на рисунках. Зарисуйте клетки в тетрадях и обозначьте видимые в световой микроскоп органоиды.

  3. Сравните между собой эти клетки.

    Название клеток

    Рисунок клетки

    Особенность строения клетки






















  4. Ответьте на вопросы; в чем заключается сходство и различие клеток?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Каковы причины различия и сходства разных организмов?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Сделайте вывод по работе. _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Лабораторная работа № 7

Тема: «Особенности строения клеток прокариот и эукариот. Клетки растений, животных, бактерий и грибов».

Дата___________________________

Цель: закрепить умение работать с микроскопом, находить особенности строения клеток растений, животных, грибов и бактерий сравнивать их между собой.


Оборудование: микроскопы, микропрепараты клеток растений, грибов, животных, бактерий, рисунки клеток различных организмов.

Ход работы

1.Рассмотрите под микроскопом микропрепараты растительных клеток, грибов, клеток животных и бактерий.

2.Сравните строение клеток эукариот и прокариот.

3. Данные занесите в таблицу.

Признаки для сравнения

Прокариотическая клетка (бактерия)

Эукариотическая клетка (растений, животных, грибов)

1.Ядро
2. Генетический материал
3. Клеточная стенка
4. Мезосомы
5. Мембранные органоиды
6. Рибосомы
7. Цитоскелет
8. Способ поглощения веществ клеткой
9. Жгутики
10. Пищеварит. вакуоли








5.Сделайте вывод по работе _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3. Обеспечение клеток энергией

Практическая работа № 2

Тема: «Сравнение процессов фотосинтеза и хемосинтеза.

Цель: сравнить процессы фотосинтеза и хемосинтеза

Оборудование: материал учебника

Ход работы

1. Повторите параграфы учебника 11 и 12 «Биология» под ред. В.К.Шумного.
2. Сравните процессы фотосинтеза и хемосинтеза, заполнив таблицу.


Признаки для сравнения

Фотосинтез

Хемосинтез

1.Определения данных процессов

2. Какие организмы участвуют

3. Источник энергии

4. Исходные вещества

5. Конечные вещества



  1. Роль в природе








3.Сделайте вывод по работе.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________