Файл: Методические рекомендации по применению практикума по биологии.docx
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 354
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа № 3
Тема: «Сравнение процессов брожения и дыхания».
Цель: сравнить процессы брожения и дыхания
Оборудование: материал учебника
Ход работы
1. Повторите параграфы учебника 13 «Биология» под ред. В.К.Шумного.
2. Сравните процессы брожения и дыхания, заполнив таблицу.
Признаки для сравнения | Брожение | Дыхание |
1.Определения данных процессов 2. Место протекания процесса 3. Энергетическая ценность 4. Исходные вещества 5. Конечные вещества 6. Роль в природе | | |
3.Сделайте вывод по работе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке
Лабораторная работа № 8
Тема: «Изучение морфологии хромосом млекопитающих».
Дата ______________
Цель: : Рассмотреть строение хромосом, раскрыть биологическую роль хромосом в организме. Дать понятие кариотипа.
Оборудование: фотографии хромосом
Ход работы
1. Рассмотрите фотографии хромосом
2. Определите, на каком рисунке хромосомы шимпанзе, а на каком - человека. Подсчитайте, чему равень кариотип каждого вида
Рисунок 1 Рисунок 2
3. Нарисуйте отдельную хромосому. Отметьте на ней: плечо, центромеру, хроматиду.
4. Определите тип хромосомы ( равноплечая, неравноплечая, одноплечая)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сделайте вывод по работе.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 9
Тема: «Изучение морфологии хромосом млекопитающих».
Цель: : Рассмотреть строение хромосом, раскрыть биологическую роль хромосом в организме. Дать понятие кариотипа.
Оборудование: фотографии хромосом
Ход работы
1. Рассмотрите фотографии хромосом
2. Определите, на каком рисунке хромосомы шимпанзе, а на каком - человека. Подсчитайте, чему равень кариотип каждого вида
Рисунок 1 Рисунок 2
3. Нарисуйте отдельную хромосому. Отметьте на ней: плечо, центромеру, хроматиду.
4. Определите тип хромосомы ( равноплечая, неравноплечая, одноплечая)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сделайте вывод по работе.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 9
Тема: «Сравнение процессов митоза и мейоза».
Дата_______________________
Цель: сравнить процессы митоза и мейоза
Оборудование: материал учебника, таблицы «Митоз. Мейоз»
Ход работы
1. Повторите параграфы 21, 26 учебника «Биология. Общая биология. Часть 1» под ред. В.К.Шумного.
2. Сравните процессы митоза и мейоза, заполнив таблицу.
Признаки для сравнения | Митоз | Мейоз |
1.Процессы в интерфазе 2. Число делений 3. Фазы деления 4. Кроссенговер 5. Число дочерних клеток 6. Хромосомный набор дочерних клеток 7. Количество ДНК в дочерних клетках 8. Для каких клеток организма характерно деление 9. Распространенность среди организмов | | |
3.Сделайте вывод по работе.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов
Лабораторная работа № 10
Тема: «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».
Дата _______________________
Цель: сравнить процессы развития половых клеток растений и животных
Оборудование: материал учебника, таблицы «Гаметогенез у животных» и «Двойное оплодотворение покрытосеменных растений»
Ход работы
1.Используя рисунок 94 «Чередование гаплоидной и диплоидной стадий развития у папоротника», рисунок 95 «Схема развития мужских и женских половых клеток и оплодотворение у животных» учебника «Биология. Общая биология. Часть 1» под ред. В.К.Шумного сравните между собой сперматогенез и оогенез.
2. Данные занесите в таблицу.
Стадии развития половых клеток | Тип деления, набор хромосом, количество ДНК | Сперматогенез | Оогенез |
1.Размножение 2.Рост 3. Созревания 4. Формирование | | | |
3. Как происходит формирование пыльцевого зерна (микрогаметофита) и зародышевого мешка (мегагаметофита) у покрытосеменных растений?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какой тип деления клеток лежит в основе развития пыльцевых зерен и зародышевого мешка?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. В чем суть двойного оплодотворения у покрытосеменных растений?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какой набор хромосом в клетках эндосперма покрытосеменных растений?
______________________________________________________________________
В чем сходство и различие в развитии половых клеток растений и животных?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Сделайте вывод по работе.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Раздел II
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ
Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости
Лабораторная работа № 11
Тема: «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариационной кривой»
Дата_____________________________
Цель: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.
Вариант I
Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).
Ход работы
-
Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запишите. -
Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизонтали сначала расположите ряд чисел, отображающих последовательное изменение признака-V (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже — частоту встречаемости каждого признака (P). Определите, какие признаки встречаются наиболее часто, какие — редко.
V | | | | | | | | |
P | | | | | | | | |
-
Отобразите на графике зависимость между изменением признака и частотой его встречаемости.
-
Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________