Файл: Методические рекомендации по применению практикума по биологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.01.2024

Просмотров: 354

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Практическая работа № 3

Тема: «Сравнение процессов брожения и дыхания».

Цель: сравнить процессы брожения и дыхания

Оборудование: материал учебника

Ход работы

1. Повторите параграфы учебника 13 «Биология» под ред. В.К.Шумного.
2. Сравните процессы брожения и дыхания, заполнив таблицу.


Признаки для сравнения

Брожение

Дыхание

1.Определения данных процессов

2. Место протекания процесса

3. Энергетическая ценность

4. Исходные вещества

5. Конечные вещества

6. Роль в природе







3.Сделайте вывод по работе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 4. Наследственная информация и реализация ее в клетке

Лабораторная работа № 8

Тема: «Изучение морфологии хромосом млекопитающих».

Дата ______________

Цель: :   Рассмотреть строение хромосом, раскрыть биологическую роль хромосом в организме. Дать понятие кариотипа.

Оборудование: фотографии хромосом
Ход работы

1. Рассмотрите фотографии хромосом
2. Определите, на каком рисунке хромосомы шимпанзе, а на каком - человека. Подсчитайте, чему равень кариотип каждого вида



Рисунок 1 Рисунок 2
3. Нарисуйте отдельную хромосому. Отметьте на ней: плечо, центромеру, хроматиду.

4. Определите тип хромосомы ( равноплечая, неравноплечая, одноплечая)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сделайте вывод по работе.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Лабораторная работа № 9

Тема: «Изучение морфологии хромосом млекопитающих».

Цель: :   Рассмотреть строение хромосом, раскрыть биологическую роль хромосом в организме. Дать понятие кариотипа.

Оборудование: фотографии хромосом
Ход работы

1. Рассмотрите фотографии хромосом
2. Определите, на каком рисунке хромосомы шимпанзе, а на каком - человека. Подсчитайте, чему равень кариотип каждого вида



Рисунок 1 Рисунок 2
3. Нарисуйте отдельную хромосому. Отметьте на ней: плечо, центромеру, хроматиду.
4. Определите тип хромосомы ( равноплечая, неравноплечая, одноплечая)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Сделайте вывод по работе.

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Лабораторная работа № 9

Тема: «Сравнение процессов митоза и мейоза».

Дата_______________________

Цель: сравнить процессы митоза и мейоза

Оборудование: материал учебника, таблицы «Митоз. Мейоз»

Ход работы

1. Повторите параграфы 21, 26 учебника «Биология. Общая биология. Часть 1» под ред. В.К.Шумного.
2. Сравните процессы митоза и мейоза, заполнив таблицу.


Признаки для сравнения


Митоз

Мейоз

1.Процессы в интерфазе
2. Число делений
3. Фазы деления
4. Кроссенговер
5. Число дочерних клеток
6. Хромосомный набор дочерних клеток
7. Количество ДНК в дочерних клетках
8. Для каких клеток организма характерно деление
9. Распространенность среди организмов









3.Сделайте вывод по работе.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 5. Индивидуальное развитие и размножение организмов

Лабораторная работа № 10

Тема: «Сравнение процессов развития половых клеток у растений и животных».

Дата _______________________

Цель: сравнить процессы развития половых клеток растений и животных

Оборудование: материал учебника, таблицы «Гаметогенез у животных» и «Двойное оплодотворение покрытосеменных растений»

Ход работы

1.Используя рисунок 94 «Чередование гаплоидной и диплоидной стадий развития у папоротника», рисунок 95 «Схема развития мужских и женских половых клеток и оплодотворение у животных» учебника «Биология. Общая биология. Часть 1» под ред. В.К.Шумного сравните между собой сперматогенез и оогенез.

2. Данные занесите в таблицу.

Стадии развития половых клеток

Тип деления, набор хромосом, количество ДНК

Сперматогенез

Оогенез

1.Размножение
2.Рост
3. Созревания
4. Формирование










3. Как происходит формирование пыльцевого зерна (микрогаметофита) и зародышевого мешка (мегагаметофита) у покрытосеменных растений?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какой тип деления клеток лежит в основе развития пыльцевых зерен и зародышевого мешка?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В чем суть двойного оплодотворения у покрытосеменных растений?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Какой набор хромосом в клетках эндосперма покрытосеменных растений?

______________________________________________________________________

В чем сходство и различие в развитии половых клеток растений и животных?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Сделайте вывод по работе.


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Раздел II

ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ И ИЗМЕНЧИВОСТИ


Тема 7. Основные закономерности явлений изменчивости
Лабораторная работа № 11

Тема: «Изменчивость, построение вариационного ряда и вариа­ционной кривой»

Дата_____________________________

Цель: познакомить учащихся со статистическими закономер­ностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака.

Вариант I

Оборудование: семена фасоли, бобов, колосья пшеницы, ржи, клубни картофеля, листья акации, клена (по 10 экземпляров одного вида на парту).

Ход работы

  1. Рассмотрите несколько растений (семян, клубней, листьев и др.) одного вида, сравните их размеры (или подсчитайте количество листовых пластинок у листьев) или другие параметры. Данные запи­шите.

  2. Полученные данные занесите в таблицу, в которой по горизон­тали сначала расположите ряд чисел, отображающих последова­тельное изменение признака-V (например, число колосьев в колоске, размер семян, длина листовой пластинки), ниже — частоту встре­чаемости каждого признака (P). Определите, какие признаки встреча­ются наиболее часто, какие — редко.

V

























P




























  1. Отобразите на графике зависимость между изменением приз­нака и частотой его встречаемости.







  1. Сделайте вывод о том, какая закономерность модификационной изменчивости вами обнаружена.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________