ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.01.2024
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1.ОПРЕДЕНИЕ ОТРАСЛИ ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ …………………………… ………………………………………………………..6
Параграф 1.1. Определение отрасли права и критерии выделенияотраслей…………………………………………………………………………………..….6
Параграф 1.2. Виды отраслей права…………………........................................11
Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОТРАСЛЕЙ ПРАВА.…………………15
Параграф 2.1. Система современного права и ее элементы ……………..….15
Параграф 2.2.Понятие института права …………………………………..……..23
Заключение……………………………………………………………………….26
Библиографический список……………………………………………………..30
ВВЕДЕНИЕ
Отношения, в которые вступают люди, объединения граждан, государство и общество находятся между собой в тесной взаимосвязи, образуя единое целое. Таким образом, право отражает общественные отношения, их устойчивые признаки, свойства и представляет собой целостную, образованную систему.
Система права выступает как внутренняя форма права, отражающая реально существующие в той или иной стране и опосредуемые им общественные отношения. Нормы, которые составляют систему, связаны между собой по своему характеру и признакам, также как и регулируемые ими общественные отношения.
Системность, это главное свойство любого типа права. Наличие её указывает на то, что право является не случайным набором разрозненных юридических норм, а целостным, устойчивым образованием.
Правовая система как философское понятие – это некое целостное явление, состоящее из частей (элементов), взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Как целое невозможно без его составляющих, так и отдельные составляющие не могут выполнять самостоятельные функции вне системы. Система права – это внутреннее строение права, которое выражается в единстве и взаимозависимости государственных правовых норм и одновременно в разделении права на относительно самостоятельные части. Первым кирпичиком системы права следует определить норму права, которая регулирует типовое общественное отношение, образуя первичный элемент системы права.
Норма права – это составная часть или элемент всего модуля права данной страны. Из этих элементов состоят правовые институты, т.е. разнообразные блоки, и в регулятивной, и в правоохранительной областях.1
Правовой институт – это система взаимосвязанных норм, регулирующих относительно самостоятельную совокупность общественных отношений или какие-либо их компоненты, свойства. Например, в сфере трудовых отношений выделяются, в частности, отношения, связанные с заключением трудового договора, установлением и выплатой заработной платы, привлечением нарушителей трудовой и производственной дисциплины к ответственности. Соответственно в трудовом праве образуются институты трудового договора, заработной платы, трудовой дисциплины. Подобным образом выделяются и другие правовые институты. Именно некоторая специфичность одной группы общественных отношений по сравнению с другими служит причиной возникновения соответствующих нормативно-правовых институтов.
Обычно правовой институт – это сравнительно небольшая общность норм, специфика и автономность которой не выходят за рамки одной отрасли права. Таким образом, институты, находясь в тесной взаимосвязи образуют новые компонент системы права – отрасль права.
Тема работы актуальна потому, что в последнее время в юридической литературе помимо традиционного на отрасли право в целом подразделяют на ветви. В соответствии с этим делением система права состоит из трех уровней: конституционного права, основных ветвей права (гражданское, трудовое, административное, налоговое, уголовное, процессуальное), правовых образований, функционирующих в отдельных сферах.
Предметом исследования в данной работе выступает проблема классификации норм права. Объектом исследования выступают общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права.
Основным методом исследования является метод сравнительного правоведения. На основании изучения различных источников и предложенных в них подходов, я попыталась представить систему классификации основных отраслей права.
ОПРЕДЕНИЕ ОТРАСЛИ ПРАВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ
1.1 Определение отрасли права и критерии выделения отраслей
Отрасль права – это главный элемент системы права, который отличается специфическим режимом юридического регулирования и курирует целые сегменты сходных общественных отношений. Отрасль права не представляет собой механический симбиоз норм из нескольких институтов. Это монолитная структура единоначалия, характеризующееся рядом свойств и характеристик, не присущих правовым институтам. Однако, отрасль права регулирует общественные отношения, связанные с осуществлением какой-либо широкой сферы предметной деятельности общества, государства, граждан и иных субъектов права. Например, гражданское право регулирует все имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, семейное право – отношения, связанные с браком и принадлежностью человека к семье.
Отрасль права содержит полный набор юридических средств, призванных обеспечить эффективное действие как отрасли в целом, так и каждого ее компонента на уровне правовых институтов и конкретных норм права. При этом для каждой отрасли характерен специфический, только ей присущий набор юридических средств правового регулирования, что позволяет не только объединять нормы права единое целое, придавать им упорядоченный, системный характерно и отличать одну отрасль права от другой. В составе больших отраслей есть менее крупное звено – подотрасль права – целостное образование, которым регламентируется специфический вид отношений в пределах сферы правового регулирования соответствующей отрасли права. Так, в гражданском праве в качестве подотраслей выделяют жилищное, транспортное, авторское, наследственное право. Имеются подотрасли в трудовом, уголовном и других отраслях права. Подотрасль - не является обязательным элементом каждой отрасли права. В небольших и тесно консолидированных отраслях (например, в уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном праве) подотраслей вообще нет. Таким образом, система права представляет собой совокупность действующих норм права, объединенных по институтам, подотраслям и отраслям в соответствии с характером и спецификой регулируемых ими общественных отношений.
Предмет и метод правового регулирования – это наиболее существенные основания для деления системы права на отрасли. Предмет правового регулирования – это то, на что воздействует право. А право, как известно, воздействует на общественные отношения. Общественные отношения являются той объективной основой, которая вызывает к жизни право и вносит в него системообразующие признаки.
Каждая отрасль объединяет такие правовые нормы, которые регулируют особый, качественно определенный вид общественных отношений, объективно требующий специфической правовой регламентации. Объединение правовых норм в отрасли права происходит в силу объективных причин, не зависящих от усмотрения правотворческих органов. Главным фактором, обусловливающим отличие одной отрасли права от другой, является своеобразие общественных отношений, которые регулируются этими отраслями права. Отношения, регулируемые нормами различных отраслей права, отличаются друг от друга своим содержанием, конкретными целями и задачами. Так, нормы административного права регулируют отношения, связанные с исполнительными функциями государственной власти, а нормы гражданского права определяют порядок имущественных связей в государстве.
Предмет правового регулирования – это качественно однородный вид общественных отношений, на который воздействуют нормы определенной отрасли права. Предмет регулирования является главным основанием для распределения правовых норм по отраслям права. При указании на отрасль права можно отметить целый ряд ее признаков. У каждой из отраслей есть «свой предмет» т.е. особый участок общественной жизни, целый комплекс однородных общественных отношений – конституционных, трудовых, земельных, по социальному обеспечению и др. Каждая из отраслей имеет «свое законодательство», как правило, самостоятельные кодексы, иные кодифицированные законодательные акты. Так, уголовному праву соответствует уголовное законодательство во главе с Уголовным кодексом (УК); гражданскому праву – гражданское законодательство во главе с Гражданским кодексом (ГК).
Объективными критериями деления системы права на отрасли являются предмет и метод правового регулирования. Правовое регулирование заключается в воздействии норм права на общественные отношения посредством установления прав и обязанностей для участников этих отношений.
Предмет правового регулирования представляет собой совокупность однородных общественных отношений, которые подвергаются правовому регулированию. Каждая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования. Скажем, имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения являются предметом гражданского права, а властно-управленческие - предметом административного права.
Под методом правового регулирования понимается совокупность юридических средств, способов, приемов воздействия на поведение участников общественных отношений, которые используются государством при правовом регулировании этих отношений.
Предмет правового регулирования имеет объективное содержание, поскольку он не зависит от воли законодателя, а целиком и полностью предопределен характером существующих общественных отношений, которые должны быть подвергнуты правовому регулированию. Что же касается конкретного метода правового регулирования, то именно законодатель определяет, какие средства юридического воздействия и в каком сочетании он будет использовать. Но объективный момент и здесь сохраняется. Законодатель не может избрать те методы, которые не оказывают воздействия на регулируемые им отношения.
Существуют два основных метода правового регулирования общественных отношений - императивный и диспозитивный. Императивный метод - это метод власти и подчинения, метод субординации, когда один из участников общественного отношения обладает властными полномочиями в отношении другого, может предписывать ему возможные варианты поведения, а другой обязан подчиняться этим предписаниям. Властные предписания устанавливают порядок возникновения прав и обязанностей сторон и их конкретное содержание. Как правило, содержат карательные санкции. Данный метод присущ, например, уголовному, административному праву. Диспозитивный метод (метод координации или метод автономии) предоставляет самим участникам правоотношений, не связанным отношениями субординации, путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей в пределах, допускаемых правовой нормой. Нарушение правовых обязанностей в этих случаях влечет наступление ответственности лишь по требованию заинтересованной стороны. Этот метод характерен для гражданского, семейного, трудового права и др.
В юридической науке выделяют поощрительный и рекомендательный методы правового регулирования, которые имеют дополнительный характер по отношению к императивному и диспозитивному методам.
Поощрительный метод основан на субъективной оценке органами власти деятельности того или иного субъекта и имеет целью стимулирование его поведения. Желаемое поведение в рамках этого метода поддерживается путем награждения за заслуги, предоставления льгот, премий и т.д. Поощрительный метод часто используется в трудовом и административном праве.
Рекомендательный метод, как и поощрительный, направлен на достижение определенного результата и выражается в виде дачи советов, высказывания пожеланий, призывов к определенным поступкам, не обязательных для лица. Возможности этого метода не опираются на какие-либо юридические санкции, а связаны лишь с авторитетом рекомендующего.
Каждый метод правового регулирования характеризуется следующими компонентами:
1) порядком установления прав и обязанностей участников регулируемых правом общественных отношений. Права и обязанности субъекта могут вытекать из закона (например, право гражданина страны участвовать в выборах), из договора (договора купли-продажи и т.д.), из акта применения права (решения местной администрации о принудительном расселении жильцов аварийного дома с предоставлением им пригодного для проживания жилья и т. п.);
2) степенью автономности субъектов при возникновении прав и обязанностей. Нормы права могут исчерпывающим образом определять права и обязанности участников правоотношений (например, в ходе голосования на избирательном участке) либо предоставлять им возможность самостоятельно решать вопрос об объеме этих прав и обязанностей (скажем, при заключении договора купли-продажи). Поэтому субъекты права, вступая в те или иные отношения, урегулированные нормами права, либо равноправны, либо один из них подчиняется другому;
3) способами регулирования активности субъектов права. В числе этих способов - запреты, предписания, дозволения, рекомендации, поощрения, а также убеждение и принуждение. Запрещая те или иные действия (например, перемещать через границу валютные средства сверх установленных государством сумм), предписывая что-либо (например, иметь при себе заграничный паспорт при пересечении государственной границы) или дозволяя какие-либо действия (делая исключения из общего правила об обязательном применении контрольно-кассовой техники при осуществлении торговли или оказании услуг) и т.д., государство стремится наиболее целесообразно построить общественные отношения. Методы убеждения в условиях сравнительно недолгого функционирования в нашей стране рыночной экономики все еще не выполняют той роли, которая в полной мере соответствовала бы задаче становления гражданского общества и правового государства